В Мариуполе из центра на окраину

Игорь Кутузов
«Получаю очень много писем насчёт несправедливости при распределении квартир в Мариуполе, – признаётся перебравшийся в Крым украинский политик Олег Царёв. – Пишут, что дома (или их остатки) в лучших местах города сносятся, на их месте строятся дома под продажу, а бывшие жильцы либо вообще лишаются жилья, либо им выдают квартиры в новостройках на окраинах города. Прописки в своих домах они лишаются автоматически в момент сноса дома. Поскольку жалоб много, есть веский повод, чтобы кто-то из депутатов, сенаторов или чиновников вмешался в ситуацию».

Территории новые, а порядки на них порой царят старые. Кому-то, возможно, всё равно, в каком районе получить жильё, лишь бы новое. А кто-то привык к своему месту, особенно если это исторический центр. Предлагаемых компенсаций не хватает, чтобы купить квартиру в центре города взамен разрушенной и снесённой. Компенсация – 35 тыс. рублей за квадратный метр, а стоимость одного «квадрата» в центре – 96 тыс. рублей. Напрашивается справедливое решение: бесплатно выделить жителям исторического центра города квартиры в новостройках на месте снесённых домов. Возможно, застройщики так бы и поступили, но есть чиновники, которые, видимо, намекают: мол, вы должны в первую очередь нам, а не людям. Верно ли это предположение, очень легко проверить: если чиновники помогают застройщикам расселять дома в центре, выгоняя людей на улицу, значит, верно. Но если чиновники обсуждают с жильцами, лишившимися квартир, на каком этаже в будущем им предоставят жильё в том же самом районе, в котором они проживали, значит, ошибочка вышла.

Есть и другая неувязка. Взамен разрушенных квартир горожанам положено так называемое компенсационное жильё. Для этого заседает специальная комиссия и выносит вердикт исходя из одного-единственного условия – наличия справки об отсутствии «дополнительного жилья». Если у семьи, проживавшей в квартире в центре, имелась хибара без удобств где-нибудь на окраине и она чудом не пострадала, это «дополнительное жильё» и никаких компенсаций семье не положено. А годится для жизни такое жильё или нет, чиновникам неинтересно. «Дополнительным жильём» может быть признан даже сарай площадью 8 квадратных метров без водопровода и отопления. При этом справки об отсутствии «дополнительного жилья» выдают медленно, так что в Мариуполе новостройки в районах Невский и Изумрудный заселены примерно на 10–15%. Из 13 240 обращений за так называемым компенсационным жильём удовлетворено 7738, а 4462 обратившимся отказано (это данные на 1 ноября). По данным на 1 сентября (новее нет), выдано 2427 «компенсационных квартир». Понятно теперь, почему горожане хватают то, что дают, понимая бесперспективность претензий на жильё в историческом центре?

Между тем у чиновников в рукаве есть ещё один неубиваемый козырь. Процентов 70 собственников разрушенного жилья вместе с квартирами утратили и документы на недвижимость. По горячим следам горожанам раздавали не новые свидетельства о праве собственности, а некие справки. Казалось, что эти документы будут действовать наравне с утраченными, да не тут-то было. Теперь при подаче заявления на возмещение ущерба такой справки, как выясняется, недостаточно. Чиновники говорят, дескать, подавайте в суд. Вот только бедолаг, месяцами ожидающих судебных решений, десятки тысяч. Сколько им ждать судебных разбирательств? И тут им предлагают квартиру на окраине. Берите-берите, мол, пока даём. И люди берут. Но послевкусие несправедливости остаётся на годы.