Неродительские правила 1

Ильин Владимир Дмитриевич
Раздел о правилах управления поведением людей – один из основных в теории управления соперничеством (первые результаты работы над которой были опубликованы в монографии В.Д. Ильин "Основания ситуационной информатизации", М.: Наука, 1996, 180 с.).
_____________________________________________________
О случае из моего детства

Декабрь 1944, отец – на фронте. Мама, бабушка, сестра и я (после эвакуации из Москвы) живём в Средней Азии (совхоз "Эфиронос" Пахтаабадского р-на Сталинабадской обл.).
Идёт урок (я первоклассник).
Накануне ночью выпал редко случающийся в этих краях снег. Поглядываю в окно: на площадке перед школой пацаны бросают снежки. Мне неинтересно, что объясняет учительница. А вот лепить и бросать снежки – интересно.
Начинаю собирать портфель. Учительница возмущённо: "Ильин, ...". А вот это она напрасно: орать и угрожать – это действует на меня с точностью "до наоборот". Теперь её нет для меня.
Иду с портфелем к двери класса. Учительница, видимо, что-то сообразив, не пытается останавливать меня. "Больше не приходи!" - слышу, закрывая дверь.
Выхожу на площадку перед школой, кладу портфель на снег и включаюсь в снежковую войну.

Когда мама пришла с работы, рассказал о случившемся, добавив "Я и без неё выучусь."
Бабушка не могла удержаться от смеха, наблюдая мамину реакцию. Мама тоже начала смеяться. Подключился и я.
Вдруг мамино лицо стало серьёзным и не предвещающим ничего хорошего. Мама сказала, что теперь ей придётся идти со мной в школу и извиняться, что не объяснила мне правила поведения в школе.

Для меня всегда было "высшей мерой", если отцу или маме приходилось за меня извиняться. Моих тогдашних сил было недостаточно, чтобы удержать слёзы.
Мама и бабушка стали успокаивать, приговаривая "Не знал же. Теперь будешь знать."

Так начал осваивать правила поведения, установленные не только отцом и мамой.