Чтобы полюбить Бога, мы должны следовать Его запов

Евангелия Роуз
Чтобы полюбить Бога, мы должны следовать Его заповедям
2 декабря 2023
В своем стихотворении поэт и философ Игорь-Лис Гольцов указал, с одной стороны «Всяк человек ложь», а с другой стороны, «Я должен подозревать спасителем каждого». Возник спор: Не являются ли эти утверждения противоречащими друг другу? Мои размышления над ответом на этот вопрос вылились в концепцию моих взглядов, которые касаются пути обретения любви к Богу и ближнему. Получилась статья, предлагаю ее вашему вниманию. Что касается спора. «Всяк человек ложь» (пс. 115). Нет на земле человека без греха. За помощью к Богу обращусь, чтобы получить спасение. Но прежде смирюсь пред Богом и воздам хвалу Ему. Никто не знает, через кого Бог пошлет нам помощь. Поэтому надо любить ближнего своего, как указано во второй наибольшей заповеди Учения Христа (Мф. 22:39) и предполагать в каждом ближнем своего спасителя. Вспомним притчу из Евангелия о добром самарянине (Лука 10: 29-37). Так что нет никакого противоречия в данных утверждениях.

В Евангелии Бог указывает, что на двух наибольших заповедях – это люби Бога и люби ближнего твоего, утверждается весь закон и пророки (Мф. 36-40). По сути получается, чтобы спастись, надо исполнять две главные заповеди. Казалось бы, как просто: полюби Бога и ближнего и ты получишь спасение. А для чего тогда написано Евангелие – Слово Бога? А для чего надо читать святых отцов? В том-то и дело, совсем не просто сделать так, чтобы твое греховное сердце полюбило Бога и ближнего. Что значит полюбить ближнего, понятно. Любить человека — значит заботиться о нем, делать ему что-то хорошее. А что значит полюбить Бога? Отвечает Бог. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» (Ин. 14: 21). Но чтобы соблюдать заповеди Бога, надо иметь к Нему глубокое доверие и уважение. Это значит надо отсечь свое своеволие, выказать смирение и подчиняться Слову Бога. Но чтобы подчиняться Богу надо в Него еще поверить. Вот уже сколько шагов мы записали, а еще даже не подошли к тому, как поверить в Бога.

Мне кажется, что практически вера в Бога начинается с НАМЕРЕНИЯ человека эту веру обрести. Даже те, кто с младенчества приобщался к Таинствам и знаниям Христианства, дойдя до переходного возраста, встают перед выбором: продолжать верить в Бога или уйти на путь безверия. Это к вопросу о том, что родители крестят маленьких детей и якобы нарушают их свободу и право выбора. Подрастая, дети могут воспользоваться правом выбора, а тем более став взрослыми. Поэтому свобода выбора, заложенная Богом в человеке как образе Бога, не нарушается. Почему дети, которые воспитываются в православных семьях, могут уходить от веры в Бога? Потому что, подрастая, они входят в соприкосновение с миром, где есть разделение на верующих в Бога людей и неверующих.

а)Первый путь искания Бога. Возникают вопросы философского характера. Зачем мы живем? В чем состоит правда? Что такое добро? Существуют ли единые нравственные ценности? и т.д. Конечно же, люди начинают искать, кто или что может ответить на эти вопросы.

б)Второй путь к Богу идет через Страх Божий. Интуитивно человек понимает, что Бог велик и имеет силу помиловать или покарать. Они уже априори смиряются перед силой Бога и знают о Его существовании. У таких людей возникает желание получить помощь Бога. Их сердца находятся ближе к Богу. Вот почему святые отцы указывают на то, чтобы прислушиваться к интуиции, а она идет через чувство совести, и смиряться, и испытывать Страх Божий.

Путь к Богу, мне кажется, идет по такой схеме.

1.Появляется намерение у людей из первой группы прийти к пониманию значения Бога и Его истин. Или Страх Божий и смирение. На первом этапе никакой любви к Богу мы не имеем, даже если нам кажется, что мы любим Бога. Но при этом ближнего не любим и не понимаем, за что его надо любить. Святые отцы говорили: Вы не любите тех, кто с вами рядом, как вы можете полюбить того, кого вы не знаете. Св. Иоанн Богослов говорит, что человек не может любить Бога, если не любит своего брата, что такой человек «ложь есть».

Весь опыт Православной Церкви говорит о том, что любовь истинная пробуждается в человеке постепенно. И процесс обретения любви к Богу и ближнему идет одновременно. Надо пройти тест: Люблю ли я людей? Чтобы проконтролировать себя в вопросе: Люблю ли я Бога?

2.На втором этапе движения к Богу и любви к Нему надо очень внимательно считывать посылы Бога через людей и обстоятельства, где указываются шаги для очищения своего греховного сердца. То есть надо подозревать (как очень точно выразил философскую мысль Игорь-Лис), что в каждом человеке, который встречается на нашем пути, мы можем увидеть подсказку к нашему спасению. С нашей стороны внимательность и размышление, а Бог подскажет нам, что делать, и эту помощь мы почувствует, если будем слушать свою совесть. Процесс прихода любви по отношению к Богу и ближнему идет практически всю жизнь, если мы не святые. Потому что наша жизнь – это восхождение по лествице к Богу. И это восхождение идет с остановками, спуском ниже и даже могут быть падения вниз, и надо будет это восхождение начинать снова с первой ступеньки.

По мере своих усилий, при которых идет очищение сердца от гордыни и злых помыслов, первое, что начинает замечать человек – это появляется жалость к людям вокруг и он начинает относиться к ним доброжелательно. Это маркер того, что Бог ведет тебя и ты идешь правильным путем.

3.В какой-то момент Бог дает нам благо Свое и мы уже начинаем чувствовать в своем сердце любовь к Богу и ближнему. Это будет заметно, если мы в своем решении жизненных вопросов и проблем будем руководствоваться истинами Бога, а не своей самостью. Истины Бога записаны в Евангелии. Которое надо читать каждый день, как только у нас появилось намерение узнать о Боге и его истинах, хотя бы по одной главе. Почему это надо делать, если зачастую заповеди кажутся непонятными, противоречивыми?

Во-первых, если мы хотим полюбить Бога, мы должны следовать Его заповедям. Которые надо знать!!!

Во-вторых, когда мы обращаемся к Богу или с просьбой, или благодарим Его, то мы читаем молитвы. То есть мы говорим, а Бог нас слушает. И мы верим, что Бог нас слушает и слышит! А когда мы читаем Евангелие, то говорит Бог!!! А мы должны внимательно его слушать и стараться выполнять Его указания, а не свои хотелки, не так ли?

В-третьих, даже если по первости мы совсем не понимаем, о чем читаем в Евангелии, то само чтение дает положительный результат. С каждой прочитанной главой в наше сердце поступает благодать Бога с маленькую пылинку, которые постепенно, собираясь вместе, превращаются в образования и пополняют накопительный объем благодати. Конечно, для накопления благодати или как говорил Серафим Саровский святости, в сердце мы должны совершать много шагов и добрых дел. Но когда мы стараемся слушать Бога каждый день – это дает нам же самим перед собой преимущество держаться в своем пути за руку Бога, Который поведет по более прямому пути. Мы уже меньше будем плутать в дороге. Мы же с Богом!!! Да, бестолковые как дети, но и как дети радостные и уверенные, что с Богом все преодолеем.

В-четвертых, когда мы читаем Евангелие мы, конечно, должны прикладывать свое разумение к прочитанному. Опять таки, разумение это может дать нам Сам Бог. Но если мы еще далеки от Бога, то и разумение Божье по некоторым заповедям не получаем, то можем обратиться к разъяснениям святых отцов. Но и тогда не всегда можем вместить суть кратких и казалось бы простых изречений. А гордому сердцу вообще не по силам понять истины Бога. Для них эти истины просто собрание противоречий. Бог раскрывает суть истин постепенно, именно то, что мы можем вместить на данный момент времени. Некоторые смыслы дополняются в восприятии новыми добавлениями, нужными как раз на данный момент.

Зачем я постаралась привести данную схему, по которой можно следовать на пути к Богу? Чтобы своим опытом поделиться с теми, кто просто не знает, как начать свой путь к Нему. И чтобы обратить внимание на некоторые серьезные вопросы, встречающиеся при желании обрести любовь к Богу и ближнему. По своей самости мы не можем полюбить Бога и людей: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:44). Но в нашей воле прийти к намерению полюбить Бога и ближнего.

Эта схема ни в коем случае не является каким-то эталоном. У каждого путь к Богу индивидуален. У каждого накопление святости различно. Причем, даже святые не знают, какой святостью они обладают, А тем более это неведомо простым смертным. Это знает только Бог. А мы можем только своим смирением иметь надежду на то, что Бог не отправит нас в ад. Каждому Бог посылает чувство любви к себе и ближнему по своему усмотрению. Вспомним, как апостол Павел получил свойство любить Бога. Вспомним Фому сомневающегося. Проанализируем приход к Богу апостолов, святых отцов. А Марию Магдалину?!

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Путь с Богом мы будем шагать всю свою жизнь. Будем накапливать благодать. И снова можем впадать в греховность и терять благодать. И любовь наша к Богу и ближнему не может быть зафиксированной. Постепенно мы будем возрастать духовно и, Слава Богу, если в момент нашего стояния перед Богом после земной жизни, у нас достанет благодати, чтобы не очутиться в аду.

Здесь уместно высказать свое отношение к слову ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ, которое фигурирует среди верующих, в том числе и батюшек. Это очень злое слово, в котором зафиксирована дьявольская ложь. Оно как бы говорит о том, что человек ходит в храм Божий. Но почему-то упорно делается акцент, если человек читает молитвы и ходит в церковь, то он воцерковленный и достиг определенной высоты праведности. Это достижение достаточной цели верующего в Бога человека?!! В чем ложь и зло такого понимания развития событий на пути к Богу? У очень многих людей складывается впечатление, что воцерковленность и есть правильная вера в Бога. То есть ходишь в храм, читаешь молитвы и это все, что надо делать, чтобы считать себя христианином. Такое мнение – это ужас ужасный.