Когда приходит Новый год

Наталья Бобыкина
Мы все привыкли, что Новый год наступает в ночь с 31 декабря на 1 января. Но в этот день, так называемое  новогодье, или новолетье было  не всегда.
О праздновании Нового года в день весеннего равноденствия, впервые упоминается в глиняных табличках города-государства Вавилона, с помощью клинописи записанных при правлении аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 л. до н.э.). Двенадцать дней праздновали новолетье, при чём начинали за 4 дня до срока и продолжали 8 дней после наступления великого дня.
Оказывается, каждый год после наступления дня весеннего равноденствия в реке Тибр начинала подниматься вода. С самого утра жители Месопотамии устраивали шествие вокруг семиступенчатых храмов – зиккуратов, которое позднее переросло в карнавалы.
Первые четыре дня в храмах рассказывались мифы, исполнялись обрядовые пьесы. На пятый день в Вавилон въезжала повозка-корабль, на которой прибывал светлый бог Мардук и «дочери светлого мира», то есть «светлые дни», переселялись в небесный мир.  На восьмой день на пороге храма за царским дворцом выставлялась золотая статуя бога Мардука. Празднество завершалось свадебным ритуалом между богом Мардуком и богиней Сарпанитум (её роль играла верховная жрица).
Празднование Нового года в день весеннего равноденствия унаследовали ассирийцы. Они первыми стали подавать в этот день дрожжевой хлеб и пахлаву, которые сами же и изобрели. Древнее государство Урарту, существовавшее в эпоху Ахеменидов на территории Армянского нагорья IX - VI в. до н.э., и в последствии Персия отмечали в ночь перед днём весеннего равноденствия праздник Навруз, что в переводе с персидского языка фарси обозначало «новый день». В Персии в каждом доме за 25 дней до этого сооружали колонны, в которых сеяли зерновые культуры. Проросшими семенами жители древней страны украшали дома, заполняли все кувшины молоком, водой, зерном в надежде на щедрый урожай и благодатные дожди. К утру праздника нужно было сделать уборку в доме, украсить его цветущими ветками и выбросить весь мусор.
Перед наступлением Нового года каждый человек должен был попросить прощения у друзей, родственников и соседей. Считалось хорошим знаком заключить в этот день брак или мировое соглашение. Двенадцать дней в Персии праздновали Навруз, а на тринадцатый день все выходили в поле, где приветствовали приход нового года. Заканчивал праздник первый посев зерновых. Первая борозда и первый сев символизировали приход весны, любовь и сохранение многовековых традиций.
В Древней Индии считалось, что земля просыпалась вместе с Солнцем. В первый день весны люди загадывали желание и, привязывали к дереву ленточку или украшение.
В Египте в июле наступал разлив Нила, а на небе в это время появлялась звезда Сириус, что связывалось с ежегодным обновлением природы. Поэтому египтяне свой новый год праздновали летом. В ночь перед разливом своей священной реки египтяне собирались на берегу, совершали жертвоприношения и, когда вода неслась по руслу Нила, бросали в неё свитки папируса с написанными на них пожеланиями даров. Появление мерцающей звезды Сириус на чёрном небосводе означало начало Нового года. А на крыше храма устанавливали беседку с двенадцатью колоннами, в центре беседки ставили священную ладью и статую Хатхор, дочери бога Ра, богини любви и музыки.  Именно у египтян появился обычай наполнять сосуды водой священного Нила в день разлива и считать её чудодейственной. Потому что с прибытием воды весь мир преображался: зеленели поля, расцветали лотосы.
Древние майя новым годом считали тот день, когда наступал священный праздник, гармонизирующий человека со всей Вселенной. Сегодня он соответствует 25 июля по григорианскому календарю. У этого индейского племени было четыре календаря, но самым известным из них был календарь «13 лун», когда весь год делился на 13 месяцев по 28 дней в каждом плюс один день. Ритм обращения Солнца вокруг своей оси тоже равен приблизительно 28 лунным суткам (об этом говорилось выше), поэтому ритм календаря 13-28 синхронизировал время на всей планете с космосом.
Восточный Новый год не имеет фиксированной даты, так как календарь его лунный, а периоды Луны и Солнца не совпадают.  В Китае, Японии, Корее, Таиланде, Монголии, Казахстане и некоторых других странах Азии Новый год приходит с 21 января по 21 февраля, когда после дня зимнего равноденствия наступает второе новолуние. В этих странах действует шестидесятилетний цикл, основанный на движении Солнца, Луны, Земли Юпитера и Сатурна.
Дело в том, что Сатурн обращается вокруг Солнца за 30 земных лет, а Юпитер за 12 лет. Эти две планеты – самые большие в солнечной системе, поэтому к ним привязан годовой счёт лет и принята древняя шестидесятеричная система, за время которой Сатурн совершает два оборота, а Юпитер - пять.
В древней Греции новый год шумно отмечали в день летнего солнцестояния. Сегодня – это 22 июня по григорианскому календарю. Греки прославляли бога виноделия Диониса, который появлялся со свитой демонов плодородия, имеющих козлиные и лошадиные черты. Сатиры и силены, так называли этих демонов, обладали страстью к вину и женщинам. Своё летоисчисление греки вели по олимпиадам, которые проходили раз в четыре года. Новый год отсчитывался с полнолуния следующего после летнего солнцестояния и обозначался порядковым номером олимпиады. Год состоял из 354 дней и каждые четыре года включал дополнительный месяц, называемый 2-й посейдон.
В Древнем Риме новый год праздновался в первый день весны 1 марта, на который в то время приходился день весеннего равноденствия. При Юлии Цезаре Новый год был перенесён на 1 января. Этот день считался днём основания Рима.
Византийская церковная традиция отмечать Новолетие или начало индикта 1 сентября (по ст. ст.) сохранилась до сегодняшнего дня. Начинать Новый год в этот день было принято на I Вселенском соборе в 325 г. Считается, что это было сделано в память о том, что в 312 (313) г. византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру.
Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта.
У древних славянских племён «новое лето» начиналось 1 марта. В 1342 году московский митрополит Феогност установил новые правила и новое начало года 1 сентября, как это было в Византии. В 1492 году при Иване III Васильевиче с 1 сентября стали начинаться и гражданский и церковный годы. Именно с этого года появился на Руси календарь, состоящий из 12 месяцев.
1 января Новый год на Руси стали отмечать с 1700 года при Петре I.
Использованная литература:
1. Мясников А. Про Новый год. – СПб.: Александр ПРИНТ, 2011, стр. 9-59.
2. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. – М. Художественная литература, 1990, стр. 299-302.
3. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. – Рязань: Рязанский областной научно-методический центр народного творчества, 2001, с. 236 – 238.