Проповедь в праздник Крещения Господня!

Роман Овчаренко
Водная стихия обладает поистине магнетическим свойством. Она одновременно притягивает к себе и отталкивает. Что же в ней такого, чего нет в остальной природе? Вода – носительница жизни. Без нее вся наша Земля была бы лишь безжизненным камнем. Но вода может не только подарить жизнь, но и отнять ее. Контролировать водную стихию практически невозможно. Достаточно нам оказаться посреди бескрайней водной глади и сразу приходит осознание своей ничтожности и беспомощности. И все же, несмотря на свой страх и риск, мы вступаем во взаимодействие с водной средой.
Младенец, находящийся во чреве матери, окружен жидкостью. Его появление на этот свет сопряжено со страданием, ведь он, покидая привычную ему водную среду, впервые сталкивается с воздушной. Так происходит знакомство наших легких с воздухом. Оно болезненно, но необходимо. Дальше мы просто живем и пользуемся всеми благами природы. Пьем воду, дышим воздухом, возделываем землю, употребляем в пищу растительную и животную еду. И, даже на секунду не задумываемся о том, что все это удивительная цепочка жизненного цикла.
Безусловно, нам хочется иметь для себя все самое лучшее. Ведь мы себя любим, иногда даже слишком. Но почему-то нам в голову совершенно не приходит мысль о том, что, получая чистое и первозданное от природы, мы возвращаем обратно в нее отработанное и непригодное. Природа молчаливо принимает от нас весь наш бытовой мусор, старается переработать его. Но масштабы этого мусора настолько велики, что подчас и природе не под силу его истребить. И тогда мы становимся свидетелями экологических катастроф и страшных эпидемий. Виноваты в этом только мы одни. Бесполезно это отрицать. Практически то же самое мы делаем с нашим душевным миром. Мы просто насилуем его своими неблаговидными поступками и словами, а потом удивляемся, почему же в душе кошки скребутся или на сердце неспокойно.
Но как же нам жить? Вопрос нетривиальный. Чистота у нас всегда ассоциировалась с водой. Она для нас эталон прозрачности и свежести. Поэтому, когда мы желаем очистить себя или свой дом, в котором живем, мы прибегаем к воде. Вот почему забота о чистоте воды, а главное о ее количестве и качестве, должны для нас быть на первом месте.
Но чистота воды, да и природы в целом, начинается на самом деле с души человеческой. Да, да, именно так. Сколько бы мы не говорили с вами о пользе того или другого, если человек, не изменит своего отношения к окружающему миру ничего не будет меняться. Надо начинать с внутренних перемен. Об этом говорил еще пророк Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Тогда выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:2–6).
Проповедуя крещение во оставление грехов, Иоанн открывал перед человечеством путь для предотвращения грядущей катастрофы и деградации. Человек, погруженный в воду, переживал как бы переход от смерти к жизни, получал второй шанс на нормальное человеческое существование. Дело, затеянное пророком Иоанном, было безусловно своевременное и верное, но не каждый человек, услышавший призыв «покаяться» и изменить свою жизнь, готов был пойти на этот шаг. Людям вообще крайне сложно признавать свои ошибки. Интересную мысль высказывает шотландский богослов У. Баркли: «Крещение было для грешников, а ни один иудей никогда не мог подумать о себе как о грешнике, которому закрыт доступ к Богу, и вот теперь, впервые за всю историю своего народа, иудеи осознали свою собственную греховность, осознали, что им очень, очень нужен Бог. Никогда прежде у иудеев не было такого единого всеобщего порыва покаяния и поисков Бога».
Есть еще один очень важный момент на который я хочу обратить ваше внимание. Помимо всех грешников, пришедших к Иоанну креститься, к нему пришел Сам Господь Иисус Христос. И здесь наша логика перестает работать. Возникает логичный вопрос: «Зачем Богу понадобилось крещение? Он же безгрешен. В чем Ему каяться?» Приход Иисуса к Иоанну и Его последующее Крещение – это все необходимая часть Божьего замысла. Образумить людей эффективнее всего не словами, а личным примером. Господь своим поступком проявил к людям понимание и сострадательность. Он понимал, что Ему надлежит быть Победителем, но что для этой победы у Него есть лишь одно оружие – сострадающая любовь. Преподобный Ефрем Сирин дополняет: «Пришел Господь и ту славу, и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением».
Есть еще один скрытый смысл в Крещении Господа. Вода, как мы с вами знаем, благодаря открытиям ученых, имеет память. То есть это некая матрица, которая хранит практически всю информацию с момента создания мира. Так вот, через Свое погружение, Христос передал посредством водной среды послание в прошлое и будущее. Отныне, каждый погружающийся в воду во имя Христово получает через нее особые свойства, оставленные в ее памяти Христом. Святитель Игнатий Брянчанинов как-то сказал: «При Крещении все люди получают равенство, потому что достоинство каждого христианина одно и то же. Оно – Христос».
Крещение в христианской традиции рассматривается не просто как ритуал или символическое действие, а как священное таинство, через которое открывается доступ к Божией благодати. Благодать – это незаслуженное нами, но подаваемое по любви, милосердие и помощь от Бога, ключевой аспект христианской веры, который питает нашу духовную жизнь и помогает расти в вере. Святитель Иоанн Златоуст сообщает нам удивительный факт: «При совершении Крещения предстоят и Ангелы, но объяснить способ этого дивного рождения не может ни один из них».
Через крещение человек получает оставление грехов, что означает прощение прошлых грехов и начало новой жизни в Христе. Кроме того, по мнению святителя Димитрия Ростовского, крещеный становится «сообщником заслуг Христа». Это означает, что верующий участвует в жертве и воскресении Христа, получая духовные блага и обещание вечной жизни, заслуженные Христом.
Без крещения спасительная жертва Иисуса Христа, символизированная Его кровью, не применяется к индивиду. Помните слова Господа: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Мало понимать свои ошибки, необходимо действовать. Именно на этом этапе включается человеческая гордость. Мы до того скептически относимся к вещам, которые нельзя измерить или объяснить, что для нас легче сказать, что их не существует. То есть сами себя лишаем Бога, вечной жизни, любви, дружбы, свободы и т.д. Но они есть. И все они были провозглашены Христом.
Мы с легкостью называем себя фанатами какого-нибудь певца или певицы, членом той или иной партии, представителем конкретной профессии, но назвать себя христианином для нас вещь чуть ли не постыдная. Вы можете не верить во Христа как в Бога, но вы не можете отрицать того, что Он приходил на нашу Землю и оставил после себя великое наследие. Это факт. Я не стыжусь называть себя христианином, и вместе с апостолом Павлом готов повторить: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
В этот удивительный и особенный день, я призываю всех признать свои ошибки, искренне попросить у Бога и близких за них прощения, омыть свои тело и душу, и чистыми явиться на встречу с Господом. Не забывайте, что мы образ Божий, а не мусорный ящик. С праздником!