Операция шатун

Шляпин Александр
ОПЕРАЦИЯ «ШАТУН»

Весть о бродячем медведе-людоеде, огромных размеров, который завелся в местных лесах, с каждым днем обрастала жуткими подробностями. Бабы и мужики, стоя в очереди за хлебом и портвейном, говорили, что это чудовище за последнюю неделю сожрало пять человек. Хотя были и скептики, кто в эти сплетни не верил. Кто и зачем распускал эти слухи, было непонятно до тех пор, пока на солнечных лесных лужайках не созрела лесная ягода-малина.
Её урожай в том году, превзошел все ожидания. Это было настоящее ягодное безумие. Лесные полянки, делянки, выгорки и завалы, в то лето, неизвестно по каким природным причинам заросли сплошными кустами малинника. Народ «пронюхавший» про щедрые природные дары, массово подался в леса, теряя во время сбора всякую бдительность. Лишь только солнце слегка подсушивало осевшую за ночь росу, как гонимый жаждой добычи божий люд, с бидонами, ведрами и заплечными коробами, мчался наперегонки в сторону лесных полян и прочих угодий, чтобы приобщиться к массовому сбору лесного лакомства, рвущегося по швам от буйства витаминов.
Таких «махинаторов», как эта троица, в деревне не было за всю историю её существования. А причиной всему - заводила компании. Это был Сашок, приезжий из города внук бабки Полины. Деревенские прозвали его «Сынок». Этот шустрый малый каждое лето прикатывал к своей бабусе на каникулы, чтобы от всей души оторваться на местных просторах. Его папаша был кадровым офицером, которого судьба мотала по дальним гарнизонам огромной страны советов.
Их было трое: «Сынок», «Хромой», и «Косой». Там где появлялась эта компания, всё приходило в какое-то непонятное движение, нарушавшее устои и привычки местного населения. А летом в деревне было, где разгуляться: пруд, рыбалка, грибы дискотека в колхозном клубе и много других всяких шалостей, которые веселили юные бунтующие души.
Кто из деревенских парней дал Сашке клику «Сынок», история умалчивает. Только она прилипла к нему прочно и на долгие годы. Приезжего Санчелу, в деревне знал каждый - по эпическим прошлым приездам, о которых в народе слагались легенды.
О, это был еще тот сорванец, дурная слава о нем, словно паровоз, бежала со скоростью звука, наполняя мозг и уши местного обывателя, сказочными легендами. Вести о приезде на побывку шкодливого подростка, в одно мгновение разлеталось по деревне, обрастая людскими домыслами.
Деревенские бабы, прослышав о появлении хулиганистого «Сынка», в страхе запирали ставни, и старались своего носа из хат не высовывать. Приезд, «Сынка» скрыть было невозможно. Как только где-то раздавался треск мотоцикла без глушителя, хлопок армейского «взрывпакета», или салют из сигнальных ракетниц - это означало одно - гроза кур, гусей и прочей живности «Сынок», пожаловал к бабушке на летние каникулы.
Любимым местом сбора шальной компании, была аллейка возле деревенского клуба на южной - солнечной стороне. Два ряда молодых березок, высаженных пионерами 50-х, притягивала «аборигенов» каким-то природным «уютом». Здесь на траве можно было, загорать, курить играть в карты и даже играть в футбол в одни ворота. Здесь в тени кудрявых березок, рождались удивительной изощренности планы будущих «операций», «акций» и других «махинаций».
-Эх, что-то скучно стало,- сказал «Сынок», глядя в бесконечную даль голубого неба.- Может, мужики, на рыбалку сегодня сходить -а? До дискотеки еще целый день. Бреднем речку профильтруем, может, на жаренку щурят наловим….
-Вечером надо идти рыбалку,- ответил «Хромой».- Когда солнце не так печь будет…. Карасей наловим, ухи наварим….
-Ты же знаешь Геник, какая самая хорошая рыба?
-Самая лучшая это налим, в нем костей нет…
-Дурак ты Генка! Хохлы говорят: -лучшая рыба –это колбаса! А лучшая колбаса – это бабский чулок набитый пачками денег,- ответил «Сынок» и засмеялся.
-А в лесу малина созрела,- ответил «Косой». – Вчера Наташка с мамкой в Петухи ходили - на завалы, принесли бидон и доёнку. Сегодня утром снова ушли… Может и мы сходим?
-Не, малину на жаре собирать дело не благодарное… Лучше уж тогда на речку купаться, -ответил «Хромой». – Или, как «Сынок» говорил -бредень потягать по ручью… А еще я чуял, бабы в магазине сказывали, что по завалам медведь ходит… Говорят, что задрал уже человек пять…
-Ага, куды не пойди, кругом обглоданные скелеты валяются, -сказал «Сынок». - Больше баб своих слушай! Они не такое тебе расскажут… Слухи Гена, распускают для того, чтобы самим собирать урожай, а другие - типа тебя, чтобы боялись в лес ходить…
-Нет, «Сынок», ты не прав,- ответил «Косой», - медведи у нас есть, только они больше в чащобах, да на овсах жиры на зиму нагуливают. Я своими собственными глазами медвежьи следы видел… Вот такая у него ступня,- сказал он, показывая на свою кепку.- Двадцать сантиметров диаметром…
В этот миг лихая мысль о кровожадных медведях, посетила мозг «Сынка», и зависла там, словно соринка в глазу, мешая думать о чем-то другом. На память вдруг пришел овчинный тулуп, весящий в бане у бабушки. Тулуп был старый, рваный и давно вышедший даже из деревенской моды, а главное – главное, что он был пошит из овчины коричневого цвета. Такого же цвета как шуба у медведя. Бабка им прикрывала мешки с картошкой, перед тем как ссыпать её в подполье. Тут в голове «Сынка» и сформировался образ «Косого», которого он мысленно переодел, в вывернутый на изнанку овчинный тулуп.
-Ха,- провопил он, – у меня мужики идея есть…
-Ну, и что ты опять выдумал,- спросил «Хромой».
-А я знаю, как нам малины набрать, и при этом не лазить по кустам и завалам,- сказал «Сынок» ковыряя между зубов травинкой…
-Я тоже знаю,- ответил «Косой». - Надо просто на базаре купить… Вон бабы на рынке продают по десять рублей за ведро…
-Десять рублей,- спросил «Хромой», делая удивленные глаза.
-Десять рублей – спросил «Сынок», повторяя за Генкой.
-Да, десять рублей!- ответил «Косой».- Я вчера в город ездил, в военкомат, за приписным…
«Косой» артистично закатил глаза, выдержав паузу, завис, словно что-то забыл.
-Ну - ну… Не тяни кота за хвост,- сказал «Сынок». – Говори, по сути, с чувством и с расстановкой…
-Что ну? Ну, там, на базаре возле автовокзала, сидят бабки, которые продают малину по десять рублей за ведро. Рубль- литровая банка…
-Так, что мы тогда сидим? Кого ждем,- продекламировал «Сынок». – Деньги мужики, сами плывут нам в руки… Десять рублей за ведро! Это, же какие, деньжищи – мама моя дорогая! А если десять ведер - это же целая сотня… А сто ведер – это почти новый мотоцикл «Урал»…
-Ты «Сынок», дурак! В жару, под солнцем собирать малину,- удивленно спросил «Хромой»- нет уж, я лучше на рыбалку пойду, чтобы ближе к воде быть…
-Это ты дурак,- ответил «Сынок» – и не понимаешь, как можно набрать малины не ползая по завалам… Ты, что заработать не хочешь?
-Хочу,- ответил «Хромой».- Я бы себе спиннинг купил…
-И я хочу, - сказал «Косой», - мопед хочу «Рига»…
-Ну, тогда мужики, слушайте, мой план….
И тут «Сынок», артистично размахивая руками, стал рассказывать, как он возьмет у своей бабке тулуп, и что вывернет его шиворот - на выворот, шерстью наружу. Как засядет в этом тулупе в завале и будет ждать, когда бабы насобирает по ведру малины. А потом, когда они наберут ягод и уже соберутся уходить домой, на сцену этого театра выйдет «Косой» в вывернутом тулупе, и будет изображать из себя бурого медведя, громким и громогласным рычанием.
-А чего «Косой»,- спросил Косой. – Чуть, что - так «Косой»…
-А того, что не у меня фамилия Медведев, и не у Хлипы. Ты крупнее нас с Генкой. Ты глянь на себя - какой у тебя рост? Ты же Санчело, вылитый бурый медведь…. Красив лицом и строен станом, как Аполлон Бельведерский….
Косой расцвел в улыбке, словно ему сделали комплемент.
-Сто семьдесят пять,- ответил он горделиво.
-Ага, большая палка говно в сортире мешать…. Я и то всего сто шестьдесят восемь,- парировал «Сынок»…. Мне до медведя еще пару лет расти нужно…. Хлипа вон, тоже ростом не вышел - заморышь какой-то…. Какой с него на хрен медведь? Его ни кто не испугается…. А ты и бегаешь быстрее и фамилия у тебя такая звериная - Медведев….

-Это волку надо бегать…. А медведю, что - ходи себе и рычи, словно гадить хочешь, или чем-то недоволен,- ответил «Косой», закуривая.
-Ты Санчело, лучше курить бросай…. Медведи они ведь не курят,- сказал «Сынок». - А то и сам убежать не сможешь….
-А вы, что будете делать?
-А мы с Хлипой, будем делать вид, что тоже собираем малину…. Возьмем пустые ведра, вставим крышки из фанеры и наберем, под самый «Марусин поясок», а потом ходить будем среди баб и шпионить, чтобы выбрать лучший момент для налета….
-А это, что такое «Марусин поясок»,-спросил «Косой».
-Это Саша, канавка на ведре чуть ниже ушей, за которые крепится ручка….
-Понял не дурак, а был бы дурак, все равно бы не понял,- сказал «Косой», стараясь шутить
На том и порешили.
Уже вечером, пока солнце уверенными шагами не начало движение к закату, свернув тулуп трубочкой, компания «тайными партизанскими тропами» выдвинулась в сторону бывшего хутора, в народе называемого «Петухи». Там когда-то еще до сталинской коллективизации, на кромке леса, проживал «кулак» Петухов Семен. Ярого индивидуалиста антисоветчика и всё его семейство сослали в период коллективизации в Сибирь, а хутор раскорчевали, да распахали для нужд колхоза. Родине нужен был хлеб, и любой клочок земли представлял особую ценность. Как раз здесь на землях бывшего кулака и высились завалы из вырванных из земли деревьев, которые за год успели зарасти молодым и крепким малинником.
Тулуп решено было спрятать на месте будущей акции, чтобы, не привлекая к себе внимания, утром налегке направиться на сбор ягоды вместе с народом.
Утро выдалось чудесным. Так бывает всегда в летнюю пору, когда солнце из светила превращается в ту божественную силу, которая дарует энергию всему живому на планете Земля.
Банда, «вооружившись» ведрам, весело и шумно двигалась в сторону леса, стараясь привлечь к себе внимание. Девки и бабы, были крайне удивлены, увидев рядом с собой веселую троицу, слухи о «подвигах» которых, разносились по деревне со скоростью света. По плану злоумышленников всё должно было выглядеть натурально, чтобы даже «комар не подточил своего носа».
-Слышь «Цырла», бабы в «СельПО» говорили, что по завалам медведь шастает – малину жрет…. Что ты будешь делать, если он на тебя нападет,- спросил «Сынок» Наташку, которую местные ребята называли странным и загадочным словом «Цырла».
-Я ему по носу стукну палкой,- ответила «Цырла» и засмеялась, стараясь выглядеть уверенно и бесстрашно. 
-Кабы ты девица красная, в панталоны часом не навалила,- ответил ей «Хромой». –А то тут воды на три версты в округе нет, чтобы потом задницу твою отмыть…. Так и почешешь домой с полными закромами….
Парни засмеялись, а конопатая и рыжеволосая «Цырла», зарделась от смущения, как наливное яблочко.
-Ты их Наташка, не слушай, они тебе и не таких гадостей наговорят! Этот «Сынок» он такой прохиндей - мама моя дорогая! Там где появляются эти три придурка – там жди неприятностей, - сказала Любка, которую в деревне прозвали «Сорока». То, что видела или слышала эта особа, превращалось в стократную паническую атаку, которая обрастала такими подробностями, которые вряд ли бы мог придумать даже знаменитый сказочник Андерсен.
-А я и не слушаю, «Сынка» послушать - это как саму себя обдурить….
-А что я!? Мое дело Наташа, предупредить, а там ты, как хошь…. Вчера бабы в «СельПО» сказывали, что в «Петухи» медведь повадился жрать малину, - придумал на ходу Сашка.
-Да – это верно,- подхватил его «Косой». Я давеча даже его след видел…. Во - с мою кепку,- сказал Сашка, и для достоверности показал её бабам. – Вот такая – и это у него пятка ….
-Да вы все лгёте! Мы вчерась тут были, и никаких медведей не видывали,- ответила «Цырла». – С утра за два часа доёнку собрала….  И Любка тоже вчера с нами была, скажи им Люб….
-А что им говорить, они, что малины идут собирать? Они сейчас нажрутся вволю ягоды, и пойдут домой с пустыми ведрами…. Негожи мальцы такую работу делать…. Им бы только языки чесать про всяких там медведей….
-Ты «Сорока», меньше бы тарахтела, - сказал «Сынок», растягивая рот в улыбке,- больше было бы пользы. А то я поймаю змею, да суну её тебе в трусы….Во будешь прыгать, словно трепетная лань….
-А я бабе Поле пожалуюсь…. Пусть она тебя чапельником по ребрам отходит - змею ён поймает…. Чай сам, наверное, ту змею боишься….
-Я боюсь,- переспросил «Сынок». - Да знаешь, ты глупая баба, сколько я на болоте змей поймал…. Штук десять – это точно….
-И где они? Что ты с ними сделал?
-В аптеку возил: - с какой-то гордостью сказал «Сынок».- Там их доят, а из яда потом, мази всякие делают от ревматизма…. За каждую змею по три рубля дают….
-Ти лгёшь ты, - спросила «Цирла», еле сдерживая смех. – Это кто в аптеке змей доит – змеиный дояр? Они, что тебе коровы!?
-Кто-кто – дед Пихто,- передразнил Сашка. – Они из змей яд выдаивают, чтобы всякие мази от радикулита делать…. Ты, что по телевизору не видела, как их доят?
-А как их доят,- ехидно спросила «Сорока».- У них что титьки, как у коров ёсь?
-Ёсь!? И лаборатория ёсь,- ответил «Косой», подыгрывая «Сынку».-Змеи там в террариумах живут, и их там мышами белыми кормят, чтобы они яд нагуливали, как свиньи сало…. Чем больше змея сожрет мышей, тем больше у неё будет удой яда….
-Да, ну вас! Все вы лгёте,- сказала обиженным голосом «Цырла».
-А ты в район в аптеку прокатись, там и узнаешь, сколько змея одна стоит…. Может, с нами будешь ловить…. Хотя вас баб, можно самих в аптеку сдавать. У вас у самих яда, как у дурака махорки….
-Да, ну вас, - повторилась Наташка. –Все вы лгёте….
Пока говорили, незаметно пришли на место. Здесь раньше был лес и перелески, которые раскорчевал колхоз под новые поля. Завалы выкорчеванных деревьев, тянулись на сотни метров вдоль леса и представляли собой рукотворные баррикады заросшие малинником.
Подойдя вплотную к завалам, «махинаторы» был удивлен количеством спелой ягоды. Красные гроздья ягоды-малины свисали на ветках до самой земли.
-Ну, ни фига себе,- сказал «Сынок», увидев урожайные угодья.- О, тут есть, где разгуляться добру молодцу…. Ладно - мальчики направо, а девочки налево…. К сбору ягоды приступить,- скомандовал «Сынок», и, повесив на шею ведро, через ремешок, принялся, первым делом набивать рот ароматной и спелой ягодой, чтобы утолить желание. Не прошло и минуты, как все разбежались по завалу в поисках обильных, малинных месторождений. Постепенно к ближнему завалу подтянулось из деревни еще несколько человек, которые влились в коллектив любителей малинового варенья. Постепенно завал превратился в некое подобие колхозного собрания. Разговоры, шутки и даже песни, наполнили атмосферу. Из-за обилия ягоды, время шло незаметно и постепенно ведра довольно быстро стали наполнятся ароматной и спелой ягодой. Близилось время начала акции.
«Косой», как главный персонаж разыгрывающейся трагедии перелез на другую сторону завала. Там он извлек из тайного места тулуп и…. Тут к своему удивлению он обнаружил, что на обратной стороне завала ягоды-малины было больше. Народ сюда не хаживал по причине высоты и крутизны завала, а обходить его было далеко. Бревна и вырванные с корнем деревья, сдвинутые мощными тракторами и корчевателями, создавали не преодолимое заграждение.
Напялив на себя тулуп, «Косой» решил немного потренироваться, чтобы выглядеть достойно и убедительно в роли медведя. Забравшись в самый центр завала, он стал рвать ягоды, и, рыча, и чавкая, стал с аппетитом поедать их, стараясь выглядеть ближе к оригиналу. Разве мог он знать, что в это самое время на этой стороне настоящий медведь набивал свою утробу спелой ягодой. Он, молча, срывал её когтями, и закладывал в рот, стараясь не проронить ни одной. В какой-то миг запах барана привлек его внимание, и ему вдруг захотелось отведать парной баранины. Медведь поднялся на задние лапы и осмотрелся. Его чуткий до запахов нос мгновенно вывел его глаза в сектор визуального обнаружения цели. И он увидел среди малинника шкуру барана, который со страстью поедал малину. Подкравшись сзади к «Косому», медведь обнаружил перед собой что-то непонятное. Вожделенная добыча сидела на стволе дерева и вместо того, чтобы пахнуть добычей, она воняла папиросами «Прибой». Любопытство овладело косолапым, и он аккуратно подцепил «барана», за подол тулупа.
-Эй, ты чего,- провопил Саня Медведев,- я упасть могу….
В какой-то миг он обернулся, и увидел перед собой морду дикого зверя, которая была настолько близко, что у него мгновенно подкосились от страха ноги. Медведь тем временем тоже опешил, он махнул лапой и зацепил шкуру барана, которая к его удивлению, без всяких усилий слетела с тела. Медведь не удержался. Ветка под ним треснула, и он провалился во внутрь завала.
-А медведь, - заорал «Косой», прыгая по стволам деревьев подобно испуганной белке. В три прыжка он перепрыгнул через заросли кустов и малины, и оказался на той стороне, где его друзья ждали сигнала.
Медведь, упавший в завал, почему-то подумал, что на него напал «баран». Он вцепился в полушубок когтями, и под страшный рык стал рвать его зубами. Звук дикого рычания дошел до компаньонов «Косого»
-А медведь, - улыбаясь, хором завопили «Хлипа» и «Сынок», стараясь поддержать друга, играющего столь специфическую роль.
Они еще не догадывались, что в это время когда «Косой» без тулупа мчался в сторону деревни, в завале орал и рычал перепуганный медведь.
-Слышь, «Сынок», а куда это «Косой» помчался?
-Домой, наверное,- ответил Санек.
-А кто это тогда там рычит?
-А хрен его знает,- ответил «Сынок», начиная о чем-то догадываться.
Тут до «подельников» дошло, что в их план вмешался его величество случай.
В этот миг «Косой» остановился. Он, обернувшись, заорал:
-Эй, идиоты, там, там, в завале настоящий медведь….
И тут до «подельников» дошла мысль, что «Косой» стал жертвой нападения настоящего дикого зверя. Бросив свои ведра с ягодой, они в одно мгновение включили повышенную передачу, устремились следом за ним. Увидев непонятную суету бабы, не спеша, чтобы не просыпать ягоды, следом за всеми побежали трусцой в сторону деревни.
Косой натужено дышал, словно пробежал три километра:
-Там это,- заикаясь, пытался говорить он,- это, настоящий медведь…. Он с меня т-т-тулуп стянул, видно п-п-подумал, что я б-б-баран…. Я его правым глазом видел. Он схватил тулуп, под ним что-то треснуло, и он упал вниз - под завал….
-Брешешь,- сказал «Сынок».
-Да, чтобы мне сто лет малинового варенья не жрать,- ответил «Косой», и перекрестился, словно на святой лик. –Я Санчела, его, как тебя видел….Вот так - глаза в глаза! Он, наверное, думал, что это баран, а тут я собственной персоной…. Он в шкуру вцепился, а я из неё выпрыгнул, словно глист из задницы…. Чуть сам не обгадился….
В этот момент «Сынок» засмеялся. Он ржал с каким-то неведомым упоением, как смеются люди, попав в комическую ситуацию.
-Ну, и что ты ржешь,- спросил Хлипа.
-А где наши ведра с ягодой,- спросил «Сынок», и стал ржать еще сильнее. В этот миг до подельников дошло, что только они втроем остались без собранной ягоды. Ни кто из баб свои ведра не бросил.
-Ну, мальцы, и где ваши малины,- спросила Наташка «Цирла».
-Что же вы, свои ведра там побросали? Теперь вашей малиной мишка буде лакомиться,- сказала «Сорока».
С тех пор подельники в ягоды больше не ходили. Им было стыдно, что им не удалось, как надо, провести операцию Шатун.