Орнамент и музыка

Наталья Бобыкина
На авторском фото: музыкальный аналоговый инструмент, на ленту нанесён фризовый орнамент русской народной вышивки 19 века из Балашихинского историко-художественного музей г.о. Балашиха
 
Традиционные народные орнаменты – это многогранный мир русской культуры, вобравший в себя многовековые традиции народов и народностей, проживающих на территории нашей страны. Ученые считают, что «орнамент как компонент любой национальной культуры является без преувеличения самой древней формой выражения творческой активности человека» [1, 37].
Параллели между музыкой и орнаментом были замечены музыкантами и художниками еще в древности. Античные философы обратили внимание на общие законы развития музыки и орнамента, сравнивали формы фигур, звуков и цвета. Иммануил Кант считал, что у музыки и орнамента «наиболее выразительные проявления «свободной» красоты как искусства…» [7, 194].
 «Киматика» - это физический эффект звуковых волн. Этот термин был введён швейцарским учёным Хансом Дженни (1967 г.), продолжившего опыты немецкого физика Эрнста Хладни над формированием различных фигур из песка под воздействием звуков (1787 г.). Ханс Дженни запечатлел на фотоплёнке воздействие звуковой волны на вещества разной природы — песок, вода, глина, рассыпанные на поверхности стальной пластины, которые под воздействием колебательных движений различной частоты принимали упорядоченный рисунок в виде орнамента.
Многие ученые изучали такие феномены, как цвет в музыке и музыку в живописи, объяснив их с помощью такого научного явления, как «синестезия». В Большой Советской энциклопедии понятие «синестезия» (греч. synaisthesis – соощущение) представлено как «явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств, наряду со специфическими для него ощущениями, возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств» (например, цветной слух, звуковые переживания и др.). То есть, когда художник пишет картину под звуки музыки, то у него возникают определенные образы и цветовые ощущения. Такими свойствами, например, обладал литовский художник М.К.Чюрленис. Или когда у музыкант возникают свои звуковые образы при виде картины, как это видел русский композитор А.Н. Скрябин. Явление синестезии изучают сегодня не только музыканты или живописцы. Психологи при исследовании своих пациентов, преподаватели на уроках изобразительного искусства включают для своих учеников упражнения в живописи под определенную музыку и получают необычные результаты.
Ритм и композиция – это общие законы развития для орнамента  и  музыки. В художественном искусстве орнамент – это «узор из ритмически упорядоченных элементов» [2, с. 14].  А «орнаментика» в музыке  - это учение о способах украшения мелодии с помощью специальных музыкальных приемов  –  аранжировке, с помощью которой музыкант передает свои чувства и  эмоции, при этом точно следуя основной партитуре.
Долгие годы орнамент рассматривался как декор, украшение предметов быта и архитектуры. В конце 1930-х г. появление такого искусства как звуковое кино заставило обратить внимание на орнамент с другой стороны. Конструктор Евгений Шолпо, режиссер-аниматор Михаил Цехановский и композитор Арсений Аврамов при создании одного из первых советских звуковых фильмов «Пятилетка. План Великих работ» (1930 г.) обратились к идее рисованного звука. На специальную звуковую дорожку на кинопленке они наносили разные кривые линии и простейшие фигуры евклидовой геометрии (круги, треугольники, призмы, ромбы, квадраты), получая различные музыкальные звуки. Кинооператор Николай Воинов в своем проекте «Бумажный звук» (1931г.) заставил звучать бумагу, вырезанную в виде различных фигур [6; 8].
Электрооптический синтезатор «Вариофон» Е. Шолпо (1930 г.) и инструмент «Нивотон» Н. Воинова (1931 г.) - это инструменты, с помощью которых извлекались звуки из орнаментов. В 1932 году Оскар Фишингер, немецкий и американский абстрактный художник-мультипликатор, ученик известного художника-авангардиста В. Руттмана, изучая отношение изображения и звука в искусстве кино, провел эксперимент «Звучащие орнаменты» («Sounding  Ornaments»,  1932).  Художник нанес на специальную ленту полоски зубчатых орнаментов и через кинопроектор получил звуки, доказав, что орнаменты – это графическое воспроизведение музыки. «Между орнаментом и музыкой существует прямая связь, означающая, что орнамент сам по себе является музыкой», - сделал вывод О. Фишингер [5].
С появлением звукового кино все эти эксперименты были закрыты, и на долгие годы темой звучащих орнаментов никто не занимался.
В конце 1990-х годов в Казани в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» молодые специалисты под руководством профессора физики и эстетики Б. Галеева стали изучать явление синестезии, обращаясь к сопоставлению «музыка-орнамент» [7]. Их исследования в основном касались цветового и светового ощущения музыки. Б. Галеев в своей статье об аналогии «Музыка – орнамент» высказал «предположение о наличии возможного внутреннего структурного сходства между национальным мелосом и национальным орнаментом… если искомые корреляции обнаружатся, то можно будет восстанавливать музыку давнего времени по сохранившимся орнаментам» [3, 32].  Мищенко М.П., петербургский музыковед, автор книг по мелософии, приводит слова американской пианистки Розалин Тюрек: «Изучайте украшения (ornaments). Они – основа (fundaments) музыки» [6, с. 91].
В 2014 году венгерский композитор Таркани Мувек и художница по текстилю, студентка венгерского университета искусств Цсенетта Сзирмей, продемонстрировали с помощью аналогового музыкального механизма звучание традиционного венгерского орнамента. На перфоленту вместо обычных нот с помощью перфоратора они нанесли узор венгерской вышивки и услышали мелодию древних узоров. Эта работа получила большой мировой резонанс [8].
 Эксперимент «Орнамент и музыка», проведенный в декабре 2016 года в научной лаборатории Гжельского государственного университета, имел целью услышать звучание русских традиционных вышитых узоров.
Задачами эксперимента стали:
1. Выбор узоров вышивки для нанесения их на перфоленту и извлечение звуков с помощью аналогового музыкального механизма.
2. Исполнение полученной при эксперименте мелодии профессиональным музыкантом на одном из духовых инструментов.
3. Анализ полученных при эксперименте результатов и выводы.
Из большого количества вышитых узоров нами были выбраны три узора, часто встречающихся на предметах одежды и быта на территории России, особенно в центральной ее части. С помощью перфоратора узоры были нанесены на специальную перфоленту и их звучание опробовано с помощью аналогового музыкального инструмента.
Для того чтобы дать оценку прозвучавшей мелодии народных узоров, мы обратились к профессиональным музыкантам, преподавателям музыки в МБУДО «Духовая школа искусств № 2 г. Балашихи, с просьбой сыграть услышанную мелодию на одном из духовых музыкальных инструментов. Мелодия, сыгранная преподавателем по классу флейты Ибрагимовой Э.М., оказалась похожей на аутентичные народные песни [9].
Таким образом, эксперимент «Орнамент и музыка» позволил сделать следующие выводы:
1. Узоры народной вышивки – это визуальная музыка;
2. Орнамент – это не только элемент декора, но и средство для структурирования пространства, как в визуальном, так и в звуковом (музыкальном) вариантах;
3. Узоры народной вышивки – это возможная запись мелодий, звучавших в период создания этих узоров.
Фильм «Орнамент и музыка», созданный по результатам эксперимента, был размещен в социальных сетях, где сразу стал популярным и привлек внимание к русским народным вышитым орнаментам как важному элементу традиционной народной культуры. Научные исследования звучания орнаментов в дальнейшем будут обязательно продолжены. 
Литература:
1. Бабич, И.А., Р.М.Валеев, Р.Р. Фахрутдинов К вопросу об общих художественных основаниях орнаментальности культуре. Функциональный подход / И.А. Бабич, И.А., Р.М.Валеев, Р.Р. Фахрутдинов. – Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2016. - № 3. – С. 36-39.
2. Браже, Р.А. Синергетика и творчество: учебное пособие / Р.А. Браже. - 2-е изд., испр. и доп. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 204 с.
3. Галеев, Б.М. Аналогия «Музыка – орнамент»: от Канта до Ганслика, и далее без остановок… // Вестник Самарского университета. 1999. - № 3 (13). – С. 30-32.
4. Кобзеев Д. Технология «рисованного звука»: синтез звука в СССР 30-х годов ХХ века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pvsm.ru/istoriya/36234.
5. Лерман, Р.В. Оскар Фишингер: шедевры светомузыкального кино / Р.В.Лерман // Светомузыка на кино и телеэкране: науч.-практ. семинар : тез. докл.. - Казань, 1989. – С. 21-24.
6. Мищенко, М.П. Опыт мелософии: о непройденных путях музыкальной науки. – СПб.: Издательство имени Н.И.Новикова; ИД «Галина скрипсит», 2014. – 320 с.
7. Мищенко, М.П. Об орнаменте. / М.П. Мищенко // 
 Opera musicological. - 2014. - № 2 (20). – С. 4-31.
8. Фольклорный эксперимент. Как звучит народный орнамент? – [электронный ресурс] – Режим доступа:
9. Эксперимент «Орнамент и музыка» [Электронный ресурс]. – Балашиха, 2017. – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/16899503497977564914 ; https://project263204.tilda.ws/page1071670.html
10. Янишевская, Н.С. Орнамент и музыка: структурные параллели и интерпретация // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXII межд. Науч. практ. конф. № 1 (32). – Новосибирск: СИБАК, 2014. – С. 193-201.