В. Семичастный. Кремлёвские тайны. Начало. Пр-е сл

Виктор Шушарин 2
*****************************************
Подписаться
«Пустили слух, что Пеньковского мы сожгли в топке». Экс-глава КГБ СССР о снятии Хрущева, убийстве Кеннеди, обмене Молодого и Абеля, часть 1
Сегодня
2,4K прочитали
100 лет назад - 15 января 1924 года - родился бывший Председатель КГБ СССР Владимир Семичастный (1924-2001)

Владимир Семичастный. Фото из открытых источников
Генерал Семичастный - один из теневых организаторов антихрущевского заговора 1964 года, непосредственный очевидец и активный участник многих эпохальных событий середины ХХ века. Это при нем, например, работала на СССР знаменитая «кембриджская пятерка» во главе с Филби, строилась Берлинская стена, преодолевался Карибский кризис, арестовывался предатель Пеньковский, подавлялось восстание в Новочеркасске. По свидетельству коллег по ЦК, это он отговорил Брежнева от физического устранения «дорогого Никиты Сергеевича», а, по словам генерала Варенникова, именно такого жесткого и последовательного человека не хватило гэкачепистам в 1991-ом для сохранения СССР.

Генерал-полковник Владимир Семичастный ушел из жизни 12 января 2001 года, и как написали многие СМИ в некрологах, «был последним из тех, кто знал все тайны своего времени, но все их унес с собой».

Но если и унес тайны, то не все. Буквально за две недели до своей кончины Владимир Ефимович побывал в редакции газеты «Мир новостей», где я тогда работал, и в течение трех часов отвечал на самые острые вопросы.

В. Семичастный. Фото из открытых источников
Предлагаю это откровенное интервью Владимира Семичастного, которое до сих пор не потеряло актуальности.

«ХРУЩЕВ БЫЛ МНЕ КАК «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ»

- Владимир Ефимович, вы же не профессиональный разведчик. Расскажите, как вы попали в Комитет Государственной Безопасности?

- Я оказался в разведке не то, что случайно, но неожиданно. Я был вторым секретарем ЦК партии Азербайджана, когда меня пригласил Хрущев и сказал: мол, Политбюро решило, что вы будете Председателем КГБ СССР. Спрашиваю: «Никита Сергеевич, какой из меня чекист?! Вы что?» Говорит: «А там чекистов много, нам политические деятели нужны! Шелепин там начал, а вы продолжайте».

- До этого вы знали Хрущева?

- Еще бы! Хрущев мне был как «крестный отец» - он по существу стоял у истоков моей карьеры. И именно в этом была для меня сложность, когда мы его снимали в октябре месяце 1964-го…

Я в 1945 году был избран секретарем ЦК комсомола Украины (тогда мне было 22 года), а Никита Сергеевич был первым секретарем ЦК партии Украины. Когда в конце 1949-го он в Москву переехал, уже в 1950-м он дал согласие, и меня забрали секретарем ЦК ВЛКСМ страны. Так что мы с Хрущевым прилично поработали вместе.

- Наверное, Никита Сергеевич, поставив вас Председателем КГБ СССР, полагал, что вы – «его» человек…

- Не уверен. Видимо, когда Шелепин уходил, с ним посоветовались, кого он на свое место рекомендует, и он назвал меня. У нас же была преемственность. Шелепин был первым секретарем ЦК комсомола, потом завотделом парторганов, и я после него занимал эти должности. Так что когда после него Председателем КГБ стал я, мало кто удивился.

Руководители ЦК ВЛКСМ разных лет (слева направо): Н. Михайлов, А. Шелепин, В. Семичастный и С. Павлов. Фото из открытых источников
- Но Хрущев-то уж наверняка надеялся в вашем лице найти мощную и верную опору?

- Разумеется. Единственное, чего он не мог предвидеть, - это того, что его могут снять. Хотя на Президиуме ЦК, где его освобождали, раскритиковав в пух и прах (я на том заседании не был, но мне потом рассказывал Шелепин), Хрущев сказал: «То, что в партии создалась обстановка, когда стало возможным поставить вопрос об освобождении Первого Секретаря, я считаю своей личной заслугой». Так что и такое было…

- Интересно, что вам сказал Хрущев, когда вы его встретили у трапа самолета, когда он уже все понял?

- Сунул руку – поздоровался. Они вместе с Микояном прилетели… Александр Яковлев пишет в своей книге «Омут памяти» (я ее назвал «Омут беспамятства»), что встречали Хрущева я, Микоян и несколько чекистов. Вообще в этой книжке я нашел пять или шесть таких грубых фактологических ошибок, которые для академика и бывшего главного идеолога страны просто неприличны. Якобы Хрущев, сойдя по трапу, спросил: «А где остальные б..ди?» То есть «члены Политбюро»… То, что мы две б..ди – я и Микоян – это уже понятно.

- На самом деле так было?

- Да не было ничего подобного – это выдумал Яковлев! Никогда Хрущев не позволял себе со мной таким языком разговаривать, и вообще я не слышал он него мат в людном месте. Другое дело, у себя в кабинете, при закрытых дверях, когда рассвирепеет – он мог на кого-то и матюгнуться…

Мы поздоровались, я спросил: «Никита Сергеевич, вы поедете обедать или как?» «А все другие пообедали?» Я говорю: «По-моему, вас ожидают». «Тогда мы поедем обедать с Микояном». Вот и весь разговор.

Н. Хрущев на борту теплохода «Армения», 1964 год. Фото из открытых источников
«НИКИТУ Я НЕ МОГ ПОДДЕРЖАТЬ – ОТ НЕГО БЫЛО МНОГО ВРЕДА»

- В тот же день началось знаменитое заседание ЦК?

- Да. Причем открыл и вел заседание… Хрущев. Но первым выступил Брежнев с большой обвинительной речью.

- Хрущев мог переломить, переубедить присутствующих?

- А он и пытался. Он реплики начал бросать, перебивать. Тогда Микоян вмешался и сказал: «Никита, посиди и послушай. Тебе дадут выступить».

- Вопрос, который нельзя не задать. Если бы Семичастный не поддержал Политбюро, а выступил на стороне Хрущева, ситуация могла бы измениться?

- Поначалу я вообще ни во что не вмешивался. Заседание шло, и вдруг в моем кабинете начали раздаваться звонки: «Что ты сидишь?! Там Хрущев побеждает, надо идти выручать членов Политбюро!» Тут же звонят другие: «Там Хрущева снимают, а ты бездействуешь!» Отвечаю: «Я ничего не знаю – идет закрытое заседание».

- Фактически вы финал знали?

- Нет. Я позвонил Брежневу, позвонил в Приемную. А когда они зашли на заседание, я сменил охрану в приемной, на даче, на квартире, заменил водителей Хрущева. Потом говорили, что даже сменил экипаж самолета. Ничего подобного!

- То есть вы приняли решение поддержать Брежнева?

- С самого начала. Был момент, когда я даже, можно сказать, подтолкнул события. Я узнал, что Хрущеву доложили о том, что творится за его спиной, и тогда я пришел к Брежневу: «Или проводите Пленум или вызовет меня Хрущев и скажет: появилась новая антипартийная группа, срочно прими меры!»

- И вы вынуждены будете их принять…

- А я так и сказал Брежневу. Куда мне деваться?.. А Никиту Сергеевича я не мог поддержать. Это был тот случай, когда, как говорят, «дружба дружбой, а табачок – врозь». Дело в том, что Хрущев был, образно говоря, уже не только созревший, а перезревший плод. И если бы его вовремя не убрали тогда, он принес бы значительно больше вреда. Он перестал считаться с кем-либо, перестал советоваться с членами Политбюро, единолично решал все вопросы. Например, по Вьетнаму, по введению ракет на Кубу…

Поэтому я и занял позицию против. На второй день я позвонил Брежневу и сказал: «Вы говорите чересчур длинно. Еще одну ночь я не выдержу напора членов ЦК. Или пойти к вам – спасать?» Он говорит: «Не надо – сами…» В шесть часов в Кремле продолжился Пленум, Суслов выступил с докладом, и все решилось. На все потребовалось два дня.

Л. Брежнев и Н. Хрущев, 1964 год
Л. Брежнев и Н. Хрущев, 1964 год
«НЕ ПРОЛИЛОСЬ НИ КАПЛИ КРОВИ»

- В это время во главе армии стоял маршал Малиновский. В войсках волнения были?

- Малиновского поставили в известность за два или три дня до октябрьского Пленума, и он однозначно выразился: «Я поддержу». Он был в этом смысле очень порядочный человек. Тем не менее, накануне я собрал всех начальников особых отделов Московского округа (а это почти 19 областей вокруг Москвы) и предупредил: если из части выедет хоть один мотоцикл, вам головы не сносить. Армия как таковая ничего не знала – ни генералитет, ни Штаб… Поэтому все и прошло тихо. Это по фильму «Серые волки» откуда-то взялись десять трупов, а на самом деле за всю эту операцию капли крови не пролилось. Сложнее было бы если бы Хрущев, как Главнокомандующий успел обратиться к армии, но и тогда все равно изменить кардинально ничего было нельзя. И Хрущев это тоже понял. Когда я поехал его встречать в аэропорт, я ожидал, что с ним будет человек 60 охраны. А он пятерых всего привез.

- А если бы привез 60?

- Ну… (Пауза.) У меня 100 человек в «гражданском» за каждым углом… Вы поймите, мы не закрывали Кремль пока шло заседание, он был открыт для всех желающих и даже иностранцев. Поэтому и утечки не произошло. Раньше же было как? Еще Пленум не открыли, а уже все иностранные газеты написали, что на нем будет. Почему? Да потому, что иностранные журналисты садятся в ресторанах, где обедают и ужинают члены ЦК и все узнают «горячим». А тут такой утечки мы не допустили.

- Скажите, когда Хрущев начал вести себя как император?

- С начала шестидесятых. После ХХ съезда партии, когда вынесли Сталина из Мавзолея.

- Кстати, Сталина вынесли из Мавзолея довольно-таки спокойно. А если бы сейчас подобная участь постигла Ленина, что было бы?

- Ничего тоже не будет. Будет возмущение, недовольство среди народа. Для политического фона и для стабилизации в стране это не сыграет роли. Хотя лично я Ленина бы не трогал – пусть лежит. Как правильно сказано: «Нечего мертвых перекладывать из могилы в могилу. Живыми заниматься надо!»

- Хрущев и Брежнев были любители выпить?

- С Хрущевым мы водку пили, а с Брежневым только один раз – у него дома… Вы имейте в виду: о похождениях Хрущеве много ходит небылиц , якобы он мог… Да, он мог иногда выйти после обеда и глупость спороть, как это было в Мурманске, когда он напился. Или когда он в свою родную деревню Калиновку, это Курская область, приехал и начал призывать колхозников скот свести на ферму, огороды «порезать». Ему из толпы кто-то из односельчан кричит: «Никит, ты что – сдурел?!» Но это редкие случаи. Официальных банкетов было множество, а вот дружеских он не устраивал – разве что на круглые даты. Обычно на приемах или фуршетах в Георгиевском зале мы ему ставили бутылку с кипяченой водой – под «водку» и другую с чаем – под «коньяк». Потому что тогда все рвались к нему – обниматься, целоваться и, конечно, чокнуться. Если бы он все это принимал, он под столом бы лежал. Поэтому мы применяли самые испытанные способы. Поближе к членам Политбюро мы чекистов ставили и предупреждали: «Только не целоваться и сильно руку не пожимать». Это же было страшное дело – за один прием десятки поцелуев. Какой-нибудь маршал или генерал подвыпьет, и его не оттащишь. Чекисты обученные, они таких сразу под руки, в машину и домой отвозили.

Никита Хрущев приветствует гостей на банкете в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. 1960-е годы. Фото: Архив ФСО России
Л. И. Брежнев, прибывший в США с официальным визитом, и президент США Ричард Никсон. 1973 год
«В НОВОЧЕРКАССКЕ БЫЛО НАСТОЯЩЕЕ ВОССТАНИЕ»

- Когда вы стали Председателем КГБ, обстановка в стране была очень напряженная?

- Она была напряжена тем, что как раз повысились цены на мясо и на все мясопродукты. Помню, когда я сообщал Хрущеву о недовольстве среди населения, он очень раздражался. А так… Ничего особенного не было.

- Ведь события в Новочеркасске были при вас.

- Да, и это был как раз результат того, о чем я вам только что сказал. Все началось на паровозостроительном заводе, а подтолкнуло людей на возмущение – введение новых расценок. Плюс еще в это время завезли в столовую пирожки с мясом недоброкачественные. А руководство завода по-хамски себя повело – вот люди и «восстали».

- Почти как на броненосце «Потемкин». Кто отдал приказ стрелять?

- Ответа на этот вопрос до сегодняшнего времени никто не знает – никто не признается. В Новочеркасск тогда выезжали Микоян, Козлов, мой первый зам Захаров. Машина ездила по городу, и Микоян с нее обращался к населению с призывом успокоиться. Думаю, ситуацию могли бы погасить. Но толпа пошла штурмом на горком партии, а он охранялся солдатами. Может, кто-то из солдат открыл пальбу… Началось такое, что мой зам Захаров спускался со второго этажа по колонне. Тысяч шесть или восемь человек двинулись на Новочеркасск. По дороге захватили два бронетранспортера, и пошли на здания милиции, КГБ и как я уже сказал, горкома.

"Новочеркасский расстрел", 1962 год. Фото из открытых источников
Кадр из фильма А. Кончаловского "Дорогие товарищи", 2020 год
- Вы хотите сказать, что это было маленькое восстание?

- Самое настоящее. Всего 24 трупа там было после этой стрельбы – с той и другой стороны, но в основном со стороны рабочих. 17 человек были осуждены… Но самое большое удивление я испытал годы спустя, когда в передаче «Как это было» два бывших зэка заявили, что их арестовывал и лично допрашивал Председатель КГБ Семичастный. А я в Новочеркасске-то никогда не был…

Другой громкий случай был в Темиртау, где зэки устроили большую «бузу» - разгромили бараки, сожгли столовую. Туда самолетом доставили солдат внутренних войск и обошлись без стрельбы.

Вообще должен заметить, что мифов всегда много по миру ходило, в том числе живучих до сих пор. Например, что на СССР работали даже такие главари фашистского режима, как Борман, Геринг или что «суперагент КГБ Харви Освальд» застрелил Джона Кеннеди. Это такая же нелепость, как и то, что люди из КГБ сожгли Пеньковского в топке. Чекистам никогда не была нужна такая дешевая слава. Зачем приписывать себе то, чего не было?

"Предатель века" Олег Пеньковский в зале суда. Фото из открытых источников
ПОРТРЕТ КЕННЕДИ КИСТИ РАЗВЕДЧИКА АБЕЛЯ

- Какое в «ваш период» было самое яркое дело – по линии разведки и контрразведки? Пеньковский?

- Если по линии контрразведки, то это и «дело Пеньковского», и крупное «винное дело», когда арестовали в Грузии человек 500 (представляете, там в виде взяток нашим следователям предлагали по 30 тысяч рублей!), и «валютные дела»…

А вот в разведке были более громкие удачи. Например, знаменитый разведчик Блейк, который в английской спецслужбе работал начальником отдела. Уникальная личность. Его арестовали, но он бежал из тюрьмы. Оказался у нас, я его принимал, вручил ему ордена. Кстати, Блейк - один из тех, кто работал из-за убеждений и гонорара не получал.

При мне работала знаменитая «английская пятерка» во главе с Кимом Филби. Когда его «засветили», мы осуществляли его «доставку» в СССР из Северной Африки. При мне было два крупных «обмена»: Винна (которого прихватили вместе с Пеньковским) мы обменяли на нашего «суперагента» Конона Молодого, а сбитого американского летчика Пауэрса – на другого нашего легендарного Абеля. Абель был очень интересный человек, крупный математик, знал четыре или пять языков в совершенстве. Интересно, что он, сидя в американской тюрьме, написал портрет Кеннеди и тот попросил ему этот портрет подарить. Потом он долго висел в Овальном зале… Много интересного в те годы было, но даже сейчас не все можно рассказывать.

Советский разведчик Конон Молодый, на которого обменяли Гревилла Винна. Фото из открытых источников
Рудольф Абель (Вильям Фишер). Фото из открытых источников
- История с якобы подстроенной гибелью в автокатастрофе первого секретаря белорусского ЦК Петра Машерова тоже была при вас?

- Нет, но эту историю хорошо знаю. Никто ничего не подстраивал, Петр погиб по собственной глупости. Мы же с ним были друзья хорошие – оба были членами ЦК ВЛКСМ, он был Первым в Белоруссии, а я Первым на Украине в 1950-е годы. И никогда он на пост Предсовмина не котировался, как потом ходили слухи. Тем более, заменить Косыгина. Да Петр Косыгину в подметки не годился, как бы Машерова не характеризовали. Таких знатоков финансов, экономики и хозяйства как Косыгин у нас тогда просто не было.

- Генерал Калугин «сдал» кого-нибудь после того, как сбежал за границу?

- Нет, он никого напрямую не сдал. Но по его книжкам и по его намекам американцы раскрыли несколько человек. Гордиевский больше нанес вреда.

- Кого из первых лиц государства в тот период охраняли спецслужбы?

- Помню, когда Шелепина избрали членом Политбюро, и встал вопрос о его охране, он вышел и сказал: «Я вообще считаю, что надо охранять только Генерального Секретаря, Председателя Президиума и Председателя Совета Министров - то есть Брежнева, Подгорного и Косыгина. А нас – зачем? Кому мы нужны?»

- Вы же, например, владеете секретной информацией по агентуре и вообще знаете многие тайны? Значит, вас тоже надо охранять…

- Да, но это тогда не было принято. При нас – при Шелепине и при мне - у всех первых секретарей ЦК республик и обкомов убрали охрану. Тогда же была спокойная страна – никаких покушений. Имейте в виду: при Советской власти всего два покушения было. Один раз во время войны солдат стрелял в машину Микояна, когда она выехала из Спасских ворот, но она бронированная была. И второй – когда милиционер хотел выстрелить в Брежнева, а попал в космонавта. Вот и все покушения.

- В 1960-е годы какая обстановка была на Кавказе?

- Понимаете, в тот период, помимо силовых органов, была мощная партия. И любое проявление становилось достоянием любого райкома, горкома и так далее. Ведь «карабахская» проблема всегда стояла. Тоже самое, и с Абхазией – она только при мне два или три раза поднимала вопрос об отделении от Грузии. Собиралась в летнем кинотеатре тысяча-полторы митингующих, а повод – то, что все вывески и указатели на дорогах переделали с абхазского языка на грузинский. Это вызвало бурю… Или. Издали энциклопедию, где написано, что абхазцы – это не национальность, а ветвь грузин. Новая заварушка! Власть все это сдерживала, как могла, не стало мощной власти и получилось то, что мы видим.

В. Семичастный. Фото из открытых источников
Окончание завтра.

Не пропустите новые
публикации

Подписаться