Маленькие рассказы. Петров. Стань Наблюдателем

Виктор Попов 7
      Принять насилие, как средство достижения жизненных целей, Петров не мог физиологически. Он представлял свою внутреннюю суть в преобладании животного инстинкта "беги" по отношению к инстинкту "бей". Какие бы юношеские грёзы и амбициозные цели не захватывали воображение Петрова, он всегда был приземлён к реалиям - его детская застенчивость в зрелые годы трансформировалась в "непротивление злу насилием".
      Действительно, если естественный отбор признать реальным механизмом эволюции, то принцип выживания "бей или беги" при сочетании смелости и осторожности разнообразит характеры людей в различных пропорциях, закрепляя их в генах.
      С детства понимая свою трусоватость как ущербность Петров воспитывал в себе характер "нордический", завидуя природной самоуверенности личностей "без страха и упрёка". Пожиная плоды этого самовоспитания, он прошёл путь от слесаря до главного инженера предприятия.

      Теперь пришло время подвести некоторые итоги. Не для того, чтобы готовиться в мир иной, а чтобы найти новый смысл своей суеты.
      Слова Пушкина А.С. много лет были жизненным ориентиром для Петрова:

Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.

      Истинный поэт всегда занимает позицию Наблюдателя.
      Его талант позволяет иметь прямую и устойчивую связь с Божественным провидением.
      Что поделать, если одними людьми управляют животные  инстинктами "бей или беги", а другие люди руководствуются заповедями "не убий", "возлюби ближнего".
      Что поделать?
      Осознать это. Понять своё место в мире.
      Понять, чего больше в твоём самосознании - инстинктов или Божественной энергии любви. Ведь современные нейробиологи до сих пор не могут сказать какой отдел мозга отвечает за осознанность личного "Я" и при этом согласны с наличием "подсознания", косвенным образом подтверждая Божественную природу человека (вселенскую энергию).
      Понять свою Божественную природу - значит выбрать направление жизненного пути.      

      Восточная традиция предлагает человеку непротиворечивый путь осознанности бытия.
      Китайцы считают, что понять "жень" (гуманность, человеколюбие) обычному человеку не дано. Конфуцианство формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал – «мудрец» – «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина. При этом кастовое деление людей завуалировано.
      Индусы более категоричны.
      Вам надо осознать, что все видимое вами - это грезы, иллюзии. Будда тот, кто видит свою природу. Смертен тот, кто ее не видит.
      И хотя кастовая система в Индии возникла задолго до буддизма, она легко была интегрирована в доктрину буддизма, вероятно, по причине глубокого различия людей в потенциале к просветлению.

      Петров понимал, что природа божественной энергии у всех людей одна и та же, хотя культурологические особенности этносов предопределяет различие религий.
      При этом главная идея духовного роста любого человека заключена в его готовности к самосовершенствованию (просветлению).
      Вникая в европейские идеалы добра и зла Петров выписал для себя изречение Блеза Паскаля:
"Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем - тоже своего рода безумие".  "Всего невыносимее для человека - это полный покой, без страсти, без дела, без развлечения. Он чувствует тогда своё ничтожество, своё несовершенство, свою зависимость, немощь, пустоту. Немедленно из глубины души поднимаются скука, мрак, горесть, печаль, досада, отчаяние" (Блез Паскаль, 1623-1662 г).      
      Лично для себя Петров понял, почему так случается (по Паскалю) - виноват вырабатываемый организмом гормон счастья дофамин. Его действие подобно наркотику.
      Дофамин - создаёт чувство радости, что человек находит что-то необходимое.
      Дофамин - ищет награду!
      Дофамин эволюционировал как нейромедиатор, приучающий искать новую информацию о вознаграждениях. Если вознаграждение превращается в нечто само собой разумеющееся, то приливы дофамина прекращаются. В то же время, не зависимо от того, что является целью, стимулирующую человека на поиск новизны, мозг продуцирует дофамин по мере того, как вы делаете очередной шаг к цели.
      Выработку дофамина стимулирует ожидание вознаграждения.
      Таким образом, дофаминовая зависимость превращает людей в тех "безумцев", о которых рассуждает Б.Паскаль.
      И потому-то большинство людей живёт в состоянии "не пробуждён", даже не подозревая об этом.
      Может ли каким-то образом наступить состояние "осознанности" - это когда человек понимает свою природу?
      Это может произойти, если человек станет Наблюдателем.
      Тогда он выйдет из бесконечного круга "бей или беги".
      Тогда он встанет на путь просветления.
      Тогда Божественная энергия Вселенной поможет ему преодолеть "своё ничтожество, своё несовершенство, свою зависимость, немощь, пустоту".