Проспект Мира

Инесса Ильина Фёдорова
               

Отучаю себя от привычного мира, остановки считаю: метро Проспект Мира. Сколько связано с  детством! С любой остановки, память  мчится вприпрыжку, легко и неловко. Запишу неумело, пространно, несмело, что когда-то  в себе я открыть не сумела. Не успела понять, полюбить и запомнить, чтобы целую жизнь той любовью заполнить.
Вот одна остановка до боли знакома: "не спеши", - говорит,   "ты у мамы, ты дома!"

Мама была влюблена в Проспект Мира с молодости. Когда мы жили в Останкино, рядом с телебашней, она мечтала переехать на Проспект Мира. Ее мечта сбылась. Правда, отдала она за эту мечту 3 года жизни: оставив работу по специальности (муз. руководитель в детском саду и фельдшер скорой помощи в Склифе),  без зарплаты и трудового стажа отработала в исполкоме машинисткой ради  улучшения жилищных условий. По  договору, ей была предоставлена на выбор, квартира на Проспекте Мира с дальнейшим отселением дочери (т.е. меня) в комнату в коммунальной квартире. Мама  выбрала сталинку, рядом с метро Рижская. Так мы стали жить на Проспекте Мира: мама, бабушка, маленький брат и я.

Нет, не буду грустить о безоблачном детстве, отпустить и простить, не мечтать о наследстве, все  пройдет, заживет, и весенний  трамвайчик от беды унесет, словно солнечный зайчик. Пышный радуги хвост через мост перекинут, и обид целый воз позабыт, опрокинут! Мне немного смешно и немного неловко: вот и детство прошло. Впереди - остановка.

Остановка "Крестовский мост" - находится рядом с домом по Проспекту Мира, куда впоследствии мама отселила меня. Это была моя первая собственная жилплощадь, комната в трехкомнатой сталинке, с соседом - алкоголиком, в которой  я  застряла на 13 лет. К счастью, 3-я комната пустовала и практически, я жила в однокомнатной квартире. (сосед большую часть жизни проводил в ЛТП). Потом, оборотистая киевская «ведьма» -предпринимательница заморочила соседа на обмен. Алкоголика сменила аферистка, а я поняла, что иллюзия отдельной квартиры закончилась. И, на первой волне приватизации, быстро расселила свою уютную сталинскую  коммуналку.

Этот милый старый дом, сколько счастья было в нем! Так безоблачно и нежно, так воздушно - безмятежно! Но и счастье не безбрежно, есть у счастья окаем. Юность - странная обновка, как обертка от конфет, взгляд обманывает ловко, словно дым от сигарет. Театральное  искусство, флер богемы и любви, и возвышенные чувства, и сожженные угли. Опускаются кулисы, отыграли первый акт. Но рождается актриса - завершается антракт! Так талант проходит ковку из соблазнов и потерь. Но, другая остановка открывает в жизни дверь.

 Остановка   "Маломосковская" - Моя первая  собственная отдельная квартира. К сожалению, по семейным обстоятельствам, прожить в ней довелось всего год (подробности не представляют интереса).

Остановка метро Алексеевская - знаковое место! Во-первых, в школьные годы, на протяжении 8 лет, каждый день я ездила на метро сначала в музыкальную школу, потом в муз. училище, ожидая на этой остановке автобус, в любую погоду.
А еще, около м. Алексеевская на Проспекте Мира было  знаменитое  кафе "Белый медведь" с необыкновенным мороженым "Космос"!

Остановка метро Сухаревская  - на углу Проспекта Мира и Садового кольца  в 70-80 х годах стояла будка "Ремонт обуви", хозяина звали Арам - "Арам, который не Хачатурян". Мы  с мамой были его постоянными заказчиками, а постоянных  заказчиков он выделял особо. Однажды летом у меня сломался каблук, прибежала к Араму. Он усаживает меня в своей крошечной будке, наливает мне бокал шампанского, пока ремонтирует  каблук, и ... не берет денег за работу - дань уважения моей юности и красоте.

И вновь  Проспект Мира - 2024 год. Остановка Трифоновская. Ничто не связывает меня с маминой квартирой сегодня.

Отрешиться б от печали, отрешиться, чтоб снежинки трепетали на ресницах, чтоб доверчиво слетали к нам синицы, песни пели, щебетали бы в светлице. Чтобы мы, свои года переосмыслив, вдруг открыли для себя иные смыслы. Пусть вселенная сужается до матрицы, и понятье "время", не идет, а катится. Даже если матрица заказана  сердцу моему и разуму. Но мое предназначение - суть вселенское значение, потому, моя вселенная, есть монета неразменная!