Воздушные бои в Заполярье - 8

Андрей Грачев 2
В 44 году первым потерянным в боевом вылете, а не в аварии асом был Горбачев Александр Павлович из 255 иап, сбит он был 29 февраля на "Кобре", но не истребителями, а огнем ЗА при штурмовке. Немецкие истребители и не претендуют на этот успех. Он имел 8 побед на счету.

Собственно в бою потеряли первого аса североморцы 17 марта. Однако сбит был один из лучших асов ВВС СФ - Адонкин Василий Семенович из 255 иап, имевший 24 победы на счету. В тот же день сбит был командир 255 иап, Чёртов Николай Герасимович, который, в отличие от своего предшественника Панина, асом не был. Иногда указывается, что оба сбиты в одном бою, но на самом деле это произошло в разных боях. Пожалуй, есть смысл рассказать подробнее про события того дня.

Был обнаружен не очень большой конвой немцев. Думали, что он окажется лёгкой добычей. Первый удар наносили "киттихоуки" 27 иап с наскоро подвешенными бомбами, их сопровождали пилоты 2 гиап. Немецких истребителей практически не было, в бой они вступить побоялись, зафиксированы были попадания по одному транспорту. Решено было нанести ещё один удар. На сей раз силами Илов, которые должны были первыми наносить удар (сопровождение Яками 20 иап) и Бостонов в сопровождении "Кобр" 255 иап.

На сей раз всё пошло не так, как задумано. "Бостоны" должны были наносить удар позже "Илов", но вышли на цель раньше и атаковали прямо через неподавленный зенитный огонь. Над конвоем уже была большая группа бф-109. В ходе атаки огнем ЗА было сбито два "Бостона", остальные два были атакованы истребителями после выхода из атаки и сбиты. При попытке их защитить рассыпался и строй "Кобр", в итоге немцы сбили две из них, пилоты погибли. Одним из погибших и был Чёртов. Общие потери составили 4 "Бостона" и 2 "Кобры". Позже подошли "Илы", отработали удачнее, потерь не понесли, однако "Яки", надёжно их прикрывая, лишились двух экипажей.

По Кобрам немцы наврали не слишком сильно (для своего обычного уровня), заявили 6 таких машин, вероятно Чёртова сбил Хорст Бергер, Хайнрих Эрлер или Якоб Норц. Исходя из имеющихся данных, наиболее вероятным кажется, что Чёртова сбил именно Норц. Также довольно сдержанно оформили 5 "Бостонов". Норц также, непонятно с какой радости, оформил "Ил". И ещё было заявлено шесть "Яков".

Следующий удар был подготовлен намного лучше, и на сей раз Бостоны и Илы уже потерь не понесли, потери понесли только Р-40 и Яки, в ожесточенном бою было сбито по одному самолёту каждого такого типа. А чуть позже, увы, погиб Адонкин. Вылет был в целом успешный, но на обратном пути Адонкин отстал от своих, очевидно его самолет был подбит в ходе боя, на базу он не вернулся. Скорее всего, пилота добили немецкие истребители. Более подобно события этого дня описаны в статьях Латкина и Борисенко "последний неудачный конвой".

И вот на этот раз немцы уже меры в заявках не знали абсолютно. Один только Шук заявил три Р-40, ещё одну такую машину заявил по ведомый, Лоренц Андерсен. Довольный Эрлер заявил три Яка, ещё два заявили другие пилоты группы. Столь же радостно немцы заявляли "Кобры" - две оформил Норц, также заявки оформили Бергер, который был командиром 8 отряда, а также Фридрих Брюннер, Йозеф Суске из 7 отряда. То есть, на одного реально сбитого Адонкина мы находим целых пять заявок. Кто же сбил его?

Нам известно, что ас потерян был, когда группа уже шла "домой", плюс бой шёл уже на малой высоте. Самой подходящей в таком случае выглядит заявка Якоба Норца. Кстати, и Чёртова, вероятнее всего, сбил тоже он. Поскольку одна заявка оформлена на высоте 400 метров, а следующая уже над самой водой, то, вероятно, Норц дважды атаковал Адонкина. В пользу Норца говорит и его опытность.

Рекордсменами дня у немцев стали два человека - Хайнрих Эрлер, командир III группы, и фельдфебель Вальтер Шук из 9 отряда, оба заявили 7 самолётов. Из заявок Эрлера могут иметь подтверждение в крайнем случае 4 штуки, но это, как говорится, при самом большом везении, причём две из этих четырёх максимально сомнительные, а у Шука таких заявок пять. По факту, естественно, количество его побед тоже существенно ниже.

10 мая был сбит ещё один выдающийся ас - Амосов Дмитрий Федорович из 255 иап, имевший 12 побед на счету. Он утонул на подбитой "Кобре" в море. Строго говоря, погиб он 11 числа, около часа ночи. Это была серия ударов по немецкому конвою, в целом на сей раз довольно хорошо организованных. По данным советской стороны, никаких атак во время удара группы Амосова по советским самолётам не было, он был подбит МЗА, шёл на малой высоте и случайно задел море и утонул. К слову, немцы, кажется, тоже на эту победу не претендовали, поэтому гибель Амосова мы можем считать итогом огня МЗА. Да и не принято в ВВС СФ списывать было потери на ЗА.

28 июня чуть не потерял 255 иап ещё одного выдающегося аса - Бурматова Владимира Александровича, имевшего 12 побед на счету, плюс ещё несколько неподтвержденных. С лёгкой руки Зефирова ас этот считается автором победы над Дёбрихом, что совершенно не соответствует действительности. Кстати, это мнение канонизировано и в википедии, что лишний раз подтверждает, что википедия имеет крайне низкий уровень и, вопреки заявленным правилам, тенденциозна до крайности. Среди серьёзных историков авиации Зефиров давно уже не считается достойным источником.

Бурматов, по советским данным, сбит был огнём ЗА, спасся с парашютом в море, провел там три дня, был спасён, но больше после выздоровления фактически не воевал. Вообще, в ходе того удара по порту Киркенес было сбито два "Бостона" и четыре "Кобры", причём две "Кобры" из состава 20 иап заявлены как сбитые огнём истребителей, а обе потери 255 иап, равно как и оба Бостона, огнем ЗА. Немцы, однако, назаявляли кучу побед. Один только вышеупомянутый Норц оформил пять "Кобр" за несколько минут. А вообще их немцы оформили 13 штук. Заодно немцы оформили ещё и 5 "Яков", коих потеряно не было вообще, и 3 "Бостона". То есть по истребителям на две или четыре реальных победы - 18 заявок. В этом - все заполярники. Кстати, немцы тоже минимум один бф-109 из 7 отряда потеряли. Если честно, сомнительно, чтобы Бурматова сбили истребители, так как в той фазе боя немцы особой активности не проявляли, а зенитная артиллерия вела очень плотный огонь. Ну и, видя "честность" немцев, в это верится с трудом.

После этого заполярным немецким воякам удалось только 10 октября сбить советского аса - звали его Шевченко Василий Пантелеевич, воевал он в 20 иап и имел 6 побед на счету. Причём, скорее всего, также был сбит не истребителями, а огнем ЗА.

На следующий день был сбит Едуш Иван Семёнович из 27 иап на "Кобре". Он имел 4 победы на счету. Погиб он в бою при сопровождении "Илов". К тому времени истребителей у немцев здесь осталось мало, и целый день советские торпедоносцы наносили удары по кораблям противника вообще без противодействия со стороны авиации врага. Едуш же был сбит пилотами 15 отряда, которые заявили три победы.

Едуш стал последним асом ВВС СФ, погибшим в боях против JG5. Как видим, в 44 году немецкие асы сбили крайне мало советских асов. Пожалуй, победа над Адонкиным стала их единственным крупным успехом, так как гибель Амосова и ранение Бурматова были, очевидно, заслугой зенитчиков. Сами они безвозвратно потеряли в боях с североморцами пятерых своих асов. Причём один из них, Хорст Бергер, входил в элиту.

Резюмируя, мы видим, что немцы на этом участке фронта в схватках с советскими асами проиграли, или уж во всяком случае советские асы ничем немецким не уступали. Это были бои достойных противников. В 44 году у немцев перестали получаться успешные бои, переходящие в разгромы, и они начали маскировать свое бессилие липовыми заявками. Мы, вспомнив ещё и про деятельность 19 гиап, можем сказать определённо, что немцы на севере всю Войну не имели большого перевеса над советскими пилотами, и здесь бои представляли собой схватки равных противников, а порой советские пилоты имели даже перевес.