Вечера на хуторе от Татьяны Навка

Нина Ватрушкина 2
«Вечера на хуторе» от Татьяны Навка


В Новый год по старому стилю  Первый канал порадовал демонстрацией ледового шоу «Вечера на хуторе».  Режиссер и автор идеи олимпийская чемпионка Татьяна Навка.

Феерический спектакль уже 2 недели идет в московском Дворце спорта «Мегаспорт»,  его посмотрели 200 тысяч зрителей.  Нам, жителям провинциальным, до 14 января он был недоступен.

К экрану ТВ «Вечера на хуторе» привлекают с первых звуков. Удивительно красочный, музыкальный, яркий спектакль!

В основе либретто, конечно,  сюжет  повести Николая Гоголя «Ночь под рождество».  Главная интрига: отношения Вакулы и Оксаны на фоне народных гуляний, так прекрасно описанных классиком. Любовным лейтмотивом яаляется популярная украинская песня  «Ніч яка місячна»  (Ночь какая лунная).

Было бы удивительно, если б спектакль по любимому россиянами произведению Н.В. Гоголя не обратился к украинской культуре, мелодиям, костюмам. Эта культура знакома с детства. На новогодних  детских праздниках обязательно были девочки в вышитых или хотя бы купонных платьях с венками из лент на голове.  Это теперь национальные костюмы вытеснили восточные (драконовские, в том числе) и современные сказочно-фантазийные.

Роли Вакулы и Оксаны исполнили Никита Кацалапов и Виктория Синицына, серебряные призеры Олимпиады 2022 года.

Восхитила Одарка в исполнении юной и трогательной Камилы Валиевой, соперницы Оксаны.  Неразделенной любви мы всегда сочувствуем. Кузнец Вакула — парень видный, нравится многим. Такая как Одарка и отбила бы его, но Николай Гоголь не позволяет, а Татьяна Навка ему противоречить не решилась. Только костюм фигуристке подобрала коричневого оттенка. Оттенка печали.

В ледовом шоу «Вечера на хуторе» у Татьяны Навка отношения Солохи и Черта тоже выстроены в любовный диалог. У  Н. Гоголя, как мы знаем, это единения двух нечистых сил. Но образ Солохи кардинально изменил еще Александр Роу, режиссер фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 год.

Он пригласил на эту роль Людмилу Хитяеву.  Солоха оказалась ужас как хороша, обворожительна, хитра, умна, привлекательна и недоступна. В ледовом шоу Солоха досталась Маргарите Дробязко, литовской фигуристке, бронзовому призеру чемпионата мира 2000 года. Ее Солоха не просто чертовка — Женщина Вамп, нагла, уверенна, эффектна. «Хороша, решительна и неприлична» - говорят о ней в спектакле.

Черт  (Павилас Ванагас, тоже литовский фигурист, партнер Маргариты Дробязко, бронзовый призер  чемпионата мира 2000 года) горделивый, величественный. И  только Солоха- Дробязко в состоянии сбить с него спесь. Черт готов даже стать человеком, лишь бы добиться благосклонности своей избранницы.

Лейтмотивом танца нечистой силы, конечно, является танго, танец страсти и вечного противостояния мужчины и женщины. Хорошая, убедительная характеристика.

А вот решение образов третьей пары меня напрягло. Как мы помним из произведения Гоголя «Ночь под рождество» Оксана требует от Вакулы «те самые черевички, которые носит царица», как доказательно своей любви.  Так Вакула волею Оксаны и с помощью Черта попадает к самой Екатерине II.

Мне кажется, что здесь чувство меры и вкуса подвело Татьяну Навка. Перед публикой Екатерина предстала в постели с Григорием Потемкиным.

В первой попытке экранизировать произведение в 1913 году («Ночь перед Рождеством») Екатерина не появилась на экране совсем, кинематографисты посчитали нетактичным. Все таки это не просто Екатерина II, это Екатерина Великая. Время ее царствования называют «Золотым веком». Прилично ли ей появляется в нижнем, пусть и обворожительном, белье и переодеваться на публике, пусть и за ширмочкой?

Исполнила роль сама Татьяна Навка, ее танец безупречен, наряд тоже.
Роль Григория Потемкина исполнил Петр Чернышев, многократный победитель чемпионатов, с ростом 188 см. Эффектно, и пел партию сам Киркоров. Хотя несколько претенциозно, на мой взгляд.

В целом спектакль великолепен. Само по себе фигурное катание — это одно из самых ярких направлений в Прекрасном, а основанное на замечательном литературном сюжете, с участием профессиональных певцов вплоть до Ларисы Долиной (Солоха), артистическим чтением текста Константином Хабенским, ледовое шоу «Вечера на хуторе» от Татьяны Навка стало явлением в нашей современной художественной культуре.