2006 Логика высшего образования

Валерий Лапшинский
(2006) ЛОГИКА высшего образования

Занимаюсь сейчас «юбилейной книгой» хора (прим.: это было в 2006 году). Листаю и перебираю старые газеты. Вот газета 1974 г. Тартуского государственного университета (орган парткома, ректората, комитета ЛКСМЭ и профкома ТГУ), №21, пятница 5 июля. Здесь об истории старейшего в СССР универа и про студенческий праздник песни того времени, на котором побывал наш мужской хор. Я как раз был студентом 4-го курса…

Читаю на первой полосе газеты: «Еще в 17 веке Тарту стал университетским городом. В течение 24 лет на четырех факультетах этого университета обучалось свыше 1000 молодых людей, из которых примерно 200 смогли его окончить…»

Это логика высшего образования (ВО) в универе далекого прошлого! Диплом о высшем образовании получили лишь самые достойные. Лишь один молодой человек из пяти… И было это правильно! В средневековье…

Приходя в родной МИФИ, всегда беру свежие газеты - на проходной и в холле. Быстро прочитываю. По диагонали или по системе «быстрого чтения» Кузнецова, которая была довольно популярна во времена моего студенчества. Иногда взгляд останавливается. Чтобы прочитать и поразмышлять. Например, про логику ВО.

Вот, пожалуйста, из проходной, свежая «газета активной молодежи» «Вертикаль» (прим.: посмотрел в Инете. Эта газета больше не издается), орган Московского студенческого центра при участии правительства Москвы. 2006 г., №8, с.2. с интервью с известной писательницей Дарьей Донцовой. Называется «Безумная оптимистка – это же не безумная дура!». Она пишет о себе:

«… Выросшая в обеспеченной семье писателя и актрисы, столкнулась со всеми невзгодами жизни – несколько неудачных браков, бедность, тяжелая болезнь, приведшая ее в палату реанимации. Все это было… И далее в интервью раздел: «Логику сдавала 17 раз!»

«Вопрос:
- Какое у вас самое яркое воспоминание из студенческих лет на журфаке МГУ?
Ответ:
- Сдача зачета по логике – я его сдавала 17 раз! Вообще, когда я училась, было много ненужных предметов, типа истории партии. Но ее можно было тупо зазубрить, а вот логику – нет. Причем с теоретической частью у меня не было проблем, но, когда дело доходило до решения задач, тут у меня что-то ломалось.

Декан нашего факультета Я. Н. Засурский очень хорошо меня знал, и я ходила к нему и ныла: «Сделайте что-нибудь». На что получала неизменный ответ: «Деточка, ты понимаешь, что я не могу никак повлиять на педагога»

«На тринадцатый или пятнадцатый раз я оказалась в родильном доме – рожала сына. На семнадцатый раз я пришла с младенцем, которого во время зачета держали подруги в коридоре. И педагог снова не ставит мне зачет. Я в слезы. Но он стойко: «Вы, Васильева, никак не можете усвоить материал». В это время из коридора доносится дикий вопль. «Что это?» - спрашивает преподаватель. «Это плачет мой бедный, несчастный ребенок, которого я притащила на зачет». И тут он смилостивился и поставил мне «три»!

Когда я вышла в коридор, то бросилась к своему сыну, стала его целовать его: «Аркашечка, умничка, как ты выручил мамочку!» «Это не он тебя выручил», - говорит подруга, - «это Маша – умничка, она вовремя ущипнула его за попу…»

Здесь логика педагога, логика декана, логика бывшей студентки, которая честно признается, что «с теоретической частью у меня не было проблем, но …». Здесь логика высшего образования в МГУ, наконец! В те  тоже относительно далекие времена.

Вернусь к интервью Дарье Донцовой, где есть такой пассаж: «Нельзя никому верить слепо!»

И далее «вопрос:
- Вы в своей автобиографии пишете, что ничего нельзя просить, бояться и верить. По-моему, это не вяжется с позицией «безумной оптимистки»? (прим.: так в интервью определила себя сама Дарья)

«Ответ
- Безумная оптимистка – это же не безумная дура! Это человек, который хорошо понимает, в каком мире он живет. Сказки с хорошим концом встречаются редко. И оптимист каким-то образом к этому миру приспосабливается. А потом начинает понимать, что хороших людей гораздо больше, чем плохих, и в каждом непременно что-то есть хорошее. Но нельзя никому верить слепо. И нельзя превращать эту веру в фетиш. И не надо верить в то, что мир тебе что-то должен. А ведь у многих людей есть такая позиция: если я родился на свет, то мне должны родители, коллеги по работе, государство.

Надо всегда знать, что, если ты не сделаешь ничего сам для своего ребенка, он не будет тебя любить. Если не сделаешь ничего для своего мужа, то он от тебя, скорее всего, уйдет. Это сообщающиеся сосуды, если ты ничего не вложил, то тебе и нечего ожидать. Это такой закон жизни».

А что сейчас с логикой ВО?

Вот еще одна свежая молодежная газетка (существует до сих пор!) «Реакция. Реальность в ощущениях» (2006 г., спецвыпуск №58). Там «Краткое руководство к игре «Вышка». Есть глоссарий, скиллы, артефакты и прочие коды студенческой жизни». В общем, действительно ИГРА! На 16 полосах. Со своей логикой получения ВО образования. Причем от первого до пятого курса! Игра веселая! Рекомендую всем поиграть…

Здесь есть рекомендации по использованию (кстати, даны точные определения!) необходимых студенту навыков. Например, болтливости, наглости, умения конспектировать, умения флиртовать с преподавателем и т.д., базовых характеристик студентов: харизмы, интеллекта, мудрости, выносливости, «бабла» (прим.: денег!), наконец и т.п., даны описания различных типов студентов: гений, отличник, халявщик, логичного преодоления на этом пути «монстров»: ректора, декана, препода…. (даны «точные» характеристики» этих монстров!) и многое другое. Весьма, по-моему, полезное руководство! Даже о том, как заработать или совмещать учебу с работой….

Вот пример: «Как выжать максимум их минимума и «тебя никогда не исключат из ВУЗа», если ты следуешь 7+1 правилам…». Вот одно из правил (последнее, кстати!):
«Не доводи до предела. Уже отчислили? Не спорь, улыбайся. Скандалистов не любят. Если хочешь восстановиться на том же факультете, постарайся уйти тихо, чтобы при восстановлении через год не навлечь на себя новые неприятности…»

Если судить по игре «Вышка», то и для получения диплома о высшем образовании нужно многое.

А что у нас в МИФИ? Теперь уже тоже университете!
Конкретно на моей кафедре, конкретно на пятом курсе, конкретно на моем курсе. Какая логика?
В получении высшего образования... в элитном ВУЗе? В МИФИ студенты кафедры МЭ тоже играют в игру «Жизнь», но на практике!

В позиции многих моих студентов заметно «проскальзывало»: «Раз уж я родился на свет, то мне должны…. Ну, к примеру, преподаватель ВАЛ. Ну, просто поставить зачетик. Не глядя, поверив на слово!  По мере продвижения к получению зачета буду приводить примеры и цитаты из логики вполне конкретных студентов.

Например, такой: «Мне приходить на зачет?» (прим.: а положенные задания студентом не выполнены). Этот вопрос меня просто потряс! Так же, как и, хотя и менее потрясали, вопросы того же студента еще на втором курсе: «А можно я сдам лабу?». Хотя сдать ее он должен обязательно. И так несколько раз! На что был неизменный ответ ВАЛа: «Можно… Чем раньше, тем – лучше!». Это по виртуальной игре «Вышка» как раз из серии проверки «уровня халявности» высшего образования.

Предлагаю студентам перед зачетом обдумать «закон жизни сообщающихся сосудов» Дарьи Донцовой. Прежде, чем задавать какие-то вопросы. И еще сначала задать себе вопрос: «Наступила ли у тебя метанойя (прим.: пр-русски «просветление») в сути курса?». И ответить кратко: «ДА/НЕТ!».
Это и будет моей логикой в такой мелочи жизни, как зачет по курсу с одной стороны, и понимание элитности высшего образования в МИФИ (я естественно имею ввиду ПЕРВОЕ (!) образование) – с другой.

Перейдем к мнениям студентов о логике ВО. Цитирую, однако. Обратная связь от студента крайне важна. Я предоставляю такую возможность студентам на своем форуме своего учебно-информационного сайта.

«Забавно, конечно, но это всегда мне кажется было. У меня родители преподаватели оба, я уже в детстве начинал понимать, что преподавателю надо. Главное у преподавателя должна быть уверенность что ты понимаешь и разбираешься. Да! Почти никогда доказательства дословно не помнил. Да! Почти всегда помогала зачётка...) В итоге все пять курсов на 5, на половину лекции не ходил, диплом писал со скрипом. У каждого преподавателя, пусть хоть сейчас, пусть 50 лет назад - есть и будет своя система. под неё нужно уметь подстраиваться). А то что учиться сейчас огромное количество идиотов которым это не надо - это да. это проблема.

«Я что-то не уловила внутренней логики в постах, но все же. Речь о студенте, который впервые пришел на последнее занятие либо прямо на зачет? Который впервые пришел на последнее занятие либо прямо на зачет? Если он в курсе материала - то ставить, а что еще? Есть еще такое замечание: хорошие занятия студенты не прогуливают. Как правило.»

«Лично знаю двух вменяемых человек без корочки. Оба о ней мечтают...это те, кто работает в бизнесе».

«ЛОГИКА... как много в этом слове». И цитирует (не нашел, что – ссылки студент не дал):
- Ло;гика (др.-греч. ;;;;;; «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от ;;;;; — «речь», «рассуждение») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания»

Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки».

«VAL, это тенденция. У каждого вуза появляются свои прелести: в МИФИ контракты, в МГУ среди общего количества студентов всё меньше талантов, в основном дети состоятельных родителей - так он медленно превращается в МГИМО. Высшее образование не во всех вузах можно получить (если мы говорим об образовании, а не о корочке). В других технических институтах, кстати, как и мы, ставших НИУ, вообще без денег сессия не сдаётся, а прайс-лист известен всем (прим.: интересно, откуда студент это знает?).

В вузах ещё попроще тоже "всё в порядке" - отчисленные из МИФИ там учатся на пятёрки, иногда заглядывая в институт. Так что МИФИ - это вуз, где мало того, что дают образование, но и заставляют учиться».

А вообще раньше и небо было голубее и трава зеленее»

Пару слов в заключение. Когда я учился, то в группе из 30 студентов лишь 20 получили диплом, т.е. соотношение – один из трех. Вопросов типа «приходить ли на зачет?» не было. Выполнил учебный план, допускают на зачет и наоборот. Если не получил трех зачетов «автоматом» не допускают на экзамены. В ином случае (не сданы 1-2 зачета) вопрос решает декан. Пропустил два экзамена – свободен от института. Мне такая логика ВО понятна. Иная – не очень. Действительно, один из одногруппников не справился, перевелся в танковое училище. И стал «отличником боевой и политической подготовки». И правильная логика ВО, пусть и военного.