2024 С юмором о ректоре и ректор с юмором

Валерий Лапшинский
(2024) С юмором о ректоре и ректор с юмором (вспоминают и шутят выпускники МИФИ)

Я учился в МИФИ как раз тогда, когда ректором был профессор Виктор Григорьевич Кириллов-Угрюмов. Своего ректора студенты сотрудники и преподаватели уважали и любили. Когда он давал интервью журналистке из журнала «Студенческий меридиан» произошел такой диалог:

- Вы знаете, какие прозвища вам дают студенты? – поинтересовалась я.
- Нет... – призадумался Виктор Григорьевич.
- А я знаю, по крайней мере, одно – наш МИФИческий альма-патер!
- Вот спасибо! – засмеялся альма-патер и снова стал похож на семнадцатилетнего курсанта…

В этом году будет отмечаться столетний юбилей нашего ректора. Поющего, кстати (у меня есть видеоролик) и с хорошим чувством юмора.

Приказ ректора МИФИ. «Запрещаю писать на стенах». Подпись – ректор Кириллов-Угрюмов

К концу 50-х годов голодуха послевоенных лет закончилась – в студенческой столовой МИФИ на столах свободно лежал чёрный хлеб и квашеная капуста, но времена по сравнению с сегодняшними оставались довольно суровыми. Мы отъедались – нормальным обедом в столовой было «два вторых», а в общежитии на Зацепе ; пачка пельменей. Об интернете не было даже фантазий, КВН-телевидение было примитивным по форме и, что ещё главное, угрюмым по содержанию, так что на фильм Рязанова «Карнавальная ночь» бегали по нескольку раз. Тем не менее жизнь оставалась жизнью, и студенческое творчество проявлялось и здесь. К сожалению, не все образцы этого творчества совместимы с цензурными нормами, но вот пример из допустимого.

В 2016 году одна стена в приемной комиссии оказалась покрыта граффити. Подобная форма самовыражения казалась привлекательной и в те строгие годы, но выражалось это в «стенографии» на внутренних сторонах дверей туалетов. Как потом сказал В.С. Высоцкий: «в общественных парижских туалетах есть надписи на русском языке».

Однажды (прим: давно уже!)на такой двери под студенческим «творчеством» появилась надпись: «Товарищи студенты, запрещаю писать на стенах!» ; и далее следовала тщательно подделанная характерная подпись ректора «Кириллов-Угрюмов».

Не помогло…

Настенная переписка в туалете. Поэтов!

Итак, МИФИ, 1973 или 1974 гг., мужской туалет на 2 этаже (прим.: ректорском, однако), около 210 или 214 аудитории, сейчас уже точно не помню. В течение 2 недель разворачивается следующая переписка:

Надпись 1-я, (автор остался неизвестным):
Как горный орел на вершине Кавказа,
Сижу я один на краю унитаза.

Надпись 2-я, (автор остался неизвестным):
Тебя бы мордой в унитаз,
Забыл бы сразу про Кавказ!

Надпись 3-я, последняя, (автор остался неизвестным*, а жаль…):
Друзья, на стенах туалета
Писать не так уж мудрено,
Среди г... вы все поэты,
Среди поэтов вы г... !

Больше никто ничего писать не рисковал!

*) Говорят, что это написал сам ректор В.Г. Кириллов-Угрюмов… Он любил точные оценки! И поэта И. Губермана.

На новогоднем капустнике в МИФИ

Около часа дня (30 декабря) в МИФИ съезжалась профессура, и все вновь собирались на продолжение новогоднего бала в актовом зале на долгожданный профессорско-студенческий капустник. Это был праздник юмора, острых шуток с обеих сторон.

Например, на зачете преподаватель спрашивает: «Так, сколько работ у Вас не сдано? Ни одной? Возьмем любую, скажем, семь-семь. Какой ток течет по этой обмотке – постоянный или переменный?». «Постоянный». «Неправильно, следующий!». Вопрос о работе 7-7 повторяется, но студент уверенно отвечает: «Переменный». «Правильно, зачет. Следующий». Третий студент входит и сразу же начинает: «У меня не сданы все работы. Возьмем любую, скажем, 7-7. По этой обмотке течет переменный ток. Правильно?». Ошеломленный педагог утвердительно кивает головой и ставит зачет. В зале стоит гомерический хохот.

Но истинное наслаждение мы, студенты, получали тогда, когда на сцене появлялись уважаемые профессора, головы которых были покрыты женскими платочками. Один играл на балалайке, второй на баяне, и исполняли они замечательные инженерно-физические частушки.

Ах, нейтрон, нейтрон, ты меня не тронь,
Облети дугой, да и катись к другой.
Ах нейтрончики, да электрончики,
Меня милый целовал на циклотрончике.

Полюбил – женись обязательно,
А не то катись, да по касательной.
А нейтрон летел, да и распался вдруг
А гамма-квант задел меня, мой милый друг.

Другой-то гамма-квант в мое сердечко вник,
Так и влюбились мы, да в этот самый миг.
Как в электронике всем в удивление
Сердца сработали на совпадение.

Из динамиков вдруг громко раздавалось: «Кафедра философии обратила внимание на то, что все конспекты по книге Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» поразительно похожи друг на друга. После долгих исследований выяснилось, что первоисточником является конспект ректора института».

На сцену выходил декан ТЭФ (прим.: факультет теоретической и экспериментальной физики) Виктор Григорьевич Кириллов-Угрюмов и на полном серьезе зачитывал приказ: «Студент такой-то отчислен из МИФИ, так как, несмотря на известное g, он никакого веса для деканата не представляет». И так далее, и тому подобное на протяжении трех часов. В шесть вечера новогодний бал заканчивался».

ВГ недолго был деканом и стал первым ректором МИФИ. Самым молодым среди других ректоров!

Насвистывали неприличные песенки

Совещание ректоров в Минобре. Министр ректору МИФИ В.Г. Кириллову-Угрюмову:
- Вы знаете, Ваши студенты… Нет, они, конечно, хорошие ребята. Но уж больно много неприличных песенок знают. Я обратил внимание на это, когда посетил ваш университет.
В.Г. удивленно:
- ??? Они что, их пели во время концерта (прим.: мужского хора МИФИ)?
Министр:
- Нет, насвистывали после него…

Мифисты-хористы возвращаются

Ночь. По улице идут несколько мифистов-хористов. Подвыпивших. И во всю глотку песни поют... Не могут остановиться после пивопития с песнопениями*

Милиционер останавливает студентов и делает им замечание:
- Если уж так поздно идёте домой - то хотя бы не шумите!
- А кто вам сказал, что мы идём домой?!**

Любопытно, что на одном из таких банкетов ректору МИФИ В.Г. Кириллову-Угрюмову были вручены кружка с пивом и золотой знак почетного хориста. И он его принял. С благодарностью. (фото ВГ с таким значком имеется!)

* Ежегодно по традиции мужской хор МИФИ устраивает ритуальный банкет, на котором отмечается день рождения хора (прим.: родился хор в 1957 г., однако), в хор принимаются (отобранные путем поголовного прослушивания всех первокурсников!) избранные первокурсники, получающие традиционную столовую ложку пива. Принимаемые в почетные хористы – кружку пива. Ну, а дальше, действительно, происходит пивопитие с песнопениями а'капелла и под гитару.

** - многие из хористов - иногородние студенты, которые проживают в общежитии МИФИ, но иногда отправляются ночевать, например, в общежитие пединститута...

Будущий ректор Б.Н. Оныкий вспоминает свое поступление в МИФИ

Приехал в Москву в 1957 году из Риги, где окончил Нахимовское военно-морское училище. Это был период, когда начали реализовываться идеи создания атомного подводного флота. Вот и меня потянуло в колыбель этих идей – в МИФИ. Выяснил, что ректор МИФИ (прим: В.Г. Кириллов-Угрюмов) тоже был военным моряком.

Тогда в Москве проходил первый Международный фестиваль молодежи и студентов – событие совершенно необычное для СССР. И произошел со мной курьез. Уехал из училища быстро – никаких документов, положенных гражданскому человеку, не взял. Был коротко стрижен – по порядкам училища, а из одежды – бушлат и тельняшка. На площади Дзержинского ко мне подошел милиционер, а документов нет...

Накануне экзамена по математике я почти всю ночь провел в отделении. Когда я увидел, что до экзамена осталось часа полтора, решился, подошел и по уставу обратился к капитану. Он меня выслушал, связался с приемной комиссией, уточнил, что такой в списке действительно есть. За 10 минут до начала экзамена я был на месте. Экзамены сдал. Прошел на факультет кибернетики.

Обошлось без участия ректора…

Подпись председателя ВАК В.Г. Кириллова-Угрюмова

Если председатель ВАК утверждает положительное решение по диссертации, то он подписывает "Кириллов", а если отрицательное - "Угрюмов".
 
Мифистам везде ништяк

Середина 70-х. Приснился мне ректор, ныне покойный, которого из МИФИ пригласили работать в ВАК. Председателем!

Он явился в мой сон в бушлате фасона 40-х годов прошлого столетия и бескозырке. Выглядел он бодро и жизнерадостно — намного лучше, чем при жизни в последние годы, когда вернулся в МИФИ.
- Проблем нет, — сказал он. — Если ты из МИФИ, то и тут не пропадешь!

Оптимистичный сон, что и говорить.

На фото ректор и мой друг Вардан (2006 г.)