Я не понимаю искусство

Андрей Николаевич Булатов
Общаясь со своими друзьями и просто с разными людьми, я часто слышал такую фразу, - «Смотрю на картины и не понимаю, искусство это или не искусство. Все так запутано. Говорят, что «Черный квадрат» - это высокое искусство, а вот пасторальные картинки – это не искусство. Для меня второе все-таки более понятно, чем первое. И непонятно, почему «Черный квадрат» - искусство, да еще высокое».


Другие восхищаются современными полотнами фото и гиперреализма, где автор пишет портрет (не обязательно даже человека) размером в 5 раз больше натурального, при этом прописывая каждый волосок на бороде или в прическе. Их восхищают эти картины, и они с горящими глазами говорят, - «Ну, как живые, даже лучше».


Многие обожают милые картинки в изобилии присутствующие на просторах интернета с великим множеством цветов в вазах, женщин в красных платьях или портретов, сделанных с фотографий знаменитых людей.


Да что уж говорить про обычных людей, даже если дипломированные художники пересаживаются на конька популярности, чтобы продавать свои произведения и пишут бесконечные пионы, розы или пасторальные новогодние домики!


Итак, кто же может понять, оценить и признать талант художника, не дав ему влачить нищенское существование только потому, что он не постится регулярно в соцсетях и не пиарится через известных блогеров\влогеров или же каким-нибудь другим способом? Даже так называемые выставки-продажи или аукционы не гарантируют того, что зритель может, посещая их, познакомиться с настоящим искусством и при этом осознать, что это так и есть.


Зритель, желающий оставаться в контексте художественной среды, желающий приобщиться к визуальному искусству, а может даже ищущий возможность создавать собственную коллекцию произведений, сейчас как никогда в раздрае. С одной стороны так много вокруг художников, групп, течений, направлений, а особенно доступной информации для знакомства с этой сферой. С другой стороны совершенно непонятно, что же достойно внимания, а что только лишь может лишь служить ненужным подарком на день рождения.


Это действительно сложная ситуация для человека, который прошел через все ступени нашего бывшего советского и нынешнего российского образования, но так и не сумел разобраться в том, что является искусством, а что нет. Для такого зрителя существует пока один критерий «подлинности» - это территория, где находится картина, скульптура или инсталляция. Государственные музеи в России, выставочные залы Союза художников России или Московского отделения являются гарантией «подлинности» произведений. Эти площадки имеют очень высокий ценз и статус, что позволяет обычному зрителю надеяться, что его не обманут. Поэтому потоки зрителей в такие места не иссякают. В запасниках и выставочных залах этих могучих организаций находится общемировое достояние, которое попало туда не сразу из мастерской художника, а проверено многочисленными просмотрами и комиссиями, подтверждено важными авторитетными мнениями, что эти картины, скульптуры и т.д. – настоящее искусство, не китч, не фальшивка, не эксперимент.


Да, это так на 100%, с этим не поспоришь, даже если очень хочется. И в самих этих залах хочется говорить только шепотом, выражая свое восхищение, никакое несогласие не принимается.  Даже просто индивидуальное мнение зрителя никого не интересует. Остается лишь благоговейно внимать этим шедеврам мирового значения. Та же ситуация и с доступностью этого материала в интернете. Сейчас можно виртуально посетить не только Эрмитаж, Русский музей или Третьяковку. Доступны для виртуального просмотра и Гуггенхайм, и Лувр, и Прадо…., да всех и не перечислишь!


Огромный мировой арсенал произведений изобразительного искусства доступен, только забей в поисковик нужное название. Да, таков характер современного положения дел. Эти возможности велики, как никогда прежде! Да, это так. Но количество зрителей, которые считают, что они «не понимают искусство» не уменьшается, скорее, растет пропорционально росту населения. Что же здесь не так? В чем же подвох нашей цифровой цивилизации? Ведь любой индивид, с которым ты говоришь об искусстве, может тут же достать свой гаджет и посмотреть крохотную картинку на экране, чтобы «мгновенно» составить свое мнение о том или ином художнике или произведении! Это позволяет ему говорить с тобой «на равных», иметь «собственное мнение» и т.д.


И это, действительно, подвох, иллюзия замещения, «блага цифры». Это подводит современного человека, потому что он видит крохотную обезличенную картинку, которая может ему либо нравится, либо не нравиться. Вот к такому результату приводит эта скорость и «доступность» произведений искусства. Многие даже не догадываются, что «Троица» Андрея Рублева имеет размер почти в рост человека и фигуры ангелов на ней изображены в натуральную величину. Таким «зрителям» невдомек, что в те времена не было никаких магазинов для художников, где можно было бы купить все краски, кисти, другие материалы. Я уже не говорю об иконописных канонах или других правилах той эпохи. Современного зрителя попросту отсекают от того бэкграунда, которым богаты все великие произведения искусства. Основой для оценки является лишь только «картинка», созданная с помощью фото и цифротехники, которая не в состоянии передать все оттенки и нюансы произведения, включая размер, освещенность, чистоту и уникальность цвета, многообразие деталей.


Получается лишь некий суррогат, доступный для помещения в цифровое пространство, служащий лишь для привлечения внимания потенциальных покупателей, рекламируемых на фоне произведений товаров. Давайте не будем скрывать, что коммерциализация цифрового пространства имеет 100% охват и не даст зрителю никакой возможности хоть как-то избежать этого налета «урвать свое» от создателей этого самого пространства.


Поэтому современная эра доступности явно способствует тому, что плодится число людей, которые утверждают, что они «не понимают» искусство, что не могут
отличить, является искусством та или иная картина, или не является.  Они – суть жертвы цифровых технологий продвижения товаров и услуг. И к месту вспомнить, что Иисус изгонял продавцов голубей из храмов. Но теперь мы имеем «свободу», позволяющую смешать все и вся и ловить рыбку в этой мутной воде тем, кто хочет извлечь из этой ситуации личную выгоду.


Поэтому не надо идти на поводу у тех, кто так заявляет. На самом деле фраза, - «Я не понимаю, что является искусством, а что нет» говорит следующее, - «Меня интересует лишь то, что можно съесть, одежда, лекарства, ну и, может быть развлечения, типа шоу комиков». И это все, что представляет собой жизнь для большинства населения планеты. Не стоит ввязываться с ними в дискуссии, доказывать или показывать что-то, что на самом деле сформировало целые пласты товаров потребления, которых они жаждут.  С такими людьми можно говорить только о еде, отдыхе и развлечениях.


К моему глубокому разочарованию я сталкивался с молодыми, энергичными людьми, сведущими в философии, бизнесе, политике, для которых искусство – это лишь сфера развлечения, не более того. Для них есть экономика – основа существующего общества, производство, как основа благосостояния, ну и сферы искусства, спорта, образования, как некие дополнительные, незначительные сопутствующие сферы, которые чисто исторически сопровождают жизнь человека. И это довольно прогрессивные люди, со смелыми взглядами, можно сказать надежда современности.
Они понимают, что произведения искусства формируют свой рынок, что некоторые финансовые учреждения, не говоря уже о частных лицах, держат в своих сейфах дорогостоящие произведения искусства, как растущий финансовый актив. Они относятся к этому крайне серьезно, читая каталоги  таких аукционов, как Cristie’s или Sotheby’s, которые содержат произведения искусства, оцениваемые в десятки и сотни миллионов долларов.


Сами совершенно не понимая, что именно выражает то или иное произведение, а часто и внутренне насмехаясь над автором (например, скульптуры Альберто Джакометти), они приглашают экспертов от искусства, чтобы за большие деньги спрогнозировать, насколько вырастет их коллекция за 5 лет. Что до сути самих произведений, то они порой даже их не видят, предпочитая хранить их в  бронированных хранилищах под землей. Ну что ж, «достойная судьба» для великих произведений искусства!


Есть и такие деятели, которые в сопровождении таких же алчных «экспертов» шерстят выставки и аукционы в поисках художников, которые могут обладать рыночным потенциалом, и на которых можно сделать деньги, купив их задешево и продав после смерти художника во сто крат дороже.  Хуже того, сами художники часто поддаются таким разрушительным трендам и с радостью идут на встречу, хотя и знают свой потенциал, но не могут противостоять рынку, который заставляет их покупать холсты и краски все дороже и дороже, а продавать картины все дешевле и дешевле. Они еще и облегченно вздыхают, - «Слава Богу, что купили! Теперь хоть будет на что жить!». 


А некоторые все же не соглашаются и принципиально не сдаются, предпочитая умереть в нищете, но все же оставить свое наследие во имя зрителя и истории искусства. Но и они ошибаются, ибо после из смерти рынок и государственные институты распоряжаются их наследием совсем не  так, как бы они хотели при жизни.


Эта история, как сейчас модно выражаться, длится уже очень, очень много лет,
хотя так было не всегда. Не всегда произведения искусства были рыночным товаром, предназначенным на потеху публики. Были времена, когда народ толпами стоял в очереди по несколько часов только для того, чтобы, разинув рот, увидеть выставку, состоящую из единственной картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Такое сейчас и представить невозможно. Единственная альтернатива – это отдельный зал для «Моны Лизы» Леонардо, где можно только пройти мимо, не останавливаясь, чтобы толком посмотреть на картину.



И эти времена, когда коммерция господствует над всем и вся, тоже должны измениться. Эти времена могут изменить не сильные мира сего. Их могут изменить самые простые рядовые граждане. Для этого не надо заявлять, - «Ну, я не специалист и я ничего не понимаю в искусстве. Я не смогу сказать – искусство это или не искусство».  Для того, чтобы изменить времена, надо в первую очередь изменить себя, свой подход к жизни. Надо понять, что искусство – это не сопутствующая экономике сторона жизни, а полноценная и самостоятельная ее часть, имеющая свой огромный нереализованный потенциал влияния на общество в целом и на каждого человека в отдельности.


Искусство способно намного облегчить жизнь и продлить ее. Это магия искусства – облегчать порой невыносимые условия существования. Оно способно заставить любого человека почувствовать себя в большей степени Человеком, чем просто потребителем глобального рынка. Но для этого необходимо вступать в непосредственный контакт с произведениями искусства. Надо самому смотреть на оригиналы, а не на цифровые копии или принты. Крайне необходимо для зрителя воспринимать произведение визуального искусства не мимоходом, а иметь достаточно времени, чтобы почувствовать своим человеческим нутром диалог, который художник всегда ведет со зрителем.

Ни один художник не пишет только для себя. Это всегда «крик души художника», его трепетное «щипание» (не могу подобрать подходящего слова) тонких струн души, как своих, так и зрителя. Это не то, что можно съесть и через три часа снова захочется. Звучание произведения искусства в душе зрителя, при условии, что он, зритель, услышал это звучание, останется навсегда, навечно. И это не преувеличение.


И, конечно, я ни в коей мере не призываю игнорировать рыночные отношения. Это просто более низкий уровень в оценке произведения искусства. Даже если вы ничего не понимаете в искусстве и не можете сказать, является ли искусством та или иная картина, просто сходите на ближайшую выставку. Не стоит ходить на праздничные и уличные распродажи, даже посещать онлайн-аукционы. Сходите на реальную выставку, они всегда проводятся, стоит только этим поинтересоваться. На этой выставке не руководствуйтесь своим привычным правилом – я ничего не понимаю в искусстве. Да, удивительно, но факт. Понимать-то ничего и не требуется! Поверьте, вы все еще Человек, вы можете чувствовать!


Просто смотрите на понравившееся вам произведение (а может и не понравившееся, вкусы не вечны, они тоже подвержены изменениям). Попробуйте почувствовать, простите за тавтологию, что вы чувствуете. Это может быть что-то совсем неуловимое и мимолетное. Но оно и не должно быть для вас кувалдой или неким потребительским голодом, который срочно нужно удовлетворить. Тонкие струны вашей души, возможно, погребены под толстым слоем потребительского отношения, и вы ждете, что это произведение вас каким-то образом «развлечет». Картина, конечно, может вызвать у вас улыбку (и это здорово!), а может и навеять грусть, и даже страх.


Если вы вообще не чувствуете ничего, общаясь с картиной, ну что ж, поймите, что не вы бесчувственны, а это художник не вложил в свое произведение ничего, кроме желания продать. Возможно, вам и раньше не везло, когда вы ходили в музей по обязанности в школе или под давлением родственников. Вы могли смотреть на действительно шедевр мирового значения и ничего не чувствовать. Это от того, что вы стремились понять, а нужно было настроиться на то, чтобы чувствовать. 


Либо вы полагались на мнение «экспертов», которые уже назвали картину шедевром. В этом случае вы совсем не участвовали в акте созерцания и со-творения произведения искусства, на что художник рассчитывал и на что он отчаянно наделся.


Вооруженные этим пониманием, как надо воспринимать произведение искусства, вы сами сможете стать экспертом и оценивать рыночную стоимость картин или скульптур, не нуждаясь в советчиках. И тогда вы сможете решить, стоит ли картина того, чтобы вам ее купить, а автора поощрить за его смелость и мастерство.