Марафоны бывают разные...

Александр Алексеенко 2
       Недавно мне прямо в лоб задали вопрос, да не один, а сразу, следуя сегодняшним немирным реалиям, «кассетным» способом:

       - Что для тебя радость? Как жить в радости? И какой для тебя был самый радостный день в детстве, юности и вообще – за целую жизнь?

       Я понял, откуда ноги растут. Это моя предприимчивая женушка в коалиции со своей такой же активной сестричкой решила провести своеобразный опрос всех своих многочисленных родственников с непонятной мне до конца целью. Обозвали это испытание марафоном.
       Впрочем, я не удивился: сейчас в интернете этих марафонов да на любую тему пруд пруди. Все массово пошли в коучи и вещатели, начали проводить тренинги, семинары, курсы, ретриты... В нашем семейном случае получился именно, что марафон. Но я скептик, и этому нововведению поначалу не поддался.
 
       «С чего это я буду тут перед всеми демонстрировать душевный стриптиз?!»

       И это при том, что понимаю, как важно в сегодняшнее время делать что-то, что отвлечет тебя, заставит переключиться. Воспоминания о радости помогают тебе преодолеть нынешнюю тоску и тревогу. И вообще – жена со своей сестрой неплохие коучи по жизни, поэтому я постарался «стулити пельку», что в переводе с украинского обозначает закрыть рот и, если не хочешь их поддержать, излишне не вякать.
       Для чистоты эксперимента я попытался сказать, что у меня по жизни очень много такого, о чем я вспоминаю с радостью и с теплотой. Скажем так – я позитивный скептик. То, что я не хочу раскрывать душу, это одно. Но более важно другое: я могу найти счастливые моменты в любом периоде своей жизни:

       - сдал школьный экзамен и рад;
       - приехал на каникулы из душного и пыльного Ашхабада в украинское село и не можешь перевести дух от радости;
       - поступил в институт, хотя очень переживал за исход экзаменов, и счастлив;
       - сдал сессию – радостно прыгаешь;
       - выиграло Динамо, а ты это видел своими глазами – непередаваемый восторг…

       Но такие вещи многие унылые обыватели считают обыденной прозой, разве их можно удивить моими радостями? В общем, в силу своего скептицизма и попутных личных сомнений я отвалил в сторону и ни на какие опросы не подписывался.

       Как вдруг...
       Поздним вечером вспоминаю один эпизод из своего дошкольного детства, о котором никогда и никому не рассказывал! А на поверку это вышел чуть ли не самый яркий момент из тех моих лет...

       Мне шесть с половиной, я живу у дедушки и бабушки в глухом украинском селе. Предположим, что глухим я стал его считать в зрелом возрасте, когда понял, как оно далеко отстоит от городской цивилизации.
       А тогда для меня оно было самым важным: ведь тут живут мои дедушка и бабушка, тетя, брат и куча других родственников. Да, и я живу!.. Это был мой последний год, который я проводил не с родителями. Однако в том селе я жил в радости и счастье, особо не выделяя  привычные эпизоды детства. Но один все же выпадал из рутины обычной жизни.

       Был выходной день. Ближе к вечеру праздный люд собрался возле магазина, как самого культурного места в селе, и забавлялся разговорами с перекурами и щелканьем семечек. Соняшники, так их называли у нас.
       Женщины, мужики, люди постарше стояли кучей, опираясь на забор, которым этом магазин был огорожен, и гомонили. Перед забором раскинулась немалых размеров площадка, на которой останавливался автобус из города или автомобиль с продуктами. В общем, площадка больше смахивала на небольшой вытянутый плац.

       А я с компанией таких же малолетних хлопчиков, как и сам, откуда-то возвращались и подходили к этому шумному «пати». Как вдруг кто-то из нас предложил:

       - Давайте сейчас пробежимся перед всеми! Наперегонки!..

       Мне такое в голову прийти не могло, это точно. Потому что сразу же мелькнула опасливая мыслишка:

       «Вдруг я плохо пробегу и опозорюсь? А там стоит столько знакомых...»

       К моему сожалению, наша компания идею поддержала дружно...

       «Придется бежать», - проскочила и вторая унылая мыслишка.

       Деваться некуда, я же не могу показать, что струсил и не побежал? Мы встали в позицию перед стартом, то есть в одну линию, потом кто-то крикнул:

       - Старт!..

       И мы побежали. В голове одна мысль - только бы не последним, только бы не последним...

       Зрительская «трибуна» все ближе и вдруг я понимаю, что никого впереди себя не вижу... Неужели я вырываюсь вперед?! Не могу поверить, но я уже на грудь опережаю ближайшего пацана!.. От ощущения, что я лидер, сил добавляется и перед непосредственно самой «трибуной» бегу определенно впереди всех, с разрывом чуть ли не в полметра.

       Кошу взглядом на зрителей – на меня смотрят!!! Более того, они кричат что-то подбадривающее!.. Нам-то невдомек, что эти крики в шутку, а народ понял, что мы не просто так бежим, мы соревнуемся, и их это позабавило.
       Какие еще могут быть развлечения в селе в воскресный вечер? «Кина» не привезли, горилку можно уже в сумерках распить, а потом в карты перекинуться. А здесь вроде как юношеская олимпиада... Зрелище, одним словом.

       Мы промчались мимо зрителей и метров через двадцать наша дистанция закончилась. Не могу поверить – я стал победителем... Я горд, меня распирает счастье, но я стараюсь этого не показывать. А хлопцы, хотя меня и не поздравили, победу приняли, и уже с восторгом строили планы на будущие пробеги.

       - Давайте и в следующее воскресенье пробежимся! На майках напишем номера, чтобы было по-настоящему, как у спортсменов...

       Я в разговоре не участвую, а только согласно киваю головой. Мне по-прежнему не верится, что смог стать самым быстрым!.. Дома я рассказал бабусе о своей победе, потом дедушке, и все меня хвалили. И да – радость переполняла меня весь вечер.

       На следующий день ноги меня сами привели на место моей славы. Я прошелся по всей дистанции и вспоминал, как бежал, как на меня смотрели, как кричали... И в тот момент своим нехитрым детским умом вдруг понял, что тоже чего-то стою в этой жизни, если так уверенно обогнал сельских хвастунов. Ведь они хотели славы для себя и не сомневались в успехе, а тут некий Сашко всех обошел.
       Ощущение от победы еще долго сохранялось в моей душе. Как оказалось, сохранилось навсегда, если я об этом вспомнил через шестьдесят лет с хвостиком. Спасибо марафону от женушки...

       А пробегов больше никогда не было. Видно, поразмыслив на досуге и осознав свое поражение, хлопчики трезво прикинули: смогут ли меня обогнать, если я их обошел почти на целый метр? И стоит ли поощрять городского...