Инякино, Инякинское поселение

Тимохин Владимир
ИНЯКИНО – село, административный центр Инякинского сельского поселения Шиловского района Рязанской обл. Расположено на р. Мильчус (левый приток р. Средник) в 20 км к сев.-вост. от пгт Шилово и в 91 км к вост.-юго-вост. от г. Рязани. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Инякино постоянно проживает 1224 чел. (в 1989 – 1419 чел.).

Первонач. название насел. пункта – Инякино; во второй полов 17 – 18 вв. – Михайловское, Княгинино, Инякино тож; в конце 18 – первой полов. 19 в. – Михайловское, Инякино тож; во второй полов. 19 – начале 20 вв. – Инякино, Михайловское тож; в совет. время – Инякино. Происхождение названия Инякино не установлено. Согласно мест. преданию, первая запись к-рого относится еще к началу 20 в., селение было основано разбойником Инякой. Был он очень злобный и кровожадный, скрывался со своими сотоварищами в дебрях лесов дремучих, грабил купцов. «Но однажды собрал он своих разбойников и сказал: «Пограбили мы много, многого душ загубили, барахлом разжились – однако нет у нас ни семей, ни домов». Погоревали разбойники и решили обустроиться на мирную жизнь. Построили дома, завели семьи, а Иняка-атаман стал у них вроде старосты. Так и началось Инякино» (запись А.П.Гаврилова). Наименования Михайловское и Княгинино связаны с именем и титулом одних из первых владельцев селения – крещеного татарского кн. Михаила и его жены кн. Марьи Кайбулиных, построивших в селе Успенскую церковь.

Д. Инякина Борисоглебского стана Шацкого уезда упом. в писцовых кн. 1617 (письма и меры кн. Леонтья Шаховского и дьяка Бажена Степанова), где она значится, как бывшее дворцовое селение, находящееся в раздаче за помещиками и ей дается следующее описание: «За окольничим за князем Григорьем Костянтиновичем Волконским, что было дано Ондрею Ошанину, деревня Инякина на речке на Мильчус, а в ней дв. помещиков, 17 дв. крестьянских, 2 дв. бобыльских, 16 дв. пустых; пашни паханые середние земли 10 чети с осминою и с четвериком, да перелогу и лесом поросло 566 чети бес четверика в поле, а в дву по тому ж; сена вверх и вниз по Оке реке 165 копен; лес черной большой. И всего за окольничем за князем Григорьем Костянтиновичем деревня, а в ней 17 дв. крестьянских, а людей в них тож, 2 дв. бобыльских, а людей в них тож, 16 дв. пустых; пашни паханые середние земли 10 чети с осминою и с четвериком, а доброю землею с наддачею 5 чети с осминою, да перелогом и лесом поросло 566 чети бес четверика, а доброю землею с наддачею 453 четв. бес полуосмины. И обоево пашни и перелогу, и лесом поросло, середние земли, доброю землею с наддачею 490 четв. с полуосминою в поле, а в дву по тому ж; сена 165 копен, лес чорной большой. За окольничим же за князем Григорем Костянтиновичем Волконским поместья в Мещевску, да в Вязме, да в Дорогобуже, да на Костроме 979 чети».

Впоследствии д. Инякина перешла во владение крещеного астраханского царевича кн. Михаила Араслановича Кайбулина, женатого на Марии Ляпуновой. По-видимому, именно им в Инякино была построена Успенская церковь, после чего оно стало писаться селом.

В подлинных писцовых кн. Шацка и Касимова 1658 – 1659 с. Михайловское, Княгинино, Инякино тож, описывается следующим образом: «За княгинею Марьею царевича князь Михайловою женою Кайбулина, что дано ей после мужа ее на прожиток, село Михайловское, что была деревня Инякина на речке на Мильчусе, а в нем церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы да предел Михаила Архангела, а в церкве образы и ризы и книги и колокола и всякое церковное строенье княгини Марьи, а у церкви дв. поп Афонасей Кондратьев, дв. дьячки Васка да Мартинко Афонасьевы дети, дв. пономарь Гришка Петров сын Шорин, дв. проскурницы Маланьицы Григорьевы дочери, дв. помещицы, крестьянских 65 дв., дворовых мест пустых 10».

С. Михайловское, Инякино тож, упом. также в окладных кн. 1676, где при Успенской церкви значатся «дв. попа Прохора, дв. попа Федоса, дв. дьячков, дв. пономарской, дв. просвирницын, да прихоцких: дв. боярской, а в нем живет прикащик, крестьянских 134 дв., вдовьих 7 дв., бобыльских 33 дв. А по скаске попове земли из боярских дач 3 четв. в поле, в дву потомуж, сеннаго покоса на 15 копен. По окладу данных денег 3 руб. 12 алтын 4 денги».

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Михайловское, Инякино тож, было отнесено к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ.

В последней четв. 17 – 18 вв., по данным подворных переписей и ревизских сказок, владельцами с. Михайловское, Инякино тож, были боярин Петр Михайлович Салтыков (+1690), а затем его внуки, стольник Алексей Федорович Салтыков (+1712) и генерал-аншеф Василий Федорович Салтыков (1675+1751). После смерти последнего ок. 1752 с. Михайловское, Инякино тож, в качестве приданного за его дочерью Марией Васильевной Салтыковой (1728+1792) перешло во владение ее мужа, кабинет-министра и статс-секретаря действит. тайного советника Адама Васильевича Олсуфьева (1721+1784), а затем их сына генерал-майора Сергея Адамовича Олсуфьева (1755+1818).

В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, с. Михайловское, Инякино тож, вошло в состав Спасского уезда Рязанской губ.

К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Михайловское, Инякино тож, Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. 286 дв., в к-рых проживало 1099 душ муж. и 1034 жен. пола. С. Михайловское, Инякино тож, с выделенной церковною землею, входило в состав межевой дачи с. Тынорская Слобода (совр. с. Тырново), и на момент проведения межевания его владельцем значился генерал-майор Сергей Адамович Олсуфьев (Алсуфьев).

«Экономические примечания» дают следующее описание с. Михайловское: «Михайловское, Инякино тож, по обе стороны речки Милчус и оврагов, имянуемых стараго течения Мердякова. Церковь деревяная во имя Успения Пресвятые Богородицы с пределом Архангела Михайла. Дом господской деревяной действительной тайной советницы Алсуфьевой. Речка Мильчус в летнее жаркое время глубиною бывает 1/4 аршина, шириною 2 сажени; в ней рыбы нет. Вода в речке к употреблению людям и скоту здорова. Церковная земля оврагов Мердякова и Безымяннаго по обе стороны. Грунт земли сероглинистой, местами пещанной и каменистой; к плодородию без удобрения не способна. Ис посееннаго хлеба родится рожь, ячмень, овес, а другия семена средствены. Сенныя покосы лутче. Лес строевой и между онаго дровяной: дубовой, березовой, осиновой, ивовой и альховой; в нем звери – волки, зайцы, белки, горностай; птицы – галки, вороны, сороки, дрозды, коршуны, чижи, щеглы, воробьи и куропатки; в полях – жаворонки и перепелки. Крестьяне на пашне, женщины упражняются в домашних рукоделиях».

В 1817 прихожанами Успенской церкви с. Михайловское, Инякино тож, испрашивалось разрешение на исправление иконостаса и возобновление в нем икон; в 1820, согласно просьбе иерея И.Кодратова и прихожан, давалось дозволение на перекрытие церкви; а в 1830 было дано разрешение на исправление церковных ветхостей.
 
В первой полов. 19 в. владельцем с. Михайловское, Инякино тож, был гв. полковник и действит. статский советник Дмитрий Сергеевич Олсуфьев (1787+1858). По его инициативе в селе был построен обширный усадебный дом, в 1833 учреждены суконная и хлопчатобумажная фабрики, основанные на труде крепост. крестьян. В 1836 по инициативе того же помещ. Д.С.Олсуфьева в с. Михайловское вместо старой ветхой деревянной началось строительство кирпичной Успенской церкви в стиле ампир с приделами Архангельским и Митрофаниевским. К 1849 новый Успенский храм был построен и оба придела освящены (глав. престол был освящен позже). Одновременно с Успенской церковью были возведены и 2 приписанные к нему часовни: меньшая из них была построена на месте алтаря старой деревянной Успенской церкви, а большая – на противоположном берегу р. Мильчуса в устье руч. Зенкин, где, по преданию, была явлена в старину местночтимая икона св. вмуч. Параскевы, именуемой Пятница, и где в ее честь была устроена купальня.

В 1848 в числе помещ. и землевладельцев с. Михайловское, Инякино тож, упом. гв. полковник Дмитрий Сергеевич Олсуфьев (726,5 дес.); губернский секретарь Иван Иванович Барыков (305 дес.); штабс-ротмистр Сергей Васильевич Салтыков (119 дес.); статская советница Мария Алексеевна Костиевская и коллежская асессорша Глафира Алексеевна Слепцова (103 дес.); и корнет Николай Иванович Лунин (100 дес.).

К 1859 суконная фабрика Д.С.Олсуфьева в с. Инякино размещалась в 2 кирпичных даухэтажных корпусах и 1 деревянном, предназначенном для складирования материалов и готовых изделий. На фабрике имелось 228 трепальных и прядильных машин, приводимых в движение 2-хцилиндровым паровым двигателм мощнастью в 12 л.с. Пар из двигателя употреблялся на отопление рабочих корпусов. На фабрике работало 570 рабочих из числа крепост. крестьян, ежегодно производивших 154 тыс. аршин армейского сукна из русской шерсти. Рабочие были освобождены от полевых работ и получали сдельное (1 руб. 30 коп. за 40 аршин) или поденное (15 – 18 коп. муж. и 9 коп. жен.) жалование. Предприятие прекратило свое существование после отмены крепост. права.

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Михайловское (Инякино) Спасского уезда Рязанской губ. при р. Мильтусе насчитыв. 322 дв., в к-рых проживало 1382 души муж. и 1441 жен. пола. В с. имелись 1 православ. церковь, 1 суконная фабрика и 1 водяная мельница. С. Михайловское состояло во 2 стане Спасского уезда и находилось в 43 верстах от квартиры станового пристава в с. Заполье и в 58 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Михайловское (Инякино) были крепост. помещ. тайного советника Григория Владимировича Кондоиди (1822+1894).

С 1861 по 1925 с. Инякино являлось администр. центром Инякинской волости Спасского уезда. В 1864 по инициативе сельк. общ-ва в с. Инякино было учреждено земское одноклассное смешанное училище (школа). В 1878 на средства прихожан в с. Инякино была построена деревянная кладбищенская Сергиевская церковь; в 1881 – часовня в честь св. блгв. кн. Александра Невского, в память царя-освободителя Александра II. В 1882 в с. Инякино сгорело 108 дв.; вообще в конце 19 в. пожары в селе бывали часто.

По данным подворной переписи 1886 с. Инякино Инякинской волости Спасского уезда располагалось между холмами в низине у р. Мальтус. В с. Инякино проживало 1638 душ муж. и 1727 жен пола (всего 3365 чел.), в т.ч. 600 домохозяев. На стороне проживало 11 семей (29 душ). Из не приписанных к общ-ву в с. проживало 8 семей (20 муж. и 22 жен.). Грамотных было 203 муж. и 3 жен.; 89 мальч. и 9 девоч. учились в школе.

За крестьянами с. Инякино было закреплено 4827 дес. обществ. земли, по 3,5 дес. на надельную душу. Безземельных было 127 семей (461 душа). Межевая дача состояла из 2 отд. участков, разделенных чужими землями. Больший участок состоял из пашни, имел вытянутую в плане форму и находился при селе, к-рое располагалось на его окраине; внутри этого участка находился лес купца Качкова. Меньший участок включал одни луга и находился в 6 верстах от с. за р. Окой. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1861 по ревизским душам, и с того времени общих ее переделов не было. Душевые наделы имели от 60 до 100 саж. длины и от 1,5 до 2 саж. ширины. Дальние наделы находились в 12 верстах от с. Луга (611 дес.) поемные, по р. Оке; лишь около 40 дес. бугроватых и сырых, с первых в засуху, а со вторых в дождливое лето трава совсем не косилась; делились ежегодно. Лес – дубовый кустарник по оврагам; не вырубался. В межевой даче было много месторождений глины, к-рую использовали для изготовления кирпичей. 212 семей владели 617 дес. пашни, 160,5 дес. луга и 2 дес. леса (всего 779,5 дес.) на правах част. собственности. Кроме того, 1 домохозяин владел 270 дес. пашни и 540 дес. леса в Сапожковском, и 48 дес. луга в Спасском уездах. Внутри общины сдавалось в аренду 38 душевых наделов; чаще всего за уплату податей с приплатой 2,5 руб., реже – просто за уплату податей. 312 семей, каждая по отдельности, арендовали за пределами общины 200 дес. пашни и 362,5 дес. луга (всего 562,5 дес.). Из этого числа 312 домохозяев, каждый по отдельности, преимущественно у гг. Качкова, Любимова, Салтыкова и мест. свящ., арендовали 131 дес. пашни за 695 руб. и 69 дес. исполу; 10 домохозяев из тех же арендовали на 10 лет 13,5 дес. пашни за 66 руб. ежегодной платы и 3 дес. исполу с обязательством удобрять. Кроме того, у разных лиц арендовалось 334 дес. луга за 5.804 руб. и 28,5 дес. исполу; причем до 300 дес. лугов арендовалось у крестьянина Журавлева по 15 руб. за дес., к-рый, в свою очередь, арендовал луга взятые общиной у неисправных домохозяев по 8 руб. за дес.

Почва плохая, глинистая, супесчаная и местами песчаная; пашни бугроватые, лощинистые, с болотистыми местами, в них было до 300 дес. летучего песка, к-рый совсем не пахали. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-5; яровых (овес) – сам-3,3; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 65 пудов. В с. содержалось 695 лошадей, 634 коровы, 2265 овец и 1096 свиней. 47 дв. имели по 3 и более лошадей, 67 дв. – по 2 и более коров. Не имели лошади 262 дв., не имели коровы – 313 дв., без лошади и коровы было 214 дв. В с. было 162 плодовых дерева и 418 колод пчел. 417 домохозяев имели по 1 избе, 10 домохозяев – по 2 и более избы. Бездомовых было 34 домохозяина. Не имели ни земли, ни избы 33 домохозяина. Всего в с. было 10 кирпичных и 531 деревянная избы; 21 изба крыта деревом и железом, 520 – соломой; 188 изб топились по белому, 353 – по черному. Отапливались сучьями, к-рые покупали по 50 – 60 коп. за воз; иногда вскладчину, по неск. домохозяев, покупали подесятинно дрова, уплачивая по 20 руб. за дес., с к-рой собирали 80 – 100 возов дров. В с. насчитыв. 138 деревянных и 337 плетневых заборов, 38 клетей (горниц), 245 амбаров и сараев, 346 риг и овинов. Хорошей воды было всегда достаточно; брали ее из колодцев в селе и р. Мильтус. Рынками служили сс. Тырновская Слобода и Шилово.

Мест. промыслами занималось 407 семей; из них 283 муж. и 68 жен. поденщиков, 97 муж. и 35 жен. сельск. работников (батраков), 55 нанимались обрабатывать чужие наделы, 20 пастухов, 9 сторожей, 5 кирпичников, 3 плотника, 2 брали подесятинные заработки, 2 кухарки, 2 содержали пожарных лошадей, 2 сапожника, 2 портных, 1 бондарь, 1 печник, 1 пожарный, 1 содержал ямщину за 516 руб. и 1 сдавал в субаренду взятые им в аренду луга, получая до 2800 руб. барыша. Поденщики преимущественно занимались грузовыми работами. Зимой многие промышляли извозом. На заработки в отход, преимущественно в Астрахань, фабричные – в г. Александров Владимирской губ., чернорабочие – на Самаро-Уфимскую ж. д., уходили 302 муж. и 9 жен., в т.ч. 128 бондарей, 98 муж. и 2 жен. чернорабочих, 62 муж. и 4 жен. рабочих на фабрики, 2 кухарки, 2 плотника, 2 каменьщика, 1 сторож, 1 сельск. работница (батрачка), 1 дворник, 1 извозчик, 1 пивовар, 1 сапожник, 1 кузнец, 1 смотритель на ж. д., 1 дорожный мастер, 1 приказчик и 1 торговец. В с. имелись волост. правление, 2 православ. церкви – Успенская и приписная Сергиевская, 3 часовни, земская школа, 1 водяная и 3 ветряных мельницы, 3 кузницы, 2 сукновальни, 1 шерстобиная и 6 машин для расчески шерсти, просорушка, 2 винных и 2 мелочных лавки.

По данным на 1886 в с. Инякино действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном деревянном здании площадью 136 кв. аршин крытом тесом с 18 окнами. Здание отапливалось 2 голландскими печью. Стоимость содержания школы обходилась земству в 727 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась; родителям учащихся не принадлежащих к общ-ву крестьян с. Инякино предлагалось вносить плату, сколько кто может по соглашению с учителями. Крестьяне расходовали на содержание училища 425 руб. 25 коп. в год, из к-рых 360 руб. 25 коп. уплачивались земству, остальные шли на др. расходы училища. Обучались в училище 122 мальч. и 13 девоч., из самого с. Инякино и близлежащей д. Елизаветинка. 117 мальч. и 11 девоч. были из крестьян, 2 мальч. из купцов и мещан, 3 мальч. и 2 девоч. из духовенства. Учебный год начинался 7 сент., а заканчивался 6 мая, насчитывая 160 учебных дней. Полный курс обучения составлял 4 года, в 1886 его окончило 11 мальч. и 1 девоч. В училище преподавали законоучитель (с 1880 свящ. И.К.Множин) и 1 учитель (с 1880 закончивший 6 кл. Рязан. гимназии А.В.Курганов) и 1 помощница учителя (с 1884 окончившая курс Рязан. епарх. училища Е.В.Курганова). Попечителем с 1884 являлся крестьянин Ф.М.Степанушкин. Квартир для учителей при школе не было. Биб-ка была учреждена на средства земства и насчитыв. 105 томов.

К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Инякино имелись 2 церкви: кирпичная Успенская и приписная кладбищенская Сергиевская. В Успенской церкви имелось 3 престола: главный – во имя Успения Пресв. Богородицы, и придельный – в честь св. архистратига Михаила Архангела и свт. Митрофана Воронежского. В Сергиевской церкви имелся 1 престол: во имя св. прп. Сергия Радонежского. В причте по штату 1883 состояли 2 свящ., 1 диакон и 2 псаломщ. Во владении причта находилось 3 дес. усадебной, 4 дес. кладбищенской, 45 дес. пахотной и 3 дес. луговой земли. При церкви имелся неприкосновенный капитал на сумму 561 руб. В состав прихода Успенской церкви с. Инякино, помимо самого села, в к-ром насчитыв. 429 дв., входили близлежащие  дд. Сергиевское (98 дв.) и Елисаветина (35 дв.), в к-рых проживало всего 2098 душ муж. и 2296 жен. пола, в т.ч. грамотных 637 муж. и 72 жен.

С. Инякино упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «Вер. в 6 на ю.-в. от этой [Тырновской] слободы находится волостное ея село Инякино на рч. Мильчус, имеющее более 4 тыс. ж., вол. пр., 2 церкви, лавки, еженед. базары и суконную фабрику. В эпоху освобождения крестьян село это принадлежало Дм. Серг. Олсуфьеву, владевшему здесь 6 тыс. дес. земли и значительной суконной фабрикой. Фамилия дворян Олсуфьевых восходит до 17 века. Самыми выдающимися из нея были: в 18 веке обер-гофмейстер двора имп. Петра I Вас. Дм. Олсуфьев, участвовавший при вступлении на престол Анны Ивановны в движении против верховников и подписавший знаменитую просьбу (25 февр. 1730 г.) императрице о принятии ею самодержавия, а при Екатерине II – сенатор Адам Вас. Олсуфьев, известный по своему образованию и переписке с императрицей о митрополите Ростовском Арсении Мациевиче, по участию своему в суде над Мировичем и в конференции о пограничных китайских делах. В 19 в. Зах. Дм. Олсуфьев командовал дивизией в войну 1814 г. и был взят французами в плен при Шампобере. В настоящее время при Инякине есть образцовое хозяйство, принадлежащее Алекс. Тихон. Попову. В имении, состоящем из 400 дес. земли (лесу 1.740 дес.), принят на 120 дес. пашни четырехпольный севооборот, разводится крупный рогатый скот – метисы симментальской, голландской и альгаусской пород, свиньи йоркширы и лошади рысистыя, а также существует крахмальный завод.

Близ Оки между Тырновской слободой и селом Инякиным и Наслединым встречаются обнажения зеленых глауконитовых песков и песчано-фосфоритовых сростков с зубами рыб верхнемелового возраста (повидимому сеноманскаго яруса), а также кварцевых песков нижнемелового возраста (повидимому альбскаго яруса)».

К 1905 в с. Инякино, Михайловское тож, Инякинской волости Спасского уезда при р. Мильтусе насчитыв. 566 дв., в к-рых проживало 2016 душ муж. и 2122 жен. пола (всего 4138 чел.). В с. имелись волост. правление, почтовое отд., 2 церкви: кирпичная Успенская и деревянная кладбищенская Сергиевская, министерское 3-хклассное смешанное училище (школа), казенная винная лавка, водяная мельница и крахмальный завод крест. Степанушкина при р. Мильтусе, ветряная мельница крест. Душкина, ежегод. Десятая 2-хдневная ярмарка (в пятницу на 10-й неделе после Пасхи). При с. Инякино располагались усадьба и имение (экономия) дворянина Льва Львов. Кисловского, общей площ. 606 дес. земли, с развитым скотоводством и круп. рогатым скотом симментальской породы; хут. (7 муж. и 2 жен.) и имение (экономия) мещ. Алексея Тихон. Попова, общей площ. 402 дес. земли, с крахмальным заводом; и 3 хут крест. Журавлевых (12 муж. и 10 жен.).

В ходе 1-ой русской революции 1905 – 1907 в с. Инякино произошло массовое выступление мест. крестьян против «плохих» священников, эксплуатировавших, по их мнению, народ. 22 марта 1906, накануне Пасхи, общий сельский сход крестьян с. Инякино большинством голосов принял решение об удалении из села всех священников и об «умалении им доходности». На следующий день на площади перед Успенской церковью состоялся революционный митинг. Его организатором был мест. крестьянин Г.Я.Федотов. Митинг носил антирелигиозный характер. Выбранное место (церковная площадь) и время (праздник Воскресения Христова) расценить иначе как провокацию было невозможно. В то время, когда в храме шло богослужение, от митинговавших отделилась группа из крестьян И.П.Богомолова, М.А.Овечкина, Ф.А.Лепехина, спасского мещанина Е.Е.Любимова, и направилась к церкви. Их попытка прорваться внутрь храма была пресечена прихожанами, оскорбленными дерзким поведением «революционеров». Митинговавшим все же удалось проникнуть на колокольню. На звоннице они взломали полы и повредили 2 колокола. Затем, разрушив кладку стены, стали бросать кирпичи в толпу, собравшуюся внизу, и в настоятеля церкви свящ. И.К.Множина, пытавшегося уговорами остановить хулиганов. В последующие дни, по показаниям свящ. И.К.Множина и А.И.Аристова, «не только причт, но и все жители села были затерроризированы производившимися революционерами поджогами». 3 июля 1906 общий сельский сход с. Инякино в своем приговоре вновь высказался за удаление из села всех священников и за лишение их всяких доходов. Как развернулись бы события дальше сказать трудно. В дело вмешалась полиция. И.П.Богомолов, М.А.Овечкин, Ф.А.Лепехин, Е.Е.Любимов и Г.Я.Федотов были арестованы и преданы суду. Следствие длилось около 3 лет. В 1910 обвиняемые приговором окружного суда были признаны виновными. На вопрос прокурора о причинах митинга, о выборе места и времени его проведения, крестьяне просто ответили: «Устроили все потому, что Бога нет!» За призывы к свержению существующего строя, богохульство и умышленную порчу церковного имущества суд приговорил осужденных к 4 годам каторжных работ. Вскоре все виновники «революционной» Пасхи были отправлены на каторгу.

С 1918 по 2006 с. Инякино являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельск. округа). В начале 1918 в с. Инякино была создана одна из первых в Спасском уезде ячеек Российской коммунистической партии – РКП(б), насчитывавшая к маю 1918 уже 50 членов. Газета «Правда» от 23 июня 1918 писала, что это одна из наиболее крупных и сильных партийных организаций Рязанской губ. В том же 1918, с целью занять местное крестьянство, по инициативе Совета крестьянских депутатов в с. Инякино был открыт кирпичный завод. 31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Инякинская волость была упразднена, а ее селения, в т.ч. с. Инякино, включены в состав укрупненной Тырново-Слободской волости Касимовского уезда.

Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Инякино было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. Весной 1929 в с. Инякино началась коллективизация с. х. и было создано Товарищество по совмест. обработке земли (ТОЗ), преобразованное в сентябре 1929 в колхоз «Доброволец». К 01.01.1930 в с. Инякино было раскулачено 13 крепких крестьян. хозяйств. Однако обобществить весь скот в с. Инякино не смогли, так как это вызвало массовые протесты крестьян. В 1932 трудодень в колхозе «Доброволец» оценивался в 78 коп. В 1933 нач. школа в с. Инякино была преобразована в неполн. среднюю. На 01.01.1934 в Инякинском сельсовете Шиловского р-на насчитыв. 784 хозяйства (дв.), в т.ч. в колхозе 459 хоз-в и 325 хоз-в единоличников. В 1934 в с. Инякино начала работу машинно-тракторная станция (МТС) – одна из 2 существовавших в то время на террит. Шиловского р-на. В то же время именно в 1930-е были уничтожены и разобраны на кирпичи все 3 часовни в с. Инякино, а на месте купальни у часовни св. вмуч. Параскевы Пятницы вообще устроили скотобойню. В 1936 была закрыта и определена под нужды скотного двора кладбищенская Сергиевская церковь, к-рая вскоре сгорела от удара молнии.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шиловский р-н с с. Инякино. В том же году в с. Инякино были арестованы свящ. Иоанн Архангельский, диакон Дмитрий Ерофеев и церков. староста Александра Клочкова. От. Иоанна обвинили в агитации против колллективизации, в пораженческих взглядах и в использовании религиозных чувств граждан. Его и диакона Д.Ерофеева в 1937 расстреляли. А.Клочкову сначала осудили как «единоличницу», злостно срывавшую посев яровых. Затем добавили «враждебные настроения к советской власти» и «активное участие в антисоветской группе церковников», осудив ее на 10 лет лагерей. 21.06.1939 решением Рязанского облисполкома Успенская церковь в с. Инякино была окончательно закрыта, а в ее здании устроили зернохранилище. К 1940 в с. Инякино Шиловского р-на Рязанской обл. насчитыв. 700 дв.; имелись почта, медпункт, неполн. средняя школа, клуб, биб-ка, сельпо; действовали МТС, колхоз «Доброволец», кирпичный завод (1 млн. шт кирпичей в год). В Инякинской неполн. средней школе (директ. Ив. Ром. Чиликин) работало 14 учит. и обучалось 319 учащ. (1937).

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 в армию было призвано 276 жителей с. Инякино. Многие из них не вернулись домой, погибли, пали смертью храбрых на разных участках огромного фронта. Невероятно трудно пришлось и тем, кто остался в тылу. В основном это были женщины и дети. Они заменили мужчин на с. х. работах, шили для воинов Красной Армии носки и варежки. Уже в июле 1941 при Инякинской МТС были открыты курсы по подготовке трактористов и комбайнеров из числа женщин и подростков.

В послевоенные годы развитие с. Инякино продолжилось; были осуществлены полная электрификация и радиофикация села; строились индивидуальные жилые дома для работников колхоза и МТС. В 1958 были открыты сельхозтехника (на базе ликвидированной МТС), хлебозавод. В 1959 в с. Инякино было учреждено училище механизации сельск. хоз-ва, в котором уже в 1-й год обучалось 90 чел. В 1963 оно было преобразовано в сельское профессионально-техническое училище (СПТУ № 24). С 1973 это учреждение одним из первых в РСФСР стало вести подготовку учащихся по 9 специальностям с одновременным получением среднего полного общего образования. На базе СПТУ № 24 неоднократно проводились областные и республиканские конкурсы профессионального мастерства по различным профессиям, семинары директоров учебных заведений Рязанской области, совещание директоров сельских ПТУ СССР.

Наивысший экономический подъем с. Инякино пришелся на 1960-е – 1980-е. В этот период времени, с 1961 по 1992, председателем колхоза «Доброволец» был Виктор Федорович Романов. Под его руководством хоз-во добилось весьма хороших показателей в растениеводстве и животноводстве. Колхоз в это время специализировался на картофелеводстве и коллективы механизированных картофелеводческих звеньев Н.В.Веденева и Н.В.Есейкина в течении ряда лет возглавляли соцсоревнование в Рязанской обл., добиваясь высоких урожаев. В начале 1970-х для досуга инякинцев было оборудовано огромное искусственное озеро на руч. Зенкине, в котором разводили рыбу. Озеро стало называться БАМом. И сейчас это любимое место летнего отдыха инякинцев и гостей села.

К 1980 в с. Инякино проживало 1700 чел.; имелись отд. связи, медпункт, ветлечебница, ПТУ № 24, средняя школа, детский сад, дом культуры и биб-ка; действовали хлебокомбинат и колхоз. В 1980-е по инициативе В.Ф.Романова и на средства колхоза в с. Инякино были построены новое здание средней школы (1983), детский сад (1983), дом быта и новое здание дома культуры (1989). Колхоз активно помогал молодым семьям обзавестись собственным жильем, строились новые благоустроенные многоквартирные и индивидуальные дома. В 1984 СПТУ № 24 в с. Инякино было преобразовано в профессиональный лицей, а в конце 2008 – в агротехнологический техникум. За годы своего существования техникум подготовил около 20 тыс. работников для агропром. комплекса Рязанской обл. Более 100 человек из них за достигнутые успехи и личный вклад в развитие народного хозяйства были награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

В 1991 верующим было возвращено здание Успенской церкви с. Инякино. В том же году его посетил Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея России, давший благословение на восстановление храма. В настоящее время храм является действующим. В 1994 колхоз «Доброволец» был преобразован в с. х. производств. кооператив (СПК) «Доброволец» (прекратил существование в 2009).

С 2006 с. Инякино является администр. центром Инякинского сельского поселения, образованного на основе упраздненного Инякинского сельск. округа. В 2008 по инициативе Н.Н. Кобызевой и при участии верующих с. Инякино обустроен источник и построена часовня св. вмуч. Параскевы Пятницы.

По данным на 2019/20 в с. Инякино имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), агротехнологический техникум, средняя общеобразоват. школа, детский сад, дом культуры и биб-ка; действуют агропром. предприятия ООО «Сельское грибное хозяйство» и ООО «Пекселы».

Достопримечательности:
• Храм Успения Пресв. Богородицы (Успенская церковь); построен в 1849 по инициативе Д.С.Олсуфьева.
• Часовня и св. источник св. вмуч. Параскевы, именуемой Пятница, 2008
• Памятник В.И.Ленину (1870+1924), первому председателю совет. правительства (СНК) и лидеру Коммунистической партии РКП(б).
• Памятник первым работникам колхозов (трактор «Фордзон» на постаменте); установлен у въезда на террит. агротехнологического техникума.
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.
• Скульптурная композиция в духе абстракционизма; дар селу от худ. В.И.Колдина, 1968.

Известные уроженцы:
• Беляев Дмитрий Федорович (1846+1901) – российский филолог и историк-византинист, доктор наук, профессор Казанского университета, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук.
• Левин Леонид Иосифович (1939+2016) – известный советский и российский культуролог и музыковед, кандидат искусствоведческих наук.
• Колдин Василий Иванович (род.1948) – советский и российский художник, дизайнер и педагог, директор Рязанского художественного училища им. Г.К.Вагнера, член Союза дизайнеров РФ.
• Росляков Николай Павлович (род.1948) – советский и российский художник.


ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:

СЕЛИЩЕ ИНЯКИНО 1. Эпоха позднего средневековья (14 – 17 вв.). Расположено в 1,5 км от сельск. церкви, на правом берегу р. Мильчус (левый приток р. Средник), на левом берегу ее притока – руч. Козлов Овраг, ныне запруженного. Селище протянулось с зап. на вост. вдоль старого русла руч., размеры ок. 300 х 100 м, высота над прудом 1 – 4 м. Зап. часть памятника, вероятно, затоплена при устройстве пруда. Культурный слой до 30 см. Керамика гончарная позднесредневековая.

СЕЛИЩЕ ИНЯКИНО 2. Эпоха позднего средневековья (14 – 17 вв.). Расположено в 1 км к сев.-сев.-вост. от сельск. церкви, на первой надпойменной террасе правого берега р. Мильчус (левый приток р. Средник). Селище протянулось вдоль края террасы с сев. на юг, размеры ок. 250 х 80 м, высота над рекой 3 – 4 м. Культурный слой до 40 см. Керамика гончарная позднесредневековая.

ГОРОДИЩЕ ИНЯКИНО. Эпоха позднего средневековья (14 – 17 вв.). Расположено в 1,5 км к вост.-юго-вост. от села, на правом коренном берегу р. Мильчус (левый приток р. Средник), на водоразделе двух безымянных ручьев, в лесу. Площадка неправильной формы, размеры с сев. на юг 590 м, с сев.-вост. на юго-зап. – 330 м, по периметру окружена валом высотой до 5 м при ширине в основании до 10 м. В средней части сев. и юж. валов, а также в юго-зап. и, возможно, юго-вост. углах крепости прослеживаются разрывы шириной до 5 м, предназначенные, вероятно, для устройства ворот. Юго-вост. часть площадки нарушена карьером. Культурный слой прослежен только у валов, на расстоянии до 30 м от них. Среди находок – обломки гончарных позднесредневековых сосудов, фрагментированный железный кинжал. По словам мест. жителей, на территории городища находили различные предметы, в т. ч. наконечники копий, кресты, монеты. Городище является, вероятно, укреплением одной из засечных черт. На территории памятника и вокруг него имеются невысокие курганообразные насыпи.

КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК ИНЯКИНО 1. Эпоха развитого средневековья (11 – 13 вв.). Расположен в 1 км к сев.-вост. от сельск. церкви, на второй надпойменной террасе правого берега р. Мильчус (левый приток р. Средник), в лесу. Включает 5 курганных насыпей высотой 0,5 – 1,5 м, диаметром 10 – 15 м, протянувшихся цепочкой в направлении сев.-зап. – юго-вост. на расстоянии ок. 20 – 25 м друг от друга. 3 насыпи нарушены ямами, 1 частично срезана дорогой. В нарушенном дорогой кургане найден обломок гончарного древнерусского сосуда с волнистым орнаментом. Это позволяет предполагать, что могильник относится к древнерусскому времени.

КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК ИНЯКИНО 2. Расположен в 1,5 км к вост.-юго-вост. от села, на правом коренном берегу р. Мильчус (левый приток р. Средник), на водоразделе двух безымянных ручьев, в лесу, на территории городища Инякино и рядом с ним. Насчитывает 26 округлых и овальных в плане курганных насыпей высотой до 1,5 м, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. 16 насыпей находятся внутри периметра валов городища, 7 – к сев. от него, 3 – к югу. Насыпи поросли деревьями и кустарником, некоторые из них повреждены ямами.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 154 – 156.