Шишки, тролль и немного волшебства

Александр Пятков 2
               
Сегодня Лира проснулась с таким особенным чувством, что непременно должно произойти какое-то волшебство. И дело даже не в том, что наступал канун Йоля, нет. У Лиры же день рождения! Да-да, десять далёких лет назад в Цветочной Долине произошло чудо – в Йольскую ночь родилась маленькая ведьмочка. Глядя на пронзительно-голубые глаза малышки, которые были ярче самого чистого неба самого морозного дня зимы, родители даже не сомневались в выборе имени для дочери. А когда девочка подросла, и густые белые локоны волос украсили её плечи, уже никто и не сомневался, что древний морской бог Лир незримо присутствовал при её рождении.
В спальне, как и во всём доме, было тепло, несмотря на то, что зима на окнах надолго нарисовала чудесные узоры. Быстренько накинув на себя одежду, Лира побежала в просторную гостиную, шлёпая по полу тёплыми меховыми тапочками. На потемневшем от времени дубовом столе из-под чистого полотенца выглядывал бочок свежего и ароматного хлеба, стояла деревянная миска с сушеными сладкими фруктами. А в ближнем уголке огромного и ещё горячего камина стоял котелок с крупяной похлёбкой, окружённый горочкой тлеющих углей. Но на столе ещё лежал и лист плотной бумаги, исписанный маминым почерком.
Лира, кусая сладкую сушёную грушу, сидела на высоком стуле, болтала ногами и читала мамину записку. Один меховой тапочек не выдержал резких движений и всё-таки слетел с маленькой ножки. Но юная ведьмочка не обратила на это внимание, погрузившись в чтение. Мама написала, что до вечера Лире придётся побыть единственной и главной хозяйкой в доме. Родители отправились на ежегодное собрание всех ведьм Цветочной Долины, чтобы подвести итоги прошедшего года и приготовиться к встрече нового. Ещё мама написала, что вечером Лиру ждёт праздничный ужин в честь её дня рождения и подарок. И совсем маленькими буквами в конце записки мама написала, что в качестве подарка будет именно то, о чём Лира так давно мечтала.
– Ну вот, – Лира отложила записку и нахмурила брови, – зачем было это писать? Как теперь дотерпеть до вечера?  Как же узнать, что там за подарок такой?
Девочка соскочила со стула на пол, заложила ладошки за спину и начала ходить от стола к камину, и обратно. Не обращая внимания на то, что она периодически шлёпает одной голой ножкой по каменному полу, Лира ходила туда-сюда, бормоча себе под нос:
– Что же за подарок такой? Интересненько, интересненько. Сладости? Хмм … Нет, сладости я и сама могу наколдовать. Платье? Точно! Платье!
Лира даже замерла с поднятой для шага ножкой от внезапной догадки. Да! Это непременно должно быть платье! Девочка ещё летом просила у мамы сшить ей самое красивое, воздушное и невесомое, как крылья ночных мотыльков, платье. И чтобы платье было вышито самыми красивыми цветами, которыми славится их долина. Лира подпрыгнула от радости и начала кружиться по гостиной, пока не поскользнулась на слетевшем тапочке, и больно-пребольно стукнулась о резную ножку старого дубового стола.
– Вот, теперь шишка будет, –  Лира погрозила маленьким кулачком столу, второй ладошкой почёсывая лоб.
Всунув ножку в слетевший тапочек, Лира пошлёпала к входной двери. Открыв её, девочка зажмурилась от обилия белого слепящего снега и солнечных лучей, переливающихся яркими искорками в каждой снежинке вокруг. Крыльцо дома было почищено от снега, но на перилах небольшой веранды он лежал нетронутым. Набрав в ладошку кучу холодных сверкающих снежинок, Лира приложила снежок ко лбу, чтобы не было шишки или синяка. Пока боль в ушибленном лбу постепенно уходила, девочка огляделась. Их дом был в самом начале Цветочной Долины, на границе скалистого леса. Высокие сосны, ели, дубы и ясени плотной стеной окружали долину, защищая её от сильных ветров, метелей. За широкой полосой тёмного леса находились древние скалы, вершины которых пытались дотянуться до ярко-голубого неба. До неба же тянулись и белые пушистые струи дыма из труб многих  домов долины. Решив, что время до чудесного вечера лучше скоротать на свежем воздухе, чем дома, Лира побежала в дом за тёплой одеждой.
Меховые сапожки, штанишки, тёплая меховая шубка и такая же шапочка – маленькая ведьмочка быстро приготовилась к выходу из тёплого дома. Подумав, девочка в карманы шубки положила и тёплые рукавички. Хоть руки и не мёрзли сегодня, но пусть будут. На всякий случай. На плечо  маленькая ведьмочка повесила сумку из плотной ткани, в которую положила ещё теплый хлебный каравай. Тоже на всякий случай. И уже открывая входную дверь, Лира вдруг спохватилась. Как она могла забыть о самом главном? Быстро забежав в свою спальню, она склонилась перед кроватью и достала из-под неё небольшой резной сундучок, в котором среди всевозможных девчачьих сокровищ хранилось самое главное. Волшебная палочка.
Нет, для настоящей волшебной палочки Лира была ещё маленькая. Наверное, ещё год или два должны пройти, чтобы девочку посвятили в настоящую ведьму Цветочной Долины. И тогда у неё будет настоящая же палочка, сделанная из лучинок всех йольских поленьев их долины. Но Лире очень нравилось колдовать и это древнее умение давалось девочке с такой лёгкостью, что многие вещи она творила даже без помощи палочки. И всё же прошлой зимой Лира набралась храбрости, и, улучив момент, когда родители были заняты домашними делами, забралась на самый высокий тополь. На его ветвях постоянно висели вечнозелёные шарики омелы, которые зимой покрывались множеством совершенно несъедобных ягодок на месте весенних цветочков. С трудом сорвав такой большой зелёный шар с ветки, Лира сбросила его вниз, только чудом не сорвавшись вслед за ним. Ох, получила бы она от мамы, если бы та увидела Лиру на верхушке дерева!
Дома, втайне от всех, Лира переплела гибкие зелёные стебли и у неё вышла красивая палочка. Когда она высохла, то стала крепкая и твёрдая. Почти как старый кухонный стол, о который девочка сегодня ударилась лбом. И это была только её волшебная палочка. С её помощью Лира могла разводить огонь, превращать невкусную еду в сладости и одним взмахом сбивать все шишки с высоких елей вокруг дома. Зачем Лире понадобились шишки, она ещё не придумала, но было интересно смотреть, как они сыпятся вниз.
Закрыв за собой дверь, Лира огляделась. Солнце уже вовсю светило, поднявшись из-за высоких пиков гор. Но на улицах долины не было видно подружек. Поэтому девочка решила просто прогуляться недалеко от дома по лесу. И первое место, куда отправилась, была Поляна Блуждающих Камней.  Это было тихое и укромное место, окружённое елями с пышными лапами. Но самое интересное, что на уютной поляне то появлялись, то снова исчезали огромные валуны, покрытые мхом. Как будто какой-то великан играет с этими камнями и постоянно забывает забрать их с собой. А то, что это мог быть только великан, Лира не сомневалась. Ведь самый маленький камень был намного выше девочки. Хотя, мама однажды рассказывала, что в горах, окружающих их долину, живут тролли. И даже предупреждала, чтобы Лира одна далеко от дома не отходила. Но маленькая ведьмочка была не только храбрая. Она ведь знала, что тролли давно уже ушли отсюда. Да и с ведьмами Цветочной Долины они всегда дружили. Об этом ведь все старшие подружки говорили.
Поднявшись вверх по лесистому склону, Лира вдруг услышала какой-то треск. Потом далёкий гулкий удар и снова треск.  Скорее всего, это опять ломался лёд на реке, протекающей через всю долину. Тут же забыв о странном треске, Лира углубилась в лес, пристально смотря по сторонам. Белое полотно снега было так же интересно читать, как мамины записки. Повсюду были следы самых различных животных и птиц, названия которых Лира пыталась отгадать, внимательно всматриваясь в отпечатки лапок на снегу. Неизвестно, сколько прошло времени, пока Лира бегала и кружилась под кронами деревьев, под широкими лапами елей, но вдруг она почувствовала, что сильно проголодалась. Поправив сумку с хлебом на плече, девочка пошла к секретной поляне.
Громадные валуны снова стояли полукругом на середине Поляны Блуждающих Камней. Огромные ели окружали поляну со всех сторон, поэтому здесь не было даже малейшего дуновения зимнего ветерка. Привалившись спиной к заметно нагретому солнцем валуну, Лира достала из сумки хлеб. Но, к сожалению, он оказался уже холодным. Улыбнувшись, маленькая ведьмочка достала из той же сумки свою волшебную палочку из омелы, коснулась кончиком хлеба и прошептала:
– Холод обратится вспять, станешь тёплым ты опять. Фрумби-крумби-фыр!
Последние слова заклинания Лира сказала намного громче и взмахнула палочкой. Хлеб тут же потеплел в руке, а над поляной поплыл аромат свежей выпечки. Улыбнувшись, довольная своим маленьким колдовством ведьмочка, собралась уже укусить душистый бочок хлеба, как вдруг из-за ближайшей ели раздалось странное бурчание. Так обычно булькали в бочке плоды жёлтой каменики, которую бабушка солила на зиму. Только сейчас это бульканье было громким и даже немного страшным. Аккуратно опустив хлеб на колени, Лира начала осматривать окружающие её деревья, прислушиваясь и даже принюхиваясь. Внезапно на середине самой большой ели из-под густых ветвей на неё посмотрели большущие глаза. Тут же подскочив на ноги, Лира взмахнула палочкой и громко закричала:
– Бара-фыр!
Но от страха ведьмочка перепутала заклинание и вместо того, чтобы неизвестное глазастое чудовище забросило далеко за скалы, сильным порывом  ветра сорвало все тяжёлые шишки с дерева, и они настоящим шишечным дождём посыпались вниз. В густых еловых зарослях заворочалось что-то большое, кто-то громко чихнул и на поляну перед оторопелой Лирой выскочил самый настоящий тролль. Девочка замерла от ужаса и боялась пошевелиться, позабыв про свою палочку. А тролль между тем отряхнул с себя еловые шишки, вытащил из густых всклокоченных волос ещё несколько и теперь рассматривал их на своей огромной ладони. Среди шишек почему-то оказалась небольшая рыжая белка, которая что-то грозно прокричала троллю, сердито помахала ему лапкой и спрыгнула на ближайшую еловую ветку.  Лира начала медленно, шаг за шагом отступать назад. До тех пор, пока её спина не упёрлась в валун, а снежная корочка под меховыми сапожками громко не хрустнула. Огромный страшный тролль тут же повернул к ней голову, улыбнулся и громовым голосом произнёс:
– Привет.
– Здравствуйте. – прошептала Лира, ещё теснее вжимаясь в тёплый валун. – Вы же тролль, да?
– Вроде бы да. – с сомнением осмотрев себя, гулко ответил тот. – Ну, по крайней мере, сегодня утром, когда мама отпустила меня на рыбалку, я ещё был троллем. Не думаю, что что-то могло измениться.
И великан улыбнулся, показывая огромные жёлтые зубы, от вида которых у Лиры задрожали колени. Но пытаясь пересилить страх, она удивлённо спросила:
– Мама? Сколько же вам тогда лет?
– Десять. Но скоро уже будет одиннадцать.
Тролль горделиво поднял большущий нос к небу и продолжил, выставив вверх указательный палец:
– Сегодня ночью, кстати.
– Не может быть! – изумлённо выдохнула Лира. – И мне тоже будет одиннадцать. И тоже в эту ночь! 
– Вот это да! Вот это совпадение! А я думал, что один такой уникальный!
Тролль рассмеялся, шумно хлопая себя по бокам меховой куртки.
– А что в этом уникального? У нас в долине есть ведьмы, которые и в Йоль, и в другие волшебные ночи родились. Что такого?
– А ты ничего не замечаешь? Могу даже подсказать. Что сейчас на небе?
Лира посмотрела вверх. Небо как небо. Чистое, ясное, голубое, как и её глаза. И яркое зимнее солнце. Солнце! Лира изумлённый взгляд на большого тролля. Но как? Ведь все знали, что тролли при солнечном свете обращаются в большие неподвижные камни или скалы! Значит, неправда всё это. Вот и верь старым легендам.
– Значит, всё врут старые сказки о вас, что вы в камень превращаетесь?
– Ну, почему же врут? – тролль указал скрюченным пальцем за спину Лиры. –  Это мои старшие братья. А тот камень, на который ты опираешься – моя сестра. И они обычные тролли, которые сейчас приняли вид этих валунов. А я родился в одну из самых волшебных ночей, поэтому никогда не превращаюсь в камень, могу легко гулять днём под тёплым солнышком.
– Ай! – вскрикнула Лира, отскакивая от громадных валунов. – Теперь мне стало понятно, почему эти валуны то появляются, то исчезают здесь. Я даже это место так и назвала. Поляна Блуждающих Камней.
– Красиво назвала, – улыбнулся тролль и протянул Лире огромную ладонь, – меня Йорруг зовут.
– Лира, – коротко ответила девочка и, подпрыгнув, хлопнула своей ладошкой о ладонь тролля.
Почему-то она уже перестала бояться этого огромного и совсем нестрашного тролля. Йорруг оказался таким же ребёнком, как и она сама. И ничего, что он такой большой. Вон, прошлым летом мама познакомила Лиру с двергами, а те вообще девочке по пояс были. Так что, не в росте дело.
– А ты и правда, ведьма? – Йорруг склонил голову и с улыбкой посмотрел на Лиру. – А то я с рыбалки шёл, нёс домой рыбу и увидел, что ты хлеб заколдовала так, что от его запаха у меня даже в животе забурчало. До дома ещё далеко, а на реке я очень проголодался.
– Я ещё только учусь, – застеснялась Лира, – но многое у меня уже хорошо получается. А разве тролли не едят сырое мясо или сырую рыбу?
– Фууу! – скривился Йорруг. – Это же невкусно! Заешь, как у меня мама вкусно рыбу запекает в очаге? А бабушка такие пироги с рыбой делает, что пока они пекутся, меня даже из дома выгоняют.
– Почему выгоняют?
– Чтобы слюной весь пол не закапал!
Лира громко засмеялась. Тролль в ответ тоже рассмеялся, да так громко, что из переплетения ближайших еловых ветвей показалась гневная мордочка белки. Что-то сердито заверещав на своём беличьем языке, зверёк метко бросил шишкой прямо в лоб Йорругу и скрылся в ветвях.
– Подожди-ка, – вдруг произнёс тролль и, потирая лоб, скрылся за елями.
Не успела Лира успокоиться от весёлого смеха, как Йорруг выскочил из зарослей, держа в руке огромную вязанку больших рыб.
– Вот! Видишь? Сможешь хотя бы парочку приготовить? Домой я ещё наловлю, а есть уже сейчас очень хочется.
– Хорошо, я попробую.
Лира прикрыла глаза, составляя заклинание, взмахнула палочкой и громко произнесла:
– Сырая рыба, что у нас, станет жареной сейчас! Фрумби-крумби-фер!
Йорруг с удивлением смотрел, как на двух больших рыбах, снятых им с вязанки, вдруг выросли веточки дикого лука, а от самой рыбы начал вверх начал подниматься еле заметный пар.
– Я же предупреждала, что ещё только учусь, – грустно шмыгнула носом Лира.
– Фыр, а не фер.
– Что?
– Когда ты колдовала над хлебом, то ты вроде сказала “Фыр”.
– Точно! Сейчас исправим!
Лира заново произнесла заклинание и коснулась палочкой рыбы с выросшим на ней луком. Большие серебристые тушки тут же превратились в жареные, исходящие густым паром и вкуснейшим ароматом. А запечённый лук добавлял такой запах, что теперь не только у Йорруга, но и у Лиры забурчало в животе. Рассмеявшись, они расположились возле нагретых солнцем камней и принялись есть горячую рыбу с душистым хлебом. Они болтали о разных вещах, делились своими секретами, смеялись. Йорруг рассказал, как он ловит рыбу. Для этого достаточно было найти тихий омут в реке и сильно ударить по льду. Рыба замирала и её можно было просто брать руками, разломав лёд. А Лира в ответ заколдовала большие меховые сапоги Йорруга так, что они всё время будут тёплыми. Время пролетело незаметно и солнце уже начало касаться горных верхушек на обратной стороне долины.
– Мне уже пора идти, – погрустневшим голосом сказала Лира, – а то скоро родители придут, а меня дома нет. Йорруг, мы ещё увидимся с тобой?
– Конечно же, увидимся, – тролль улыбнулся и подмигнул маленькой ведьме. – я тебя буду на этой поляне ждать после праздника. А теперь и мне нужно идти. Забегу ещё разок на речку, а потом домой. Пока, Лира, ещё увидимся.
Лира смотрела вслед Йорругу, который всё дальше и дальше уходил с поляны. Поправив сумку, девочка отряхнула тёплую шубу и засунула ладошку в карман.
– Йорруг, подожди!
Тролль обернулся и с удивлённой улыбкой смотрел на бегущую к нему Лиру.
– Я знаю, что они тебе очень маленькие, но пока это всё, что у меня есть. С днём рождения, Йорруг! – смущённо сказала Лира и протянула троллю ладонь, на которой лежали её меховые рукавички.
***
Стоя на крыльце дома, Лира сметала с сапожек снег. Со стороны реки послышался глухой стук и треск. Ведьмочка улыбнулась и вошла в дом.
Вскоре пришли и родители. В доме сразу запахло вкусностями, стало весело. Бабушка с мамой начали готовить праздничные блюда, папа натаскал в камин огромную кучу дров и теперь вырубал небольшим топориком из куска старого ясеня праздничное полено. Весь Йоль и даже дольше оно будет гореть в очаге. А потом, когда солнце совсем скрылось за скалами и Йольская ночь вот-вот должна была вступить в свои права, вся семья собралась у горящего очага и мама с улыбкой сказала замершей в предвкушении Лире:
– Я знаю, что ты очень хотела себе платье. И оно будет у тебя, обещаю. С первыми весенними цветами. А ещё я знаю про то, что у тебя есть палочка из омелы. И про то, как ты её добыла, я тоже знаю. Но не волнуйся, я не буду тебя за это ругать, моё солнышко. Ведь ты так хотела поскорее стать настоящей ведьмой Цветочной Долины. Поэтому и держи свой подарок.
Лира развернула тряпичный свёрточек и ахнула от восхищения. В её ладони лежала самая настоящая волшебная палочка из плотно склеенных лучинок от йольских поленьев, перевитых гибкими побегами омелы.
– А после праздника, – продолжила мама, – тебя ждёт посвящение в ведьм …
Но договорить она так и не смогла. Дом вдруг затрясло и по ту сторону входной двери что-то упало. Все бросились к выходу. Через несколько мгновений над Цветочной долиной прокатился звонкий смех Лиры, а мама, папа и бабушка с удивлением смотрели на огромную вязанку больших рыб, украшенную еловыми ветками с шишками.