Юрий Павлович

Николай Викторович Ерёмин
ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ

Рано или поздно в любой сложной ситуации наступает «момент истины». Иначе - понимание ситуации и инструментов, необходимых для её разрешения. Вероятно, первая часть решения проблемы относится к вопросам познания. А как выразился известный философ Бэкон: «Ключ к познанию вещей есть изучение языков». Начав несколько лет назад изучать сербский язык и погрузившись таким образом  в глубину славянских корней, я открыл, что изучение родственных русскому иных славянских языков существенно углубляет и расширяет как понимание и самого родного русского языка, так и понимание мира, живущего в данном языковом поле, да и мира вообще. Например слово «умный» по-сербски звучит «паметни» , а «разумный» - «интелигентни». Таким образом, проявление в обществе и человеке  хамства и беспамятства - это явные признаки безумия.
Начав записывать и публиковать воспоминания о своих коллегах- инженерах, я не могу не вспомнить одного из старейших в ту пору сотрудников моего бывшего отдела - Юрия Павловича Голубенцева. Пройдя Великую Отечественную войну и лишившись 2 пальцев на руке, Юрий Павлович долгое время возглавлял в «Рубине» отделение, занимающееся вооружением, а потом, выйдя на пенсию, остался в нашем секторе ведущим инженером. Занимался он в ту пору в основном проработками по конверсионным заказам, в числе которых были пирожковая линия и тестораскаточная машина. Работать ему было уже тяжело , и частенько можно было видеть, как его седая голова «клонилась долу», давая отдых усталому мозгу.
Молодых сотрудников занимали открывающиеся перспективы, возможная карьера и, соответственно, больший заработок. У ветеранов заботы были другие.
После серии командировок на Кавказ я начал активно воцерковляться и должен сказать, что в среде коллег этот мой шаг не встретил понимания. Успешное советское предприятие перестраивалось на капиталистические рельсы и, хотя поговаривали, что в бизнес-центре скоро откроется храм, в целом «внутренняя переоценка ценностей» понималась тогда, в 90-е годы, скорее в смысле политическом, нежели духовном. В числе немногих сотрудников, сохранявших к данному вопросу спокойное отношение, был Юрий Павлович, мама которого была верующей, завещавшей перед смертью сыну прикрепить ей на крест икону святителя Николая. Однажды Юрий Павлович признался, что так и не сделал этого, положив, что как только исполнит последнее слово матери, так и умрет сам. Разговор этот был во время одного из застолий, которыми скреплялась производственная среда в период перестройки. Многие сотрудники отдела, и я в том числе, успели «понюхать пороху» на Кавказе. И, вероятно для нас, молодых, Юрий Павлович рассказал тогда следующую притчу.
«Жил на земле единый и очень дружный народ. Все у людей было общее, жили мирно, помогали друг другу в беде, вместе отмечали праздники. И жил этот народ так хорошо и богато, что вызвал зависть злой колдуньи, которая решила во что бы то ни стало перессорить этот народ между собой. На какие только ухищрения не пускалась старая ведьма - никак ей не удавалось вбить между людьми клин вражды. Но однажды примшла колдунье дьявольская мысль: подбросить в язык этого народа слово «моё», что она и сделала. И пошли с той поры в народе ссоры, свара и вражда. Так добилась своего старая ведьма.»
В наше время модно стало искать совета и мудрости у духоносных старцев, что подвизаются в монастырях. Одному из них, архимандриту Кириллу Павлову, как-то задали вопрос: «Отче! А есть ли ныне истинные старцы?» Архимандрит Кирилл немного подумал и ответил: «Не знаю, есть ли старцы, а старики есть».
Не знаю, удалось ли выполнить Юрию Павловичу Голубенцеву последнюю волю его покойной матушки, но часто вспоминаются его слова: «Сейчас кто во что верит, а я верю в хорошее».

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

17.01.2024