36. Вездеход

Владимир Войновский
Предыдущее "Цезарь" http://proza.ru/2024/01/15/1790


          В нашем посёлке лето – это весна, переходящая в осень. Постоянно пасмурно, сыро, ветер то с моря, то с тундры. Население всегда в куртках, шапках, из обуви предпочтение сапогам и высоким ботинкам. Солнечные дни все наперечет. Взрослые всегда по этому поводу рассказывают любимый анекдот:

          «Приезжает отдыхающий на Чёрное море, выходит на пляж в плавках. Все смотрят на его белоснежное тело с удивлением и спрашивают, откуда он приехал.

- С Камчатки, – отвечает.

- А что, у вас там лета нет?

- Есть…

- Тогда почему такой белый.

- В тот день, когда было солнце, я работал».

          Первый месяц каникул я провёл в пришкольном трудовом лагере. С утра до обеда мы выполняли норму на рыбокомбинате, а вторую половину дня в классах и на пришкольном участке.

- Вовка, здорова! – возвращаюсь домой, навстречу рыбинспектор.

- Привет! – я напрягся. Вроде бы ничего не нашкодил, да мало ли… – Мамка, чего нажаловалась?

- А есть на что? – Владимир улыбается.

- Вроде бы… нет…, – выдыхаю спокойно.

- У вас в лагере когда последний день?

- Ещё неделя.

- Будешь мне потом помогать? Я хочу вездеход собрать на гусеничном ходу.

- Каждый день?

- Нет. У меня тоже дела другие есть. Где вместе, где сам будешь гайки крутить…

- Если Серёга навяжется, можно с ним?

- Пожалуйста. Ему, наверно, будет также интересно. Поставим на «ноги», научу управлять.

- По рукам?

- Да, – пожали ладони и разбежались.

          Время пробежало быстро. Утром нежусь в постели. Звонок.

- Слушаю, – поднимаю трубку.

- Ты где? – тёзка смеётся. – Говорил, придёшь, а сам дрыхнешь.

- Куда приду?

- Короче, тебе пятнадцать минут на завтрак и выходи. Поедем на старую погранзаставу. Там мужики в гараже видели остов «машины».

          На берегу Охотского моря, рядом со свалившейся вышкой, строение с обрушенной крышей. Под её остатками торчит задним бортом ржавый корпус…

- Вот тебе задание. Хлам отбрасываешь вперёд, освобождая кузов, чтобы можно было его вытащить. Я обратно. Приеду часа через два.

         Старший товарищ завёл мотоцикл и оставил за собой столб пыли.
«Нормальный расклад. Бери больше, кидай дальше. Только ни рукавичек, ни рабочей одежды», – попытался рассуждать, но это только делу помеха.

          Когда подъехал автокран, я бегал по окопам и блиндажам: «Эх, нет их рядом с посёлком. Мы бы с ребятами…», – сигнал оторвал от развлечения.

- Вовка, ты чего такой грязный. Мне мамка твоя голову открутит. Вернёмся, попросим Любу привести тебя в порядок. Пошли.

          Тросом подцепили гак остова снегоболотохода. УРАЛ рыкнул и потащил «металлолом», который издавал скрежет, волочась по бетонной основе некогда гаража заставы.

          Кузов «Газушки» разместился на четырёх двухсотлитровых бочках заднего двора водоохранной конторы. Каждый день то вдвоём, то с другими инспекторами, а чаще я один или с Сергеем, что-то откручивали, зачищали, прикручивали. Запчасти на технику привозили из разных мест: что-то находили на свалках, чем-то разживались в ведомственных гаражах и автохозяйствах. Львиную долю нам подбрасывали пограничники.

          Через два месяца гусеничный транспортёр-снегоболотоход касался земли собственными катками, в моторном отсеке сверкал чистотой карбюраторный двигатель ЗМЗ-66. В кабине, готовая соединиться с ним, лежала перебранная коробка передач с раздаткой.

          С началом нового учебного года я приходил по выходным или, когда тёзка позовёт срочно помочь. К концу сентября ГТ-СМ прошла ходовые испытания.

- А на воде она держится? – воодушевленный тем, что мне позволили самостоятельно управлять вездеходом, спрашиваю у Владимира.

- Конечно! Сейчас испытаем. Перепрыгивай.

          Я перелез на пассажирское место, где вместо сидения лежала картонка. Сосед включил передачу, и мы вошли в реку. Машина загребала гусянками, двигаясь вперёд. Я решил посмотреть назад, а между бортов откуда-то появилась вода.

- Тонем!

- Ё…, пробки не закрутили, – рыбинспектор переключился на заднюю, и мы тихо стали приближаться к песку.

          Стоя на берегу, тягач освобождался от жидкости.

- Если бы двигатель заглох…, – начал я.

- Ничего бы не было. Утонул бы и всё. Здесь мелко. Траки бы рассоединили, на катках выкатили… и всех делов, – Володя посмотрел на меня. – Правда, мы бы намокли… Но технику помыли. Видишь, вся грязь слетела.

          На следующий день мы решили проехаться до мыса Левашова, проверить ходовые качества, регулировку и работу фрикционов. Часть пути пролетели по грунтовке, потом по пляжу Охотского моря, затем по берегу реки Большая. Снова вышли на дорогу. Тягач хорошо держал себя, плавно входил в повороты. Уже на подъезде к Усть-Большерецкому свернули вправо и испытали его по тундре.

- Отлично! – восторженно сказал тёзка. – Не машина, а зверь! Назад, не будем больше мудрить…

          С какой скоростью мы ехали по грунтовой трассе, определить было невозможно. Спидометр, как и вся панель приборов, отсутствовал, а в лобовые окна без стёкол задувал встречный ветер. Хорошо, что мы обгоняли собственную пыль, а встречного транспорта не было. Подъезжая к мысу, водитель потянул левый рычаг, осуществляя торможение, а вездеход на полной скорости ушёл вперёд, улетая в обрыв… Механик отпустил рычаги и схватился за корпус. Я упёрся ногами в панель и вцепился за выступы. «Газушка», шелестя траками, коснулась песка, подпрыгнула и покатила навстречу волне. Сосед выжал сцепление.

- Живой? – мы смотрели друг на друга.

- Ага!

          Сидя, осмотрели себя, прощупали.

- Всё нормально? – взгляд товарища был напряжённым.

- Да! – уверенно сказал я. – Надо шлемы танкистские… Давай ещё раз так прокатимся! Прямо невесомость…

- Шутишь?!

- Не-а… мне понравилось…

          Дальнейшие работы проводили в боксе. Зачищали ржавчину, грунтовали суриком, стеклили… А над кузовом решили сделать будку и установить внутри буржуйку.

          Рыбинспектор договорился с учителем по трудам, и я то на уроках, то по вечерам работал в школьной мастерской, подпиливая и сгибая уголки по размерам для остова, на который потом крепилась фанера.

          Когда всё было сделано, ГТ-СМ перегнали в тёплый бокс автохозяйства рыбокомбината, заклеили газетами стёкла и компрессором на два слоя нанесли зелёную краску.


          Сверкая новизной, «самоходка» катила по дороге. Прохожие поворачивались и показывали на собранную нашими руками технику.

- Как речка встанет, на рыбалку поедем, – прокричал Владимир.

- Хорошо! – я улыбался от счастья.

- А следующим летом «Шишигу» будем собирать…

- Это что?

- ГАЗ-66, в армии так называли, – сосед улыбнулся.


Следующее "Ситуация" http://proza.ru/2024/01/29/1407