Свобода выжить

Дориан Грей
Когда-то по улицам нашего города мужская часть населения могла передвигаться вольготно и радостно, в любом направлении. Помните? Вот в те сиятельные дни занимался я ножевым боем, тяжелой испанской шпагой и дагой, польской саблей, японской катаной и прочими колюще-режуще-секуще-дробящими радостями. Да я и сейчас то и дело «грею эфес о ладонь», но это уже бой с тенью или с грушей в зале и деревьями в саду (без вреда для последних).
Нож – очень опасный инструмент. Причем не только в руках опытного пользователя, но и в руке любого агрессивного придурка на психотропах и адреналине. Не важно, насколько вы подготовлены физически, - бойтесь его. По статистике от ножевых ранений в уличных драках чаще всего погибают спортсмены – борцы, боксеры, фехтовальщики – именно потому, что начинают устраивать в драке «спорт». А на улице «спорта» нет. Там есть шальная дурь и два желания: убить и выжить.
Помню, как-то пришел на тренировку профессиональный фехтовальщик. Дали ему тяжелую испанскую шпагу – вполне себе боевое оружие, ничего, что этой моделью пользовались где-то в веке восемнадцатом, но поражающая способность от такой «историчности» только выигрывает. Поставили меня с ним в спарринг. Так, на «залипание» - это когда клинки скользят друг по другу, не отрываясь.
А он сразу в стойку и – выпад. Знаете, что такое выпад в фехтовании? Это такой широкий-широкий шаг, почти шпагат, на сближение с противником и нанесением ему колющего удара. Короче, смерть в голову. Хотя может быть и в любое другое место. Но этот целил именно в голову. Как я узнал? А по разбитому зеркалу за моей спиной – в аккурат на уровне головы. А почему разбилось зеркало, а не моя голова? Потому что успел уйти с линии атаки. Спасибо реакции. Так меня учили: первая задача в бою – выжить. А на фехтовальной дорожке такой задачи нет. Там другая задача – нанести укол.
- Сдурел? - говорю.
- Привычка, - отвечает.
Хреновая привычка. Ведь если бы я воспринимал этот спарринг не в качестве тренировки, а как реальное уличное противостояние, то барахтался бы уже этот фехтовальщик с распоротым брюхом в собственной крови и нечистотах. Потому что жить-то хочется. Особенно, когда тебе в голову летит метр двадцать каленой стали.
Есть в средиземноморской традиции ряд особых ножевых техник, которые использовали в чуть ли не ритуальных ножевых дуэлях: «прыжковая» зумпата, «танцевальная» скерма и прочие. В таких поединках действовали определенные правила, так что «традиция» тут – ключевое слово. А в уличной драке правил нет, а потому от ножа в руке вашего оппонента, или, как модно нынче говорить, «делового непартнера», есть два самых эффективных приема: бежать и пистолет.
Но бывают ситуации, когда вы не можете бежать, а пистолета, чаще всего, тоже нет. Зато есть девушка, ребенок – кто-либо, кто бегает медленнее вас. А мы своих не бросаем. Ах, как хочется жить… И тогда вы хватаете камень, стул, палку, арматуру, впиваетесь в запястье или даже в клинок окровавленными пальцами, вгрызаетесь в ухо злоумышленнику зубами, кричите, зовете на помощь – главное, контролировать нож во вражеской руке. Даже если это будет стоить вам пальцев. Спасти своих и выжить самому.
Вот сейчас на улицах, в городе, в стране, в мире действуют именно такие правила: спасти своих и выжить самому. Поэтому, если нет возможности убежать и нет пистолета в кобуре, то остается кричать, впиваться, вгрызаться, хватать и бить в ответ.
Есть такая полумифическая история о поединке, когда мастер-самурай должен был сразиться с неотесанным неучем. У первого – боевой опыт, годы тренировок, часы медитаций. А у второго – только желание выжить. Он, бедный, пошел «на консультацию к известному коучеру» по боям на мечах и спросил совета. «У тебя отличные шансы в завтрашнем поединке», - сказал консультант. «Но как же? – недоумевал неуч. – Я никогда не держал в руках меч, я обречен». «Именно, - кивал головой мудрец. – Твой противник выйдет на тренировку, а ты выйдешь спасать свою жизнь».
Нанести укол или выжить – та же ситуация. История заканчивается победой новичка. И знаете, а ведь все может быть. Потому что есть еще Его Величество Случай и Ее Величество Удача. Так что надеемся на случай, верим в удачу, контролируем нож в руке противника, кем бы он ни был, и бережем себя. И помним: нет никаких правил, больше нет никаких правил. Все правила заканчиваются по окружности ваших близких и по периметру вашего дома.
Есть у Бердяева такие глубокие слова: «Все оторванное от меня, далекое, чуждое я воспринимаю как давящую материальную необходимость. Все близкое, родное, со мной соединенное я воспринимаю как свободу». Свобода – это замечательное конструктивное состояние, но свобода нужна живым, если, конечно, вы не признаете свободой избавление от жизни.
Люблю вас. И в заключение хочу вспомнить свое старенькое простенькое стихотворение, написанное много лет назад. Но оно именно про это все:

Выжить хотят во время войны
Темный, блондин и рыжий.
Доблесть и честь, бесспорно, важны,
Но главное все же - выжить.

Близкие рядом с тобой быть должны
В час, когда рвутся снаряды,
И пусть испуганы и голодны,
Но главное все же - рядом.

Хочется выжить во время войны,
Но жизнь твоя - дело третье.
Главное все же - жить должны
Дети.