Размышление по поводу письма Ленина об изъятии цер

Евангелия Роуз
Размышление по поводу письма Ленина об изъятии церковных ценностей
ЧАСТЬ 2.
В первой части данной статьи я взяла на себя смелость утверждать, что раскрытие смысла исторического события или же отношения к нему зависит от идеологического сознания историка и потенциального интересанта по данному событию. Так как упомянутое письмо Ленина относится к документу для сил Красной Армии в гражданской войне с Белой Армией, то это письмо надо рассматривать как часть стратегической борьбы против тех, кто выступал против молодой советской власти – это первое. Второе – я раскрываю свое видение значения данного письма как человек, сформированный советской властью и с гордостью относящийся к успехам этой власти.

Что натолкнуло меня написать данную статью? 1)На встрече священник блогер, имеющий огромную аудиторию в сети, где у него в подписчиках молодежь, объяснял, что СМЕРТЬ- ПРИОБРЕТЕНИЕ в борьбе за истины Христа. Я задала вопрос: Почему в таком случае священство с такой ненавистью относится к большевикам? В Гражданской войне и Белые, и Красные убивали своих противников направо и налево с одинаковой жестокостью. Почему ненависть к большевикам? И лояльность к белогвардейцам? Оказывается, большевики святотатствовали. 2)Мне встретился пост на православном канале, где были выложены отрывки из письма Ленина об изъятии церковных ценностей. И к ним только вердикт: Нам действительно нельзя этого забывать. Никогда. Вроде как само собой разумеется, что жестокость указаний подтверждает ненависть к большевикам.

Во-первых, что значит, большевики святотатствовали? И белые и красные убивали людей. В отличие от белых красные убивали еще и священников, которые были их противниками. И те, и другие брали на себя грех против завета Бога: «Не убей». Если священники стояли на защите Бога и Его истин и за это получали смерть, то это их ПРИОБРЕТЕНИЕ. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 12).

Во-вторых, большевики разрушали храмы. Является ли это святотатством? «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19). То есть не стены главное. А главное Слово Божее: «Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).

В-третьих, большевики изъяли церковные ценности. Еще в 4 веке Иоанн Златоуст уже отмечал скорбное положение дел в церкви. Вместо того, чтобы по примеру апостолов и по наставлению Христа отдавать имущество, церковь стяжала его и заботилась о нём наравне с торговцами. Его оценка такого положения дел была однозначна - так быть не должно, такая церковь ничем не лучше мирян. Но, не имея сил что-то изменить, он был вынужден лишь высказывать надежду на то, что положение дел изменится.

И хотя он не мог обличать церковь, так как являлся частью её, он предъявил вину за такое положение дел мирянам, что именно они развращают священников.

«Теперь же вы (миряне) принудили их (священников) подражать людям мирским, живущим хозяйством: отсюда все извратилось. В самом деле, когда и вы (миряне), и мы (священники) занимаемся одним и тем же, то кому умилостивлять Бога? Мы не смеем отверсть уст, так как церковь является уже ничем не лучше людей мирских. Разве вы не знаете, как апостолы не хотели разделять имений, даже и без труда собранных? А ныне наши епископы в подобных заботах превзошли самих приставников, экономов и корчемников, и в то время как им надлежало бы пещись о ваших душах (о душах прихожан), они каждый день озабочены тем, чем обыкновенно занимаются сборщики, приемщики, счетчики и казначеи. Не напрасно я говорю об этом и изливаю скорбь мою. Я желал бы видеть какое-нибудь исправление и перемену; желал бы, чтобы над нами (священниками), удрученными столь тяжким рабством (в добывании ценностей), сжалились (вы миряне) наконец, чтоб вы (прихожане) сделались опять для Церкви и доходом, и сокровищем» (Иоанн Златоуст о церковном имуществе).

Слово Иоанна Златоуста было основано на Слове Божьем : «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Мк. 11: 15).

В-четвертых, большевики могли забирать и священные сосуды церковной утвари, предназначенные для совершения церковных Таинств. Что можно сказать? На Тайной вечере Христос Сам ввел символизм в осуществление Таинства Причащения (Евхаристии).

«И когда они ели, Господь Иисус, взяв хлеб и хвалу воздав и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое, которое за вас предается. Сие творите в Мое воспоминание.

И, взяв чашу после вечери и возблагодарив, подал им, говоря: пейте из нее все. И пили из нее все. Он сказал им: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( Мф. 26: 26-28).

Думаю, главным в Причастии, которое принимает причащающийся, является БЛАГОСЛОВЕНИЕ Самого Спасителя. Не все причащающиеся получают БЛАГОДАТЬ от Причастия. Только те, кто получил благословение живого Спасителя. Это ведомо только Самому Спасителю. А мы-христиане должны любить Бога и ближнего и за это держаться в своих надеждах. Потому что это главное для Бога, а все внешнее не существенно.

Можно привести еще такой пример. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11: 27). Действительно, только чрево единственной женщины в мире удостоилось выносить Богочеловека. «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). То есть чрево не может быть блаженным. Пресвятую Богородицу мы почитаем за нравственные качества ее личности, которые приблизили ее к Богу. Можно сделать вывод, что Богу важна духовность человеческой души, которая формируется на Слове Бога. И ничему внешнему Он значения не придает.

С одной стороны, символические предметы почитания Бога для верующих имеют огромное значение. Глумиться и кощунствовать в отношении святынь – это грех! Это недопустимо. Но с другой стороны, большевики не были верующими в Бога людьми и для них предметы церковной утвари не были священными сосудами. А за свои грехи они уже предстали пред Богом и им вынесен Его суд.

Как же быть нам? Каждый день читать Евангелие, с Божьей помощью разбираться, о чем наставляют нас Заповеди Бога и по мере сил следовать этим заповедям в собственной жизни. У нас нет права судить ни Ленина, ни Сталина, ни большевиков. «Не суди;те, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). И более того: «А Я говорю вам: люби;те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Наше право заключается в том, чтобы тщательно изучать уроки истории и делать для себя выводы. а)Не делать того, что является неприемлемым с точки зрения Заповедей Бога. б)Брать на вооружение положительный опыт.

9.12.2023 г.