Жара под тридцать

Тамара Квитко
1
Восторга нет, но есть покой. Покой, как праздник
совершенства, — чувств с разумом согласных?
На час, на миг, пронзенный жаром солнца, июля,
уходящего... Желанен ветер, — он несет прохладу,
для тела и ума, давая ясность взгляду и ощущенье
бытия вовне, — с природой, вне, но с «я».
Порывы ветра резки, но ласкают,
нежат кожу и бодрость придают
и наслаждают июльским зрелым днем,
разгулом лета и ожидаемым дождем.

2
Движенье чувств и мыслей — равнозначны
теченью скороспелых облаков, неторопливо
творящих формы разных назначений,
тут же расползаясь, тая на неба синеве.
Молчанье — золото. Коль слово не с кем молвить,
то и проба — ниже…

Уловить желаешь мысль, что исчезает,
едва возникнув, безвозвратно...
Так день за днем теряется, бесследно растворяясь.
И что нам остается? Обрывки памяти, скольженье облаков?
Обломки от утраченных иллюзий?
Комочек жалкий образов случайных?
Фарфоровый сервиз, разбитый разом, (страстей, страстишек и т. п)
ссыхающихся вместе с нашим бренным телом?
И этот душный день, один из многих, возникающий,
как данность, исчезнуть дабы в никуда?..

Теченье времени – теряется во сне…
Слайды снов, сменяясь, скользят по полотну сознанья…
И прошлое похоже так на сон, как сон,
в мгновенья оные, не отличишь от яви...

Мгновенье неделимого движенья с мгновеньем
каждым ускользает, тает, исчезает,
в миллиардах отражений; дробится,
собираясь воедино, и тут же распадаясь,
как волна, набравши высоту, за ней — другая, третья
в вечном измененье потока множества сознаний —
единый океан Природы в попытке осознать себя?

Соприкасаясь в сложности общенья друг с другом —
языка посредством, (слова как брызги волн морских,
что отражают солнце иль лунный отблеск в зеркале воды,
и мы воспринимаем эти отраженья под зрения углом — своим),
так что понять мы можем? А интонация, а взгляд,
а настроенье, воспитанность, среда, обычаи и нравы?..
Да мало ли чего?) в итоге — обиды, споры, отчужденье,
как залог непонимания друг друга, когда претензия
на дружбу, любовь, согласно принятой морали,
терзают совесть чувством долга, ввергая нас в печаль
извечных угрызений…

3
Что до себя, то, как себя познать мы можем?
Наедине с собой? Возможно, в творчестве?
Пигмалион, влюбившийся в создание рук своих,
в себя ли не влюбился? Но кто постиг Великого Творца
по созданным твореньям?

Себя мы различаем среди других — себе подобных —
методом сравненья, предполагая в них те качества,
которые присущи нам, и любим по мере их к нам
отношенья, или же — напротив…

И так, оттачиваясь друг о друга, шлифуясь,
словно камешки морские, приобретаем опыт.
С ним идти по жизни легче. Но от иной «обтирки» —
сторониться жаждешь, избегаешь тебя не понимающих
людей, не принимающих как странное «другое» …
Друзей с годами – меньше остается, да и характер
портится, скорее у тебя, но кажется — у них.

4
Себя познать? Работа из работ… Не менее трудна,
чем овладеть искусством, хотя б одним из многих,
иль выучить чужой язык.
Ведь все, что мы пытаемся запечатлеть в своем мозгу,
разрозненным, как брызги, остается: фрагментарность
отдельных знаний — целого потеря,
но каждый как огромный мир, нет Космос!

 Космос в нас запечатлен. Мы создаем его
иль раскрываем? Может, то и это?

Мозг — запись с чистого листа и нехотя
вбирает туманность знаний, материю в
стремленье сохранить, но что-то движет нами
в попытке разгадать устройство Мирозданья?..
Душно. Сегодня жаркий день и душно.
Жара под тридцать, но спасает ветер…

2005