Илья Муромец и РАзбойники

Анатолий Ведов
     ИльЯ  Муромец и РА_ЗБОЙ_ники

ФЭБ  [Былина] № 104 // Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: Наука; Классика, 2001 (Свод рус. фольклора). Т. 4: Былины Мезени: Север Европейской России. - 2004. С. 69-73.  ( https://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bl4/bl4-069-.htm - источник.
             69 страница
Ехал Ильюша по чисту; полю;,
По тому раздольичку широкому —
Наехал Ильюша на росстаньюшки,
На те росстаньюшки широкие.
5 Написана доска, исподрезана,
Золотыми буквами поставлена:
«Во перву дорожецьку — быть бог;атому,
Во втору дорожку — быть женатому,
В третью дорожку — живому не быть».
             70
10 Подумал старый во своёй башке;:
«На что мне, старому, быть женатому?
На что мне, старому, быть бог;атому?
Я поеду по дорожке — „живому не быть”».
Сел старой на добра; коня,
15 Поехал старый скоро-наскоро —
Наехал старый на станичьничьки,
Наехал старый да-ко на разбойнички:
Хотят старого бити-грабити,
Хотят старого розлучить с конем.
20 Говорил старый таковы; слова:
«Бить-то старого вам не; за што,
Взять у старого не;чего.
Есть у старого кунья шуба; —
Сто;ит шубочька восемьсот рублей,
25 Пуговок на ей на три тысечи!..»
Пуще станичничьки россержаются,
На старого крепче поднимаются:
Хотят старого бити-грабити,
Хотят старого разлучить с коне;м.
30 Говорил старый таковы слова;:
«Бить вам старого не за что,
Взять у старого нечего.
Есть у старого добрый конь,
Этому коню цены нет:
35 Конь добрый горушки, востоки горы перескакиват,
Мелки речки промеж ног берет!..»
Пуще станичнички россержаются:
На старого лишь подымаются.
Хотят старого бити-грабити,
40 Хотят старого розлучить с конем.
Говорил старый таковы слова:
«Есть у старага ту;гой лук,
И десеть стрелочек».
(Прежде луками [стреляли].)
Еще говорил старый таковы слова:
45 «Старому смерть — смешны;м-смешно;,
Смешным-смешно, страшным-страшно.
У кого у вас — дети малые?
У кого есть моло;дые жоны?..»
Закричал старый во всю голову,
50 Оттягивал правой тугой3 лук,
Спустил стрелочку о сы;ру землю; —
                71
Засыпал их сырой землей.
Взмолились разбойнички, на колени па;лися:
«Ой ты ой еси, Ильюша Муромец!
55  Не губи нас да не дави нас,
Не знали про твою мы уда;чушку —
Оставь нас ты хоть на се;мена!
Бери, сколько надо, золотой казны,
Бери4 на платье, сколько надобно,
60  Бери коней, сколько надобно!»
Говорил старой таковы; слова:
«А кабы брал да золотой казны —
Копали бы погреба глубокие;
Брал бы я цветно платьице —
65  Везли бы возы большие за мной;
Брал бы я добрых коничьков —
Гнали бы за мной табуны великие!»
Уздал он коня доброго,
Скакал на коня доброго,
70  Поехал на разбойницьков-станичницьков —
Срубил им буйну голову,
Не оставил их на се;мена:
Очистил дорожку прямоезжую.
Поехал старый по чисту; полю.
75  Сидит Соловей-разбойничек на семи дубах.
Засвистел Соловей по-змеиному,
Закричал Соловей по-звериному —
У старого конь на колени пал
От того от свисту бог;атырского.
80  Натянул старой ту;гой лук,
Клал стрелочку раскален[н]ую,
Спустил Соловья в правый глаз —
Пал Соловей на сыру; землю;.
Подскакивал старой к Соловью Рахматовичу,
85  Хватил Соловья скоро-наскоро,
Прихватыва;т под седелко черкаськое.
Говорил Соловей таковы; слова:
«Поедем, Ильюша, ко мне во дворец
Хлеба-соли исть, пиво с медом пить!..»
90  Ехал он скоро-на;скоро —
Видела Соловья хозяюшка,
Увидели дети ...
Маменька говорит: «Папенька везет
Богатыря под седелушком!»
                72
95  А дети говорят: «Богатырь везет
Папеньку под седелушком!»
Дочка была люстрая, тоже богатырица:
«Заедет в широкий двор в подворотницу —
Убью я его в подворотнице!»
100  Подъезжает он к широку; двору;,
Растворили ворота широкие,
Он схватил за копье бурзамецкое,
Ткнул палени;цу во белу; грудь —
Та взвилась на востром копье!
(Заколол, значит.)
105  Поворотил коня, поехал в передний путь.
Ехал скоро-на;скоро —
Приехал старый в стольный Киев-град
(День да воскресеньской!) князю ко Владимиру.
Был пир великолепный:
110  Все бояре да толстобрюхие
Были на пиру, бога;тыри удалые.
Забежал он скоро-наскоро
В комнаты, гринюшки столовые:
Крест кладет по-писаному,
115  Поклон ведет по-ученому,
Поклонился гостям да приходящим,
Князю Владимиру — наосо;бицу.
Посадил гостя за передний стол,
Подавал гостю зелена вина,
120  Цяроцьку да не малую.
Берет старый едино;й рукой,
Пьет старый едины;м духо;м.
Спросили у старого таковы; слова;:
«Ох, ты ой еси, удалый добрый молодец,

125  Ты какой путь ехал, отколь вы;стал?» —
«Я ехал дорожкой прямоезжоей:
Залегла дорожка тридцать лет».
Огленулися они да усмехнулися,
Воочу; детина завирается:
130  «Нельзя этой дорожкой да проехати:
Завелась дорожецька розбойницьками
Да Соловьем Рахматовичем!» —
«Хотите; знать, да Соловья принесу!»
Они приказали:
135  «Притащи-ка Соловья сюда в гринюшки светлые —
Тогда и поверим!»
                73
Старый скочил скоро-наскоро,
Побежал за Соловьем на широкий двор,
Принес Соловья-то разбойницька.
140  Все скочили здесь да ужахнулися —
(Вроде как испугались!)
Принимают гостя дорогого,
Жалуют, значит, гостя цве;тным платьицем,
Дарят золотой казной.
«Прикажи-ка Соловью нам песню спеть,
145  Засвистеть в полу;свиста;».
Поставил князя с княгиной наперёд в серёдку,
Закрыл их полой по ту и другую сторону,
Приказал Соловью запеть в полу;свиста.
Запел Соловей в полу;свиста,
150  Розвёл Соловей — во весь свист
(Хотел всех свистом убить!).
Все пали бояре кособрюхие на пол
(Без ума, значит.)
Хватил-то старый Соловья да Рохматовича,
Вытащил старый на широкий двор
(За это непослушание, значит...) —
Разорвал его крылья-пёрушки
(Два раз надвое!),
155  Рассвистал по чисту полю.
Тут старому низко кланяютца,
Сделали старому великолепный пир,
Тут старого стали жаловать:
«Живи-ко, старый, в стольнем Киев-граде,
160  Положим тебе жалованье не малое!»
Он тут уж остался в услуженье.
====================== *** =======================

   Не буду УМ ваш, Братья, рвать, чтоб всё по чести передать, что вложено Волхвами в БЫЛи сей замыСЛОВАтым Сказом, иначе будет долгим мой рассказ. А это уж Лингвистов труд, за что ученость им дают и  должности – по  выслуге с одёжкой раздают! 
  Я лишь, намёком покажу, что мне открылось – по уму, в этой Образности Русской, с аллегорией Ведрусской, где в отвлечённой простоте, БЫЛые знаниЯ все те, как в БОГОМ данной наготе! 
              * 133 строка –           Да Соловьем Рахматовичем!» -

  Рахмат - спасибо, благодарить, благодарю // ист. https://glosbe.com/uz/ru/rahmat
   Рахмат! Как варианты слова Рахмет, Рахмэт - это слово есть во многих языках.
Перечислю: турецкий, таджиксткий, азербайджанский, татарский, узбекский, казахский. Возможно, башкирский и другие языки.
                --------------
          А ЧТО связано с ВОСТОКОМ в нашем мышлении, в понимании Ведической Руси?
 - Ложные ценности и приоритеты, самообман в выборе пути устремления, унижение женщин – разделение Духовности с Чувственностью (Душа и Дух, что породило Поляризацию в мышлении: хорошо-плохо, добро-зло, свет-тьма и т.п.), лесть и лицемерие в общении, обман и лукавство, агрессия и жестокость и мн., иного искаженного в: религии – ВЕРЕ – духовности, самобытности, истории, письменности, культуры речи и словесности и т. п… 
                -------------
Назвать в Руси Соловья-разбойника ( http://proza.ru/2010/12/18/567 ), словом под благо словным  РАХМАТ, не могли, да ещё  единением с ОВИЧЕМ, что есть охватывание всеобьемлющее.
 
ЗНАЧИТ, под понятием искаженного, только БОГАтырской Силой (Познаниями) и преодолим Период жизни Былинный, прописанный стРОКами слога правды БЫЛинНОЙ (Истории нашей):
* 125       Ты какой путь ехал, отколь вы;стал?» —
                «Я ехал дорожкой прямоезжоей:
                Залегла дорожка тридцать лет».

    30, как число лет – для личностного осознания, буквально.
ТРИ – трудись во Благодать себе многие ЛЕТа прямоезжоей заЛЕГлай доРОЖокАЙ – т.е. не одно воплощение, коли сразу не вьЕХАЛ.  И Период Свыше данный РОКОМ познания Всех СКВЕРН, - по Программе  развития (Программа Бога - http://proza.ru/avtor/avedov&book=13#13 ), не один годок, а столетия.  А то, что Предначертано было – в первых 6 строках ПИСАНием исподрезана золотыми  букВАМИ на доске… (см. стр. 69)

      P.S. Первые РУНЫ Чертой резались на бересте. (если что, от селя и понятие черторизцы https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193371 - сайт Академик - Черты и резы)

    Ну и вспомним Быль о ПЕРВОЙ ПОЕЗДКЕ ИльЯ Муромца - http://proza.ru/2010/12/19/889 ,
где прописано Образностью Русской время ГОРЕвое. – с 1029г. от Р.Х. (999+30 = 1029) – Вот нам и расстояние ЗАЛЕГшей доРОжКи  до Конца ВРЕМЁН, т.е. до наших дней. (кто есть ИльЯ - http://proza.ru/2010/12/10/769 )
                =============
* А кто ныне Княжит во граде Кыев? – Владимир, как и крестивший РУСЬ огнём и мечом во реках крови Ведрусского наРОДА, что БЫЛО, к нашему не пониманию, СВЫШЕ Предначертано – во БЛАГО РАзвитиЯ по Программе Божественной осознанности. (Упомянуто ссылкой выше).

 ** Провидением Господа Премудрого и Русь престольную, Владимир (ВВП), возГЛАВлЯет!

При этом забывать нельзя о том, что в Имени Влад и МИР, сокрыта Заповедь Волхвов - В ЛАДУ и МИР, - когда с Душою ДУХ в ЛАДу, то и в МИРУ ЛАД, порядок и УМиротворенье. 
                =============
                А как поверг ИльЯ СоловУШУ?
/ строк исповедь ОЧИ и ударенья знак под Умыслом в Сказании –
*                80  Натянул старой ту;гой лук,
                Клал стрелочку раскален[н]ую,
                Спустил Соло вья в правый глаз —
                Пал Соловей на сыру; землю;.

и как в Анаграмме песенной http://proza.ru/2010/12/19/895 - «Черный Ворон», о стрелке КАИНА, нам нечто РАСкрывает БЫЛЬ, зная из Буквицы - http://proza.ru/2010/11/20/912, что есть - У ?!

    24. У - Укъ (у): зов, послание (после буквы); взаимодействие, нахождение рядом с чем-то, форма приближения (перед буквой).  +  /У/ – Начало, Свет – источник  Знаний, из Санскрита.
    **  Особенно в слове ЛУК. Хоть аллегория  со СТРЕЛОЙ – взор на "далёкое" Будущее, перспективное, желаемое в достижении цели.
                ТуГОЙ – /ту/= 2,  Гой – (из Гой ты еси – т.е. Будь Здрав)

Т.е. При Здравом Мышлении, СТАРой – с Опытом накопленным и Знаниями Предков, прошедши Путями КАИНА
 (См.  http://proza.ru/2019/07/19/1067  – Поэма М. Волошина «Путями Каина»),
С пУСТил  СОЛО вь Я (каждый из нас, УСТами СОЛО – сладостно вещать сможет от своего "Я"- всё Осознающего – ПРАВый ГЛАз – т.е. Верный, ПРАВ ГЛАС – гласить Людям – Л/ буква, о том, что ПАЛ в былом,  пустив СоЛОВья  в себя (пред Весной Духовного Пробуждения, что в сие Времена 2012-24 годы приходят с Высокими Энергиями из Вселенной).

* ПАЛ – сожженная трава по Весне – не дающая всходов, НО, площадка роста НОВомУ побегу-семени, что на Сыр РУ землЮ,  ПАДЁТ.   //При этом зная, что есть /Ю/ в персональном Пробуждении. Более расширенно суть понятия ПАЛ - http://proza.ru/2010/12/19/895 - в ЧЕрныЙ Вор/ОН.

 37. Ю – Юнь (о, ю): движение вне взаимосвязи с основным потоком; соприкосновение; касательная взаимосвязь; прикосновение, имеющее отношение к чему-то целому, либо находящееся за пределом определённого круга вещей.
                * * *
А далее, дРУзьЯ, как и в начале, всё в этом дУХе и читайте, НО, больше Знаниям Души СвоЯ вы доверяйте!  Тогда и отВЕДАет Русич каждый собой – какою ДОРОГОЙ мы скачем по бездорожью ПРЯМенькО на КОНЕ персональном со Страной в единстве и с Цивилизацией, все вместе!
                А коНик это - http://proza.ru/2010/11/29/1194
 Весна – немножко и сие - http://proza.ru/2010/11/23/1113/ ,
                ФОНЕ днЯ - http://proza.ru/2010/11/29/1194  ,
да по ГОЛГОФЕ Русскости СвоЯ - http://proza.ru/2021/07/28/688 !

                17.01.2024 от Р.Х. 
               ===============================
       По БЫЛИНЕ. Есть вариант такой - https://berezha.ucoz.ru/publ/15-1-0-64 (?)
** По Иллюстрации. Картина "Витязь на распутье", В.В. Васнецов, 1878
Наконец в 1882 окончательный вариант - по заказу известного мецената Саввы Мамонтова.
Эта картина была выполнена в увеличенном по сравнению с версией 1878 года формате - на холсте 167*299.  масло.

("Серпуховский" вариант был 79*147 см) - http://фаворов.рф/2023/04/06/vityaz-na-raspute/
Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848, Лопьял, Уржумский уезд, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.