Комические случаи из жизни Мстислава Ростроповича

Игорь Тютюкин
Всемирно известный виолончелист, пианист, композитор, дирижёр и педагог Мстислав Леопольдович Ростропович (1927–2007) обладал потрясающим чувством юмора, любил шутки, розыгрыши и разные весёлые хохмы.

Добровольное испытание
Однажды, во время гастролей в каком-то провинциальном городе, Мстиславу Ростроповичу, уже прославленному и наделённому титулами музыканту, пришло в голову пойти по объявлению сдавать вступительный экзамен в местное музыкальное училище.
В результате такого эксперимента, маэстро Ростропович с большим трудом сумел получить четвёрку. Которая, впрочем, давала ему законное право на зачисление в училище.

Упущенная возможность
Когда Мстислав Ростропович и Галина Вишневская пришли регистрировать свои отношения по месту жительства невесты, в районный ЗАГС, его сотрудница сразу же узнала известную певицу, солистку Большого театра.
А вот жених в её глазах выглядел очень и очень скромно. Да и странную фамилию его она сумела прочитать не сразу.
И Ростроповичу, совершенно искренним образом, был задан вопрос:
— Уважаемый товарищ, а Вы не хотите поменять свою фамилию на более знаменитую? Ведь сейчас у Вас есть уникальная возможность стать Мстиславом Вишневским.

Лососина
Однажды Ростропович, в качестве дирижёра, репетировал с оркестром исполнение Пятой симфонии Сергея Сергеевича Прокофьева.
Результат не удовлетворял маэстро, в одном месте качество звучания было совершенно не то.
И, сделав паузу для отдыха, Ростропович сказал оркестрантам:
— Ребята, вот представьте себе такую картину. Большая коммунальная квартира, общая кухня. Несколько столов с горящими примусами. На них жильцы готовят себе еду. Каждый что-то своё делает. Кто-то болтает, кто-то напевает, кто-то с кем-то ругается. Вокруг стоит невообразимый гам. И вдруг в коридоре раздаётся крик: «Товарищи! В магазине лососину дают!». Все тут же бросают свои дела и дружно бегут в магазин…
Музыканты расслабленно посмеялись и вновь принялись репетировать. А когда дошла очередь до нужного места, Ростропович вдруг резко крикнул:
— Лососина!
И оркестр незамедлительно выдал требуемое качественное звучание.

Секрет любви
В одном из интервью журналист задал Мстиславу Ростроповичу вопрос:
— В чём секрет того, что Вы всё время испытываете к своей жене такие нежные искренние чувства?
— Секрет заключается в том, — ответил Ростропович, — что когда я смотрю на неё, я каждый раз на ней мысленно женюсь.

Целинный слушатель
Когда Ростропович работал в московской филармонии, его, вместе с композитором Яном Френкелем, послали с концертами на целину.
И как-то раз они приехали для выступления перед целинниками прямо на полевой стан.
А поскольку, в отличие от сельских клубов, пианино там отсутствовало, Френкель, для аккомпанирования Ростроповичу, привёз с собой аккордеон.
И вот идёт концерт на двух инструментах — на виолончели и на аккордеоне.
Вдруг, откуда-то издали, перешагивая через сидящих на земле зрителей, к музыкантам начинает двигаться громадный дядька в рабочем комбинезоне.
На лицах артистов появляется лёгкий испуг.
А дядька, подойдя к Ростроповичу, своими здоровенными ручищами слегка отодвигает его вместе с инструментом в сторону и басит:
— Извини, мужик. Не надо на этой скрипке трындеть. Хочется баян послушать.

Про выбор инструмента
Как известно, отец Ростроповича Леопольд Витольдович тоже был виолончелистом.
И однажды у маэстро спросили, почему он пошёл по стопам отца, выбрав в качестве инструмента виолончель?
— Отец, безусловно, повлиял на мой выбор. — ответил музыкант. — Но дело ещё и в том, что я во времена юности с любовью относился к виолончели, как к женщине. Однако потом, когда прошло значительное количество лет, мне стало известно, что французское слово «виолончель» имеет мужской род. Это было для меня потрясением. Так что я сейчас даже не уверен, что выбрал бы тогда виолончель, если бы знал, что это — он.

Фантастическая программа
Однажды, за пару месяцев до гастрольной поездки в США, Ростропович был вызван в Особый отдел. Где у него строго спросили, согласована ли программа его предстоящих выступлений с чиновниками Министерства культуры СССР?
Маэстро ответил, что программа гастролей отправлена принимающей стороне без каких-либо согласований.
От такого ответа особисты пришли в негодование. И велели музыканту тут же написать новую программу.
Ростропович сперва был в растерянности. А потом, разозлившись, написал фантастический список из произведений для виолончели, которых вообще никогда не существовало в природе.
При этом, помимо известных фамилий Моцарта и Беллини, в программе фигурировали и вымышленные фамилии композиторов.
В Министерстве культуры новую программу одобрили, красиво распечатали на самой лучшей бумаге и, подписав у Ростроповича и министра культуры Екатерины Фурцевой, выслали в США.
И американские организаторы гастролей потом очень долго и безрезультатно искали во всех музыкальных библиотеках мира ноты указанных в списке произведений.

Две просьбы
Перед длительными гастролями в США Мстислав Ростропович и Эмиль Гилельс, проходили обязательное собеседование в партийной комиссии. И попросили разрешить им взять в двухмесячную поездку жён.
Члены комиссии рекомендовали музыкантам написать соответствующие заявления на имя министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. И в качестве веских причин для участия жён в гастролях, сослаться на своё слабое здоровье.
Гилельс написал, что, в связи с хронической болезнью печени, он нуждается в постоянном заботливом уходе. И поэтому просит опустить с ним на два месяца за рубеж жену.
А Ростропович написал следующее:
«В связи с тем, что я совершенно здоров, и поездка продлится два месяца, прошу направить меня на гастроли вместе с женой».
Как это ни странно, обе просьбы музыкантов были удовлетворены.

Кусочек гонорара
После успешной гастрольной поездки по Соединённым Штатам Ростропович был приглашён в посольство СССР, где ему предложили сдать почти весь денежный гонорар, оставив себе какие-то крохи.
Ростропович знал о такой практике изымания у советских артистов валютных заработков, и заранее попросил своего концертного директора потратить весь гонорар на покупку большой фарфоровой вазы.
Красивая дорогущая ваза прибыла на приём в посольстве вместе с музыкантом.
Он взял её в руки, повертел, любуясь, и неожиданно для работников посольства уронил на мраморную плитку пола.
Ваза разбилась на множество осколков.
Ростропович взял один из фарфоровых кусков, обернул его носовым платком и бережно положил в карман пиджака.
— Это моя часть… А остальное, товарищи, всё ваше.

Советское наказание
Из-за того, что у Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской на даче какое-то время проживал опальный писатель Александр Исаевич Солженицын, музыкант однажды был вызван в кабинет Екатерины Фурцевой.
И она достаточно резко ему заявила:
— Вы посмели укрывать антисоветского деятеля! И за это будете наказаны! Отныне Вам запрещены все гастроли за границей! Будете концертировать только в СССР!
Ростропович сделал глубоко удивлённое лицо:
— Екатерина Алексеевна, а разве выступления в родной стране являются наказанием?

Слонёнок
Как-то раз, Ростропович позвонил знакомому юристу, и весьма убедительно попросил его приехать в московский зоопарк.
Там, якобы, родился слонёнок, которому хотят дать имя Мстислав Ростропович. Поэтому срочно необходимо оформить нотариально заверенное согласие маэстро на регистрацию имени слонёнка.
Юрист поверил в розыгрыш и пообещал приехать в зоопарк с нужными документами.
Через пару минут Ростропович перезвонил юристу и честно признался в шутке.

Незабываемый лебедь
В 1990 году Мстислава Ростроповича, который тогда в Вашингтоне дирижировал Национальным симфоническим оркестром, попросили принять участие в концертном праздновании в Сан-Франциско 70-летия знаменитого скрипача Айзека Стерна, друга Ростроповича.
Организаторы юбилея попросили маэстро исполнить на торжестве виолончельный номер «Лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса. А, как известно, этот номер прочно связан с балетом. Поэтому у Ростроповича тут же созрел план по необычной подаче своего исполнения.
Он заявил, что выступит на юбилее только при одном важном условии, —  если о его участии в этом концерте никто заранее не будет знать. Организаторы согласились.
И в атмосфере строжайшей секретности началась подготовка к выступлению.
Для Ростроповича были изготовлены специальные балетные пуанты 43-го размера, соответствующая балетная пачка, белая блузка, трико и диадема на голову.
Музыкант тайно прилетел в Сан-Франциско, тайно поселился в отеле и тайно прибыл в тайную гримёрку рядом с парком, где на открытой площадке проходил торжественный концерт.
Среди публики было множество знаменитостей, дамы блистали шикарными платьями и дорогими украшениями, мужчины были одеты в роскошные смокинги.
И вот приближается романтический лебединый номер, который режиссёрами юбилея мыслился так.
Во время звучания прекрасной сюиты Сен-Санса голливудская кинозвезда Грегори Пек читает текст о трепетных отношениях виновника торжества Айзека Стерна и его жены Веры:
— Однажды молодой Айзек увидел чудесную женщину, похожую на лебедя. Он сразу же влюбился в эту белоснежную птицу. Она пленила его своей красотой. И их судьбы переплелись навсегда…
В этот момент должен был появиться Ростропович и исполнить на виолончели «Лебедя».
И он появился. Плавно выплыл на сцену в своём оригинальном наряде, спиной к зрителям.
При этом Ростропович, под звучание вступительной пианинной музыки, своими движениями старался подражать великой Майе Плисецкой в образе «умирающего лебедя».
Проплыл через всю сцену, остановившись возле коробки с канифолью. Потёр канифолью свои пуанты, по примеру настоящих артистов балета.
Однако реакции со стороны зрителей никакой. Никто ничего не понимает.
Тогда «лебедь» повернулся к публике лицом, подошёл к стоявшей на сцене виолончели, сел на стульчик, поставив инструмент между ног, и стал играть.
Но собравшиеся продолжали молчать, всё ещё не понимая, что происходит на сцене, и не узнавая маэстро.
Тогда, сыграв несколько тактов, он снова подошёл к коробке с канифолью, потёр смычок и дунул на него.
И тут люди начали его узнавать. Раздался смех, послышались возгласы: «Это Ростропович!».
Фальшивый «лебедь» снова сел за инструмент и вдохновенно сыграл весь номер.
Успех был ошеломляющий.
В конце исполнения зрители устроили Ростроповичу такую долгую и мощную овацию, которых у него, возможно, никогда в жизни не было.
Шутка мировой музыкальной знаменитости стала, что называется, «гвоздём» этого юбилейного торжества.

Приглашаю на мой дзен-канал «СЧАСТЬЕ И ОПТИМИЗМ», где есть много забавных перлов из школьных сочинений и остроумных комментариев к ним, есть статьи про смешные случаи из жизни известных людей и многое другое.
Вот ссылка:
https://dzen.ru/sio