.
1988
... Не помню - чтобы до 1988-го года я знал об этом празднике.
Что-то узнать о христианстве в СССР - можно было исключительно в православном храме.
Не считая школьных учебников - где информация подавалась специфически - не возбуждая особого любопытства, и симпатии к религиям вообще.
А действующих храмов - были единицы.
Что же касается стальных храмов, которые если и были открыты для населения - в качестве музеев - то там тоже были представлены вниманию посетителей только общеисторические темы - хозяйство, вооружение, архитектура.
И вот я - голодный, не совсем здоровый, подросток - начитавшись антирелигиозной книжки, с описанием всесторонне приятной и весёлой жизни аферистов, паразитировавших на потребности людей в религии - как в чём-то светлом (по сравнению с продолжавшимися всеобщими - лицемерием и несправедливостью) - в конце 1987-го года, ровно в 18 лет - втёрся в доверие не просто к пожилым женщинам - втёрся в доверие к, старой уже - дочери священника !
Да - расстрелянного !
Да - старообрядческого .............
На ловца - и "зверь" ....
А "дуракам" - везёт ....
Потому что я был именно "дураком" - прожжённым уже аферистом - но ........ добрым и честным ..........
А религиозная жизнь - меня очень привлекала.
Всё малоизученное, и скрываемое лживой, уже сильно скомпрометировавшей себя - диктатурой главарей коммунистов - тянуло к себе, как возможная истина.
Может христианство не нравится коммунистам потому - что правда именно там ?
Примерно такие вопросы рождались в сознании некоторых советских людей.
Особенно - учитывая то, что массы пожилых людей в СССР так и не стали неверующими ...........
О чём любой - прямо сейчас - может судить по обилию пожилых и старых прихожан российских православных храмов.
То есть - какие-либо утверждения тогдашней власти, и коммунистов - для нас уже не могли быть правдой.
А значит - многие бросились либо слепо верить в отрицаемое коммунистами, либо - искать "альтернативную правду" - занявшись изучением всего вообще, и сравнением.
Естественно - большинству засомневавшихся в коммунистических истинах - проще было слепо перенять пристрастия своих самых близких людей.
Членов семьи - своих предков - бабушек и прабабушек.
Приязнь к поддерживаемой ими вере - она просто "в крови" у потомков таких людей.
Она есть на подсознательном уровне - запрограммирована в ДНК - в самом прямом смысле.
И хорошо всё это проявилось из глубокого подсознания - и начало руководить мышлением и действиями людей - когда, руководившие страной враги религии - довели население государства до неравенства, озверения, массового воровства, массового пьянства, массового разврата, разочарования, и в финале - аж до проблем с достаточным питанием ......
Коммунисты не справились с изменением людей, не справились с удовлетворением потребностей, и допустили недовольство большой части населения своей страной.
А люди - стали искать спасение.
А поверив теперь яростным кровным врагам коммунистов, обманувших народ - стали искать теперь - и средства для спасения своих душ .........
Подсознательно же - очень и очень многие - чувствуя и очень сильную свою вину, самое настоящее родовое проклятие - за поступки своих прадедушек и прабабушек .........
Выживших после 1917-го года ...... , и после 1922-го года .......... , и - после 1937-го года .................
За то - что их дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки - творили в те времена по отношению к тем - кто не дожил до 1918-го года .....
Кто - не дожил до 1923-го года ...........
И - кто не дожил до 1939-го года ................
И - в том духе ..................
И вот теперь - предки деятелей тех времён - неудачливые в жизни предки - заподозрили существование наложенного на себя, и своих детей - проклятия.
А - когда у родителей "рыльце в пушку" - да ещё и уже до рождения детей - дети (а потом - все последующие прямые потомки) тогда рождаются с проблемами в психике.
И - в жизни.
И - в личной жизни.
И рождались такие дети - после 1917-го - очень неуверенные в себе .........
Сами не понимающие - чего они боятся ...............
И - скрывающие свой страх за хвастовством и жестокостью.
+++++++++++++
И вот - народ начал валить в храмы.
А я - любопытную книжку прочитал - и как раз - "в тему" ........
Откуда взяться благородным мыслям - у голодных, брошенных обществом, брошенных государством - мальчишек ?
Когда - вместо заботы - государство "подкидывает" книжку - где преступная деятельность подробно описывается ?
Да ещё - и с описанием всех удовольствий - получаемых преступником !
Да разве тюрьма напугает !
Когда сама жизнь - на неё похожа !
И когда - не все преступники попадаются, а невинных - осуждают .........
Чем для меня в тот период была религия ?
Дверь в неизвестное - магическое.
Попытка - найти способ влияния на окружающий мир, чтобы удовлетворить собственные потребности.
А ещё - путь к сытости и удовольствиям.
Даже - путь к удовлетворению естественной потребности к интимной жизни.
(Слово "любовь" - я к 18-ти годам давно уже забыл, как не имеющее ничего общего к реальной человеческой жизни.)
Ну а ещё - как потомку не совсем обычных своих предков - мне всегда было чем-то интересно всё, что как-то было связано со стариной, со старой архитектурой ....
*************
Ну а что я хотел конкретно ?
Да в первую очередь - хоть чай с конфеткой в чистом помещении - когда нет сил создать что-то подобное в собственном жилище.
Но - обязательно - в особой психологической атмосфере.
В такой - которой не было тогда дома у нас.
А найдя способ познакомиться с новыми старушками на религиозной почве - я, в конце-концов - в церкви и оказался.
И именно - в праздник Крещения .....
Само знакомство - могло произойти и в декабре 1987-го, и в январе 1988-го годов.
Зима и зима.
Книжку про религиозных аферистов - я показывал приятелю из соседнего подъезда уже когда снег шёл.
С самим этим приятелем - общение возобновили примерно в октябре - когда он мне первый мой магнитофон покупать помогал.
А мне что-то помнится - если память не подводит - что я музыку слушал ещё в конце периода, когда ездил за клюквой.
А ведь у нас - в октябре может выпасть снег, и не до ягод тогда, а в ноябре - оказаться несколько тёплых солнечных дней .......
Но книжку-то - где-то зимой прочитал.
Но в период около середины января - я уже постоянно ходил к новой знакомой, исключил общение с приятелем (несколько дней ночевавшим у меня) того приятеля-соседа, и собирался устраиваться на работу.
Естественно - так кардинально сменив круг общения - я стал получать и своевременную информацию о религиозных событиях.
Я узнал - что и священники в городке есть.
Толи - действительно "подпольные" - проводившие службы и обряды в квартирах старушек, толи - просто проживающие - и где-то служащие официально.
Выяснил даже - где находится одна своеобразная "церковь" - "субботников" - христиан - "адвентистов седьмого дня".
В обычном, ничем не приметном - небольшом стареньком частном деревянном доме.
В густом ряду многочисленных старых окраинных улочек.
Что - скоро "Крещение" - я тоже узнал заблаговременно.
А также - узнал, что в нашем районе есть действующая обычная православная "церковь".
Точнее - храм - действующий храм.
В двадцати километрах от городка.
В сторону от центров и оживлённых трасс.
И я - решил туда съездить.
То, что я несколько лет назад написал - что ездил на ночную службу - ошибка памяти, допущенная в спешке.
На самом деле - тогда для меня вообще посещение службы было почти новым событием.
Для меня эта сфера - ещё не была так хорошо знакома и привычна.
А ночных служб - тогда, возможно - в СССР ещё и не проводилось вообще.
Время-то было - ещё очень специфическое .......
Церковь и некоторые официальные политики - только ещё только "присматривались" друг к другу.
Вычисляя - что можно изменить в существовавшем положении - с какой-нибудь новой выгодой для себя .......
А мне - удалось поехать.
Удалось - потому что встать рано утром мне всегда было очень трудно.
Я не мог нормально выспаться никогда.
За исключением редких считаных дней за свою жизнь.
Службы церковные утренние - бывают и с шести часов утра, но не позже девяти, чаще всего.
О существовании вечерних служб - в те дни я вообще мог не знать.
Один раз я приходил в дневное время - в кафедральный собор Саратова - летом 1987-го года, но мне тогда, вроде бы - было не до объявлений и расписаний.
Внутри - осматривал иконы - под недовольными "косыми" взглядами находившихся там людей.
А в районе выхода - спешил побыстрее миновать многочисленных "нищих" .....
Так что - поехал я, всё-таки - утром.
Ехать было - минут двадцать.
Семь маршрутов автобусов ходило в том направлении - мимо нужной мне деревни - потом они следовали в разных направлениях.
Билеты были "без мест" - только с указанием времени отправления.
Главным только было - влезть в нужный автобус, если именно на этот рейс очень много желающих.
Если служба в храме с восьми утра - а 19-го января в это время ещё темновато, и до службы я приехать успел - то и в автобус я садился в темноте.
Автобусы в то утро и в том направлении - шли полные.
Что нужная остановка - сразу стало понятно.
Большинство пассажиров - были старенькими, и не очень, женщинами.
И они - дружно поспешили выходить из автобуса.
Место - тёмное.
Две стены чёрных высоких лесополос - по бокам обледеневшей дороги.
Чернота сплошная - от затянутого облаками неба.
Да ещё - от одинокой жёлтой электрической лампочки - в стороне.
Слева - за дорогой - и чуть впереди - небольшое открытое место, на некотором подъёме местности.
С него - куда-то отходят дорожки в стороны.
А на возвышенности, окружённой зарослями старых деревьев - стоит старый небольшой придорожный магазин.
Запертые глухо, на длинные железные полосы с замками, двери, и окно для приёма товара, лампочка над входом.
Больше там ничего не просматривалось.
Теперь - мне надо было смотреть - куда пойдут все.
Тут интуиция быстро всё подсказала.
А вереница бабушек - так и посеменила по правой обочине - вперёд.
И - где-то метрах в семидесяти - стала спускаться по деревянной лестнице вниз - в низину.
В пойму местной речки.
Там - спустившись по лестнице, и пройдя во тьме некоторое расстояние по узкой тропе - выбрались на местную грунтовую дорогу.
Которая вела к деревне, находившейся в трёхстах метрах от асфальтово-ледяной трассы.
Темновато там было - мало ночью горело фонарей.
Может - только один "фонарь" и горел - около самой местной церкви - до которой ещё было мрачной старой деревней метров пятьсот.
Храм оказался большим, старинным, каменным, побелённым.
Внутри - тишина с шёпотом и лёгким ворчаньем, тесноватый полумрак.
Вдоль стен - на скамьях - бабушки, бабушки, бабушки ....
Сидят, стоят.
Мне надо было раствориться в здешней атмосфере - чтобы не выглядеть чужаком, раздражающим других.
Стал обходить стены и колонны - с большими и не очень, но старыми, потемневшими иконами - и креститься.
Пока одна пожилая женщина не подошла, и не объяснила мне - что креститься надо правой рукой.
Стал - правой ........
Потом - началась служба.
Теснота, духота, жар.
И - храм протопили, и народ, туго набившись - надышал.
Запах свечного пламени.
Запах сгорающего материала свечей - воска, и не только.
Запах тлеющего ладана.
Романтические для меня запахи !
Я вообще - "нюхач".
Сейчас - часто кулинарию супруги спасаю от пережарки.
Запах и клубы дыма от ладана.
Среди старых низких арок сводов.
Всю духоту и жару вытерпел.
Сам, как всегда - в толстом длинном пальто, лохматый и кудрявый, как цыган.
Купил свечек для своих новых знакомых бабушек.
Несколько просфор мне дали.
Кто именно - не помню.
Возможно - продавцы свечей.
Свечи были от 30-ти копеек.
Три свечи на рубль.
Напоминаю - это 1988-ой год.
Зарплата моей мамы - 85 рублей.
Зарплата обычного инженера - 120 рублей.
Буханка хлеба - 18 - 22 копейки.
Килограмм сахарного песка - 94 копейки.
50 грамм азербайджанского чая - 38 копеек.
************
Обратно - тем же путём.
Заснеженные чёрные домики.
Чёрная вереница сгорбленных людей.
Белые луговины.
Голые приречные заросли ольхи.
Хлопья снега.
Каша на льду дороги.
Долгожданные автобусы.
Свечи отнёс своей знакомой.
Вроде - она мне давала рубль, или - три - на дорогу и свечи.
Она уже - и с другой своей подругой поделилась.
Свечку и просфору - я отнёс и одной соседке - на втором этаже нашего подъезда.
Уже почти не ходившей, маленькой, приветливой старенькой бабуле.
Её внук - накачанный двадцатилетний тяжелоатлет - сын заведующей каким-то магазином - проводил меня в комнату к своей бабушке...
(Остальное : http://proza.ru/2021/12/27/1473)
.
1993
"... После того, как я просидел некоторое время дома - в нехорошем состоянии, на картошке без масла - опять "для души" рисуя декоративные орнаменты, чёрной тушью на белой бумаге - я устроился в пригородную деревенскую церковь - филиал женского монастыря..."
+++++++++++++
"Избавившись" от жены - я оказался в долгожданных - тишине и одиночестве.
Я уже не первый день развлекался своеобразно.
Как-то - было настроение опять взять в руки кисть.
Опять - сделал кисть из того кота, который сейчас находился под рукой - из нашей кошки.
Ещё в школе - я научился находить у кошек такую шерсть - которая годилась для кисти, чтобы рисовала, как беличья.
Такая беличья - какими делают самую красивую "хохломскую" роспись - самым мелким и тонким рисунком.
Потянуло - проводить время, покрывая бумагу картинками.
Всё равно - не было сил ничем заниматься.
В смысле - работа, и вообще - любая активная деятельность, связанная с выходом за пределы квартиры.
Холодок - из-за плохого утепления панельной пятиэтажки, и пожизненно плохо гревших батарей, свежий воздух - из-за дыр - способствовали свежести в голове.
Просто - сил мало было, и психика отказала.
Сидел - покрывая бумагу узорами.
Было желание рисовать - но не в очень сложной технике - "травка" - просто завитки на бумаге.
На белой - лучше всего смотрится густой чёрный цвет.
Опять купил чёрную тушь.
Больше такая не продавалась.
Эта - давала густой чёрный цвет - никаких разводов и неоднотонности.
Чёткий чёрный рисунок - любой ширины - от волоска до пяти-семи миллиметров.
Откуда-то был у меня запас листов белой бумаги - такой, какую сейчас называют формата "А4".
Сначала - просто разрисовывал листы.
Потом "пришло в голову" - склеивать их между собой.
А потом и вовсе - делать длинный узор через несколько листов - нигде его не разделяя, а только подклеивая всё новые и новые листы.
Рисовал, читал, ел мелкую варёную картошку.
Картошка в подвале припрятана ещё была - так что я - заставив себя подавить чувство отчаяния - заставил же себя чувствовать покой и уверенность.
А в отчаяние у меня были причины впасть.
Полная изоляция от людей.
Полное отсутствие хоть кого-то - кому можно было бы верить, с кем была бы какая-то человеческая связь.
Денег - ни копейки.
Работы нет - и нет сил выйти из квартиры.
И абсолютно всем в этом мире - на меня наплевать.
Есть только - множество жестоких и безжалостных врагов - желающих любым путём отнять моё жильё.
И в таком окружении - в такой эмоциональной обстановке - в таком беспомощном положении - есть нечего и негде.
Несмотря на наличие кухни с водой и газом - тогда и там всё воспринималось именно так.
Запылённое "потасканное" тесное помещение, тусклая лампочка высоко под потолком, больничная желтизна потрескавшейся, казённо-серо-жёлтой - одной из кухонных стен.
Зашторенное окно - потому что не было желания оказываться на виду у кого-либо.
Или - тёмное зашторенное окно.
Изрезанная протёртая клеёнка на старом маленьком кухонном столе.
И - одна только мелкая картошка.
Которую чистить - еле-еле хватало сил.
Варёная "в мундире" мелкая картошка, мелко изрезанная, с подсолнечным маслом, посоленная.
Пока масло было.
Чай был.
Вроде бы - ещё оставался запас купленного летом большого количества чая - смешанного со смесью разных трав ....
Тёмными вечерами - тихо пробирался в подвал - за очередным небольшим количеством картошки и лука.
В не запирающийся уже сарай.
Каждый раз - надо было избежать присутствия "свидетелей".
И опять - тщательно маскировать овощи - песком и мусором.
Заставил себя привыкнуть и к таким условиям.
Целый год до этого - у меня не было возможности оказаться у себя же дома в одиночестве и тишине.
И не только дома - я вообще не имел тогда сил один куда-то выходить.
Разные работы - с идиотами там - не в счёт.
Теперь - это было вообще нечто неправдоподобно ужасное.
Даже матери больше нет.
И нет - ни одного нормального человека.
Привык.
К полной пустоте в мире.
К абсолютному окружающему злу.
К одной картошке - на полутёмной холодной кухне.
После которой - нигде согреться нЕгде.
Битая кастрюля.
Битая сковорода.
Битый чайник.
Ржавая раковина.
Дней десять.
++++++++++
"Отключался" от реальности и мыслей - только за рисованием, и с книгой.
А легче стало - перед праздником Крещения.
И я - уже имея очень хороший опыт деятельности в церкви - в 1988-ом, 1989-ом, 1990-ом годах - решил туда и съездить.
Тут совместилось всё.
И то - что тогда я был верующим.
И то - что наступал один из самых главных христианских праздников.
И то - что это было памятью о событиях 1988-го года.
И то - что это соединилось с другой моей великой радостью - я опять смог нормально двигаться и жить !
И то - что больше нигде не было шанса найти хоть кусочек хлеба - по хлебу соскучился !
И то - что вообще - хотелось найти способ нормально покушать - и побольше - и подольше ......
И я смог поехать в тот храм - который был за нашим городком - поехать с вечера.
Теперь - побывав уже даже на ночной рождественской службе в нашем городке - я был в курсе новых распорядков празднований.
Новое время - и храмы работают по новому - с ночными службами.
И я поехал днём.
Возможно - просто днём накануне.
Осмотреться.
Как выспался - так и отправился.
Я мог даже пешком рвануть.
Такое у меня тогда было здоровье : после месяца дрожания в слабых подкашивающихся ногах - месяц чудовищного количества сил, и приступа безрассудной смелости.
Я куда угодно мог пешком рвануть.
Денег-то - не было.
Точно помню - что ходил я туда пешком.
Вот - может в самый первый раз - тоже и пошёл.
Что для меня тогда было - 20 километров ! - три часа быстрого лёгкого шага.
Что такое - три часа ! - в карауле раз отстоять.
Фильм посмотреть на свежем воздухе - в персональном зале - с картинками про леса и поля - под собственную музыку.
***********
Во сколько я там оказался - не помню.
Но - на ночную службу народ оставался.
Громкий и открытый, искренний - массовый энтузиазм возрождения веры и церкви.
Как - новый коммунизм народ строил.
Сам хозяйничая - вместе со священством.
Было многолюдно, радостно, весело, светло, нарядно.
Средь ночи - со службы - всей толпой к местной речке.
Колонной - друг за другом, чтоб не потеряться.
Со свечами и фонарями.
За деревню - метров двести.
На небольшой речке - под невысоким, но крутым, берегом - сделана во льду прорубь.
Священник новый - здоровенный высокий молодой брюнет.
Дьякон - тоже молодой и высокий, похудощавее и светлее волосами.
С двух сторон от проруби стоят - берут человека за две руки, и очень быстро окунают в воду, с головой - по три раза.
Народ массово раздевается полностью.
С возвышенности берега деревенские парни светят фонариками на голых женщин и девчонок.
Столпотворение - каждому только до своего купания.
Я тоже "искупался".
Замёрзнуть не успел.
Мороз был - вода тёплой казалась.
А потом - я быстро и хорошо растёрся собственным бельём.
Быстро оделся - согреваясь своими быстрыми и чёткими движениями.
На снег - под ноги - свои же куртки стелил.
В двух куртках ходил - обе на синтепоне.
Короткая внизу, более длинная - поверх неё.
Тепло - и фигура здоровенной казалась - шпана по вечерам нападать не решалась.
Оделся - и быстро опять в храм - с тоже туда идущими.
Вскоре - народ стал устраиваться на отдых между службами.
Мне удалось пристроиться на лавке в боковом помещении - типа храмовой трапезной.
Рядом со мной вжался между остальными какой-то мальчик - подросток.
Я проголодался, а у меня были с собой несколько варёных картошин.
Я поделился и с ним.
Оказалось - это восемнадцатилетняя девушка.
Маленькая, худенькая, и остриженная очень коротко.
И она тут - одна.
Была она - из районного дома инвалидов - психоневрологического профиля.
Рассказала - что приезжает сюда часто.
Привозит из церкви верующим больным старушкам свечи и прочее.
Много подробно рассказала о жизни в этом доме инвалидов.
Естественно - хорошего там было - только крепкое каменное здание.
Ну и - организованное регулярное питание было лучше, чем вообще отсутствие зарплат на работе у здоровых людей.
Даже договорились мы до того - что она пригласила меня их там навестить.
Понятно - что попадающие туда люди оказываются не нужны на этом свете уже никому.
А меня потянуло к этой несчастной тихой девушке - как такого же слабого и одинокого человека, как и она.
Сколько-нибудь, и как-нибудь поспать - она положила голову мне на колени.
Утром - после утренней службы - моя новая знакомая поторопилась обратно в городок.
А я - стал искать возможность поговорить со здешним священником наедине.
В том помещении - и пообщались.
Я заранее расстелил свои рисунки по большому столу - но услуги оформителя здесь не понадобились.
Когда священник предложил мне колоть дрова - мне пришлось согласиться.
Да и я чувствовал себя в силах заняться подобной работой.
Главное - прожить хоть ещё один день, грубо говоря...
А ПОТОМ МЫ ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ КВАРТИРЫ
(Остальное : http://proza.ru/2022/01/20/1460)
.
.
.
.