Старинные фотографии... Натали...

Ольга Сергеева -Саркисова
    Люблю рассматривать старинные фотографии, в которых будто остановилось время…Пытаюсь угадать судьбу этих людей с фото, их образ жизни и мысли. Какие интересные лица людей на них, одежда, мебель, к которой они прислонились или сидят в креслах… часто семейными парами или целыми большими семьями, иногда группами единомышленников собираются на одном снимке на память, иногда одиночные красавцы вояки с усами, бородами, бакенбардами,  хорошо одетые в военный костюм или модный костюм прошедшего времени, мужчины с драгоценным оружием, саблями, мушкетами,-символами силы и власти, в регалиях- медалях и крестах,у некоторых целый "иконостас" на груди, говорящий о заслугах перед отечеством,кто-то в бурках и красивых головных уборах, папахах или котелках.
 А женщины в загадочных вуалях,придающим им таинственность, или в шляпках с перьями,отсылающих вас к экзотическим птицам далёких жарких стран, кто-то в дорогих мехах...- все почти красавицы, затянутые в корсеты, в украшениях-символах богатства, чтобы подчеркнуть статус свой и высокую ступень на лестнице жизни. Некоторые дамы держат свой позвоночник настолько прямо, что кажется, что проглотили кол, или они заморожены навек. Иногда в их руках мы видим зонтики.
  Реже дама с закрытым зонтиком, и это не случайно, она опирается на него или держит опущенным перед собой двумя руками, чтобы подчеркнуть самостоятельность, самодостаточность и независимость. Обычно, в таких читается сильная, волевая женщина, или решительная женщина-вамп. Кокетки часто снимаются с раскрытым зонтиком в облаке кудрей, бантиков и с обворожительной улыбкой в соседстве с мраморными ангелочками. Сколько в позах иронии и самоиронии.
 Причёски,как вишенки на торте- показывают сколько сил потрачено на это! И денег…Как всё пафосно…
Сразу понимаешь, что это за люди, из каких семей,сословий, что любят и чем гордятся в свой жизни, какой имеют характер, чем живы и чего достигли.
    Я перебирала эти старинные фотографии и думала над каждой, ведь они были рассчитаны вернуть близким хоть на мгновение -то,что ушло, кануло в Лету, ту жизнь, их любовь, тайны тех людей, их истории, их память. Сколько за ними всего стоит! Жизнь, судьба, их свет, который от них остался…
    Так я набрела на фотографию, которая меня очаровала. Я смотрела, а в глазах поплыло что-то… куда-то... Кто эта прекрасная незнакомка? Это была девушка с удивительно приятным, духовным лицом, очень умным взглядом, будто разглядывающая своё будущее.
 Упрямые кудри убраны просто и даже небрежно, одна кудря, как антенна вылезает в небо,как указательный палец, да и пробор не отработан как надо- волосок к волоску.Снимок,очевидно, сделан быстро,на ходу, ничего вычурного. Она естественна и самодостаточна, что пленяет. Не нужны "танцы с бубном" вокруг неё. Она будет разглаживать,выпрямлять свои непослушные волосы всю жизнь.И характер у неё такой же упрямый.Видно,что всегда добивается своего. Чувствуется, что свободна и уверена в себе.
 Она словно выплывала из облака … мне захотелось с ней поговорить…Видно, что из хорошей семьи, умница, пока совсем юная гимназистка,но с характером, харизмой уже, и большим будущим. И я не ошиблась.На обратной стороне подпись- Н.Гончарова...Сознание раздвоилось...Значит,ещё одна Гончарова, та ещё и Пушкина...видимо,не случайность... 
     Это было фото молодой девушки, которая стала всемирно известным художником -  Наталья Гончарова.Как её в разное время называли "Скифская жрица"(В.Хлебников), амазонка авангарда( Б.Лившиц),царица авангарда. Она была первой среди равных Н.Гончарова,А.Экстер, О.Розанова.
  Н. Гончарова - барышня голубых кровей, дворянка, вчерашняя гимназистка, окончившая с серебряной медалью обучение. Как сама говорила- "на краю золотой медали".Девушка очень самостоятельная и решительная.Влюбилась в своего
единомышленника и решила с ним жить в свободном браке, чем привела своих родителей в ужас.
Он тоже художник- Михаил Ларионов.Уговоры родителей, и никакая аргументация не действовали на неё. Отец-известный архитектор мечтал совсем не о таком зяте-нищем парне из Тирасполя для своей любимицы. Но любовь накрыла молодых по полной, и они были счастливы.У любви свои правила- быть или не быть решала Весна, которая поселилась в них независимо от реального времени года!
 Родители еле смирились с этим.Похоже,что она готова была жить со своим любимым в шалаше. Родители снизошли, не допустив этого.Что,ж! «Сердце и ум имеют лишь совещательный голос. Решающий остается за телом».Похоже Поль Жирарди был прав.
        Жили молодые в доме, построенным отцом, а к ним в гости приходили молодые  бунтари и "свергатели всего старого" поэты,художники- кубисты,футуристы,абстракционисты, которые призывали «сбросить классиков с парохода современности» куда попадали… Пушкин, Достоевский, Толстой  … и прочие классики... !!!!???
Двери дома были всегда открыты для гостей.В этот дом с удовольствием приходили
 всякие авангардисты того времени. Вечно голодные, но полные разных идей о "новом искусстве"устраивали дебаты как в английском парламенте, Василий Кандинский продвигал идею нового искусства на основе синтеза живописи, танца,музыки; а конструктивист А.Родченко считал это возвратом к старому и "предательством", Маяковский,В.Хлебников высказывали идею объединения слова и живописи- искусство плаката в этом преуспело и Маяковский был настоящей звездой новой жизни, которую он проповедовал в плакатах.Причём Хлебников углубился на пути неологизмов, новые слова нелепо звучащие должны были повлиять на всю жизнь, радикально поменять её.Давид Бурлюк- сочетал все направления в своём творчестве и всех поддерживал.Ларионов, возлюбленный Натальи, был очень активным создателем различных направлений- лучизм и неопримитивизм , устраивал выставки.В его основе — мысль о том, что зрение человека воспринимает не сам предмет, а отраженные им лучи.  Ларионов писал: «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы, — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой».Примитивизм — это сознательное упрощение. Инфантильные, немного наивные и слегка неуклюжие формы: то ли рисунок ребенка, то ли наскальная живопись, то ли сказочный русский лубок.Это направление он выставил на выставке "Ослиный хвост"в 1912 году.
 Неопримитивисты отказались от академических приемов живописи. В творчестве молодых модернистов, работавших в рамках этого направления, с одной стороны, заметно влияние русской архаичной фольклорной традиции, с другой — французского импрессионизма, в фовизме, у Сезана.И Ларионов делает вывод- «Все стили мы признаем годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие». Авангардное движение действительно не сформировало единого стиля.Но все искали истоки новой жизни,нового искусства,новый язык, мечтая о решительных преобразованиях и мечтая о будущем .Футуристы (от итальянского futuro — «будущее») — это новый язык искусства. Своего расцвета направление достигло в литературе. В первую русскую футуристическую группу вошли Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Они называли себя «будетлянами», как позже писал Маяковский: «люди, которые будут».Все тянули в разные стороны и отстаивали свои идеи.Споры были жаркие и ,порой, заканчивались ссорами. Миротворец Волошин ни с кем не ругался, спокойно выслушивал всех, Судейкин тоже и другие приятели заходили  тоже в этот дом.Мне очень нравится стих яркий, острый и необычный В.Маяковского этих лет- «А вы смогли бы?»

Я сразу смазал карту будня,
 плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб? 1913г

 Наталья была хорошей хозяйкой и очень гостеприимной.
  Мебели особой не было в доме,мольберт и кровать,а он пользовался дверью,снятой с петель, как мольбертом.Чаще всего гости садились в круг на пол по-турецки и угощались чем Бог послал ,обсуждая "новое искусство". Все угощения исчезали очень быстро из маленьких тарелочек.У "свергателей " был отменный аппетит. Но, и этому все были рады, это были счастливые дни в то время.
  И как это терпела Наталья Гончарова? Самое интересное,-ведь она сама была двоюродной правнучкой жены А.С. Пушкина- Натальи Гончаровой, папиной родственницей. В её роду был и знаменитый математик Чебышев Пафнутий Львович.
    Сама пробовала разные профессии - медсестры,-не понравилось, поступила на высшие курсы истории и философии,но,вдруг открыла в себе зов искусства и направилась в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества. На этом и остановилась.(С 1901-1909г).День и ночь писала свои картины.
   Сама писала стихи,правда тайно, училась сначала скульптуре у Трубецкого,довольно успешно, потом у К.Коровина искала себя в живописи.Свой стиль в искусстве называла "всячество"- т.е. обращалась ко всем существующим стилям, и темам, включая религиозные, и пропуская через себя, интересовалась и собирала всякие лубочные, народные анонимные картинки, открытки, иконы, игрушки табакерки, подносы, сундуки расписные, изразцы, всё русское и древнерусское.
  Искала во всем истоки совершенно "нового искусства".Импрессионизм и кубизм, неопримитивизм и лучизм, пуантилизм в живописи Гончаровой – это бесконечное разнообразие живописной формы.
  Вместе с Михаилом шли к созданию "нового искусства", связанного с простым народом, его бытом и жизнью.А я вижу,как она изучала деревянную резьбу на окнах, дверях, крылечках старинных домов,усадьб, где каждая деталь являлась древним русским символом и часто оберегом дома.В её творчестве очень хорошо это влияние прослеживается в конях - символы изменения в судьбе, солнце- солярный знак успеха и удачи, петушки,которые всегда были на коньках домов- символы семейного счастья и многое другое,что брала на вооружение Наталья и в изразцах, солнышках в лучах Кроме этого , она сама потом признавалась,что в самом начале,да и потом, на её становление особое влияние оказали французы - Поль Гоген,Анри Матисс, Пабло Пикассо и русский лубок, всё русское.
Все её касания к творчеству этих художников, явно прослеживаются в её работах. Она настойчиво копирует их, учась у них. Так искала свой язык, свой ключ к искусству. Все начинающие художники идут подобным путём.
   Ларионов, её верный друг и гражданский муж, бунтарь, имеющий своё мнение на всё, организатор и участник творческих акций и выставок "Бубновый валет" (1910)- туда входило 36 художников по числу карт в колоде, "Ослиный хвост" (1912)- это было детище Ларионова, "Мишень" (1914), "№ 4". Он поддерживал её во всём.
   Его дважды исключали из училища за неприличные эскизы, а экзамен выпускной сдавал экстерном. Провалить его не решались, ведь его работы уже покупала Третьяковка.
 Он выдвинет ещё один принцип -"Свободная трактовка стилей". Наталья называла Михаила своим камертоном, это он разглядел в ней живописца, а не скульптора. И по нему она определяла правильность своего выбора направления, свой стиль- не сбилась ли она с верного пути.
Она была трудоголик, создала огромное количество работ, невероятное!В 1913г на ретроспективной выставке она представила 768 работ!!! Было непонятно, когда она отдыхает?Первые её работы были выполнены в духе импрессионизма и пользовались успехом у зрителей.
   Она принадлежала к племени "Амазонок авангарда"- так их назовёт Бенедикт Лившиц, поэт, футурист, а потом это станет символом, знаком этой эпохи. Уже В 1999 году команда американского Музея Гуггенхайма организовала международный выставочный проект «Амазонки авангарда».  Их было шесть! Сначала три Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Александра Экстер, а потом ещё три- Любовь Попова, Варвара Степанова,Надежда Удальцова.
В дальнейшем круг «амазонок» значительно расширился: в него были включены имена Е.Г.Гуро, В.Е.Пестель, М.М. Синяковой и многих других.
       Что же это было за чудо такое? Откуда появилась эта волна женского таланта? Потенциал был всегда, это точно, он копился и искал выхода, а вот возможности реализации не было.
Право первенства принадлежало всегда мужчинам. Наконец, в начале XX века женщины получили гораздо более открытый, чем в предыдущие столетия, доступ к художественному образованию и вышли из тени своей сильной половины, и даже получили возможность поучиться за границей.
 Женщины получили больше степени свободы во всех сферах.Они брали след за мужчинами... Стали носить свободно мужскую одежду, удобные брюки, платья- блузы, фуражки,курить лёгкие сигаретки, жить гражданским браком, заниматься творчеством не только в домашнем кругу, а посещали художественные училища, курсы и студии, не только на правах вольных слушателей, а участвовали в выставках, заявляли о себе и своём желании творить.
 И, наконец, они стали профессионально заниматься искусством, учиться и зарабатывать этим себе на жизнь. Это была уже новая среда обитания. Многие художницы находили себя именно в этой среде авангарда.
  Кстати, они не придерживались одного стиля, одних традиций или одной идеологической линии.На первом этапе они объединялись, но вскоре расходились в разные стороны, и даже ссорились, отстаивая своё...
Русский авангард был творческим объединением самых разных новаторских течений-коктейль! И как ни странно, именно эти женщины шли в авангарде художественного процесса этого времени, а не мужчины.Можно сказать,что это было время "матриархата" в искусстве с 1907-1922г. Мужчинам пришлось подвинуться и пропустить женщин вперёд, но быть рядом.  Создавались творческие пары, все метаморфозы в обществе происходили под знаком любви. Любовь окрыляет и даёт импульс творчества.
 А затем и любовные треугольники появились, где главное место принадлежало женщинам. Гончарова с Ларионовым так и жили всю почти жизнь в гражданском браке. Расписались почти перед смертью,в 1955г.(ей было 74г.) чтобы коллекции картин сохранить и передать в Россию. Детей у них не было.А родственники Натальи такого не ожидали, велико было желание разбогатеть на картинах Натальи, рисунках Пикассо, письмах Дягилева, Маяковского, редких гравюрах, антикварных книгах.
  После их смерти наследство картин, которые оценивались уже семизначными цифрами- поделили Третьяковская галерея и французские музеи.
 Еще в начале двадцатых Наталья полюбила другого - Ореста Ивановича Розенфельда, известный юрист, военный, молодой друг, младше Натальи на 10 лет, который очень её любил. В самые тяжёлые времена помогал им обоим.
   А Ларионова осчастливила соседка... Александра Томилина,из состоятельной семьи,отец банкир, подмосковная станция Томилино принадлежала её семье,их родовое имение, училась в Сорбонне, потом работала в парижской библиотеке. Рядом жила тридцать лет, ухаживала за Михаилом после инсульта,кормила его из ложечки,он был старше её и часто болел. Она готовила еду, убиралась,чинила бельё всей семье.Он стал единственным мужчиной в её жизни. Она посвятила ему свою жизнь.А Наталья работала, зарабатывала деньги на всех.
 "Как жаль, что ты не со мной. Я так люблю быть с тобой. Несмотря на мой скверный характер,я так тебя люблю, мой дорогой Соловей!" - писал Ларионов Наталье.
"Муравей… я очень хорошо знаю, что я - твое произведение, и что без тебя ничего бы не было", - отвечала ему Наталья.
 А после смерти Натальи (Париж. 17 октября 1962г)Александра стала его женой.Вот тут она уже начала стирать память о Наталье и почистила архив.
  Она всячески пропагандировала искусство Ларионова, устраивала выставки его работ,а работы Натальи с лёгкостью уходили за долги и разные платежи, она выкинула на помойку все её уникальные книги по искусству и,как отмечали многие, стирала память о своей сопернице.
Вот истина: - всё получает тот,кто умеет ждать. Они даже похоронены все втроём в одной могиле на кладбище Парижа. Они так и не вернулись в СССР и после приглашения Дягилева остались в Париже навсегда.
  Они были единомышленниками, ценили талант каждого и гордились успехами друг друга. Он Наталью обожал и всегда был рядом.Днём часто гостил у Александры, а ночевал всегда дома. Считали, что это были отношения выше, чем любовь - служение искусству-"новому искусству" и Женщине.
    Мужчины помогали своим амазонкам, и всячески поддерживали своих подруг.Д. Бурлюк был прекрасным организатором, создавал паблисити своим друзьям, и женщинам тоже. Он помогал и Наталье в подготовке первой выставки,"подогревал" публику перед выставками, агитировал за "новое искусство", разгуливая по улицам с рисунками на лице и приглашая на вернисаж. к  Н.Гончаровой.
Но вскоре в СССР стали запрещать новаторские течения, считать эти направления нежелательными и многие покинули страну, эмигрировали в Европу, думали, что на время, но не вернулись.Было тяжело выживать в стране без работы - заказов не было.
Дягилев спас Гончарову, приглашал работать в Париж,оформлять спектакли, прислал 50 телеграмм, но она не приезжала, только в 51-й он пригласил и Ларионова вместе с Гончаровой- так они оказались в Париже, и стали все лучшими друзьями. В 1930-1940-х работала в различных театрах Европы и Америки.
 Все, кто знал Наталью, отмечали в ней ощущение строгости,чистоты,и необычайную особую доброту. С ней никто никогда не ссорился, хотя многие резко разбегались в стороны, и не имели особо дружеских отношений друг с другом.Но при этом, она всегда с жаром, даже воинственно отстаивала свои взгляды на новое искусство, и умела всех убедить в своей правоте.За это и прозвали Амазонкой. 
  Ларионов был восхитительный художник, считался самым талантливым, сильная воля и самолюбие у него было бешеное, всегда стремился быть первым.  Он оказался выдающимся театральным художником. Он блестяще оформил балет "Ночное солнце",и даже стал хореографом, вскоре Дягилев не мог обходиться без этой необычной пары.Он в них просто влюбился за их талант.
Наталья обращалась к самым разным традициям, перемешивая и переиначивая их, делая свой коктейль в своем творчестве, в связи с чем Михаил Ларионов выдвинул «принцип свободного копирования».Это никого не смущало.Все искали свои приёмы, свою цветовую гамму, свою гармонию. Он чувствовал цвет как никто.
 Вместе с Н.Гончаровой  и гиперактивной, и талантливой А. Экстер(Григорович) оформляли спектакли Дягилева в Париже к "Русским сезонам". Какие прекрасные костюмы и декорации делали по их рисункам и эскизам.
 Всё имело необыкновенный успех у парижан. Париж сходил с ума! Все говорили о "Золотом петушке" на музыку Римского-Корсакова в постановке Фокина- декорации были потрясающие и неожиданные.Экстер вместе с режиссёром московского Камерного театра-Александром Таировым,который её поддержал во всём,создали восхитительные декорации для его театра к спектаклям.
 Она расписала его театр,вестибюль, лестницы, порталы, сделали занавес по её эскизам.Все только и говорили об этом чуде перевоплощения(С 1915-1921г). Она стала одним из самых знаменитых театральных художников-новаторов первой половины ХХ века.
Много работала  в разных странах.Александра Экстер прославилась как театральная художница,график, работала над сценографией к спектаклям Таирова,и похоже, была в него влюблена, но он любил всегда -Алису Коонен.
1923 годом датирована одна из удачнейших ее работ – костюмы к знаменитому фильму «Аэлита» по одноименному роману Алексея  Толстого.Это действительно шедевр!Она оформила драмы "Фамира Кифарэд" И. Ф. Анненского (1916),- с этой работы началось их сотрудничество,потом "Саломеи" О. Уайльда (1917), а"Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). стала прощальной работой, точнее провальной для Таирова, но восхитительные костюмы и декорации перекрыли работу режиссера,это был его провал.
Она его затмила своим талантом. Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом !!! Она увлекается ритмом цветовых плоскостей, цветодинамикой ,звучностью цвета. 
  Мне очень нравятся эскизы Александры Экстерн- талантливые, элегантные, со вкусом. Костюмы по этим эскизам непременно хочется примерить и носить. Они сотрудничали и с Идой Рубинштейн - эскизы костюмов и декорации были выше всех похвал к её балетам, такие необычные, даже эротически дерзкие,как сама Ида.Ещё она создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др.
  Экстер больше взяла для своего искусства из европейских традиций, от французов, а Наталья от русских и древнерусских традиций, хотя начинала с импрессионизма. Язык был найден!Это главное!
     Они  вместе отталкивались от лубка, иконописи, религиозных сюжетов, смелые по цвету, очень живописные, и ни на что не похожие. Это было невиданное в искусстве, новизна и смелость цвета и света завораживали зрителей.
 Париж склонил голову перед нашими художниками. В своей стране работы не было, и это сказывалось на здоровье женщин.
 Некоторые из-за голода и болезней ушли в мир иной совсем молодыми. Ушла самая молодая О. Розанова, талант многообещающий, о которой и сегодня вспоминают как о самой талантливой художнице, помнят картину "Пожар в городе", футуристическая полностью работа .На смену пришёл социалистический реализм. Он вытеснил это новаторство, всё на время кануло в Лету.
Хорошо устроились и пережили это сложное время только те, кто уехал. После 50 годов всё стало возвращаться,постепенно вырос интерес к авангарду. Им помогала наша эмиграция заказами и средствами, покупали работы, женщины расписывали все и вся, занимались преподаванием.
 Наталья сотрудничала с домами мод, - эскизы, принты, рисунки для тканей, модели платьев, ковров, росписи стен ресторанов, балов,шкафы, абажуры, подушки,ширмы,- они были в моде, особенно с сакурой цветущей; интерьеров в русском стиле или восточном, -всё пользовалось спросом в Европе.
 Многие растворились в театральном искусстве.Высших результатов в этом достигла умная, решительная и очень талантливая А.Экстер.Любовь Попова и Варвара Степанова увлекались текстильным производством на фабриках, делали интересные принты для тканей, отсюда пошла первая советская мода. Л. Попова пробила "брешь в той китайской стене, которая существовала между промышленностью и искусством". Увы, Попова рано уйдёт из жизни. В изготовлении своих принтов они исходили от русских вышивок на блузах, сарафанах, фартуках- где всегда можно было прочесть историю жизни- леса из ёлочек, речки с волнами, зверюшки, солнышки,  стилизовано было всё красиво и разнообразно. Все эти символы были и в яйцах - писанках, как их называли на Руси- и природа,и овечки, цветочки и люди-всё смотрелось красиво и стильно.  После смерти Дягилева им пришлось всем тяжело.
 Михаил Ларионов был организатор, изобретатель, выдумщик всяких акций и всячески поддерживал всегда Наталью. А зарабатывал оценкой и перепродажей икон. В жизни они пережили всё- и успехи и поражения, но выдержали испытание временем.
  Их работы стали стоить больших денег. Наталья Гончарова до сих пор держит самую высокую планку за проданную работу на аукционе. Её картина стоит более 10 миллионов долларов. Это рекорд, который никто ещё не побил.
   Марина Цветаева в Париже написала о ней прекрасное эссе.  «Гончарова - это слово тогда звучало победой», – писала Марина Цветаева о Наталии Гончаровой 1910-х годов. 
Они жили в 16 округе Парижа,на левом берегу Сены, там традиционно живут русские и сегодня, на улице Жако Калло- известного гравёра XVII века.А внизу в доме было кафе "Палитра", где они часто обедали и встречались с друзьями.
Улочка была очень узкая, что многих это удивляло.Там они будут жить до конца жизни.
 Она столько работала,что её красивые пальцы изуродовал артрит, но превозмогая боль, она продолжала писать свои картины. Её друг Орест попал в концлагерь во время войны, потом эмигрировал в США .
Слова Натальи вспоминает одна её ученица - "Все проходит: любовь, дружба... Только труд остается".Она была великая труженица.Её картины подтверждают это.
    В нашем Художественном музее я всегда навещаю зал авангарда, где рассматриваю работы,которые привезли в начале прошлого века художники М.И.Степанов и Н.Н,Попов в Самару. Примерно 55 работ.
Много работ было ещё куплено музеем :- Д. Бурлюка, -эпатажный художник, отмеченный во всех возможных направления "нового искусства" приобрели 4 работы, лучшая "Волы".Работа Казимира Малевича- "Большой отель"- серый монстр, как город,в котором можно человеку потеряться.Он просто раздавит его.  Интересны работы Ольги Розановой - яркие, от супрематических до футуристических работ - "Полёт на аэроплане," "Пожар в городе"- наиболее ценная работа ,написанная на листе металла, хороши М.Ларионова рисунки.
 Гордостью коллекции авангарда в музее является работа Аристарха Лентулова.Мне очень нравится его картина с русскими живописными задворками. Вообще обожаю внутренние дворики -задворки, есть в них определённый аромат, всегда загадка, тайна какая-то, которую хранят жильцы дома сообща.Здесь дворик с красным кирпичным домом и голубятней,которая становится центром работы.Раньше во многих двориках были голубятни, где жили символы мира- красивые голубки...Здесь она с подслеповатыми окнами- символ ещё не обретённой свободы.Так и хочется зайти в такой дворик,побродить.Здесь происходит какое-то кружение при рассматривании всех деталей работы.Голубятня словно живая и подсматривает за вами.Деревья исполнят магический танец- прекрасный пейзаж кубофутуриста очарует вас.
Есть здесь и яркие натюрморты с глоксиниями,и красивые оливковые пейзажи города П. Кончаловского, и другие работы ещё многих художников "свергателей" и бунтарей.Они все  искали свой язык в искусстве,экспериментировали постоянно, увлекались формой, отдавая ей предпочтение,иногда полностью в ней растворяясь, и теряя содержание.  Но, поздно или рано, они всё равно возвращались к реализму, и это были их удачные работы. Как бы ни была интересна форма,но содержание всегда останется главным, как мы знаем -"Гарнир на должен вытеснять мясо". Всегда  должна быть соблюдена мера, именно такой авангард я обожаю и принимаю.
 Амазонки авангарда все были настоящие звёзды и каждая имела своё неповторимое "Я", свой язык.
Фото молодой Натальи очень интересно, на нём она красавица, на которую хочется смотреть и смотреть...Какой талант,такую жизнь сложную прожила, такое наследие оставила после себя!Сейчас её называют царицей авангарда.
 
Смотрю на фото в журнале... выставка Н.Гончаровой в музее Нью-Йорка. У картины   стоит В.В Путин в числе гостей и рассматривает её шедевр под названием "Апокалипсис"...название актуальное во все времена. Интересно, какие  мысли приходят ему в голову?...
18.01.2024.