А есть ли у вас пространство, г-н Кант?

Локсий Ганглери
А если найду?

Согласно И. Канту (как мы, возможно, помним), пространство это нечто, что отвлекается от внешнего и находится вне эмпирического опыта.

Здесь Кант рассуждает просто чудесно: для того чтобы ощущения могли быть соотнесены между собой или с чем-либо еще, должно быть нечто, которое может быть основой такого соотношения и должно находиться вне предметов. То, что я чувствую и познаю, находится в пространстве, но само простанство - во мне.
Грубо говоря, реальность (предметов) - сама по себе, а пространство и время - внутри нас, аки трансцендентальная форма созерцания.

Когда я впервые прочел "Критику чистого разума" , мне казалось, что так оно и есть. Сегодня, тридцать лет спустя, вовсе не это представляется мне главным.
Суть, как мне теперь кажется, совсем в другом.

Иммануил Кант, потомок Тевтонского ордена и наследник Мартина Лютера, догадывается (*), что у него отсутствует пресловутое Жизненное пространство (**). Еще бы! вспомните:
"Еммануэль Кант, магистр, всеподданнейше, и в глубочайшем уничижении, умоляет Ея Императорское Величество всемилостивейше назначить его на освободившееся место ординарнаго профессора по кафедре логики и метафизики в Кёнигсбергском университете"(1758 год. 14 декабря). А еще через четверть века, философ просил об издании вышеупомянутой "Критики" рижского издателя - а к тому моменту, Рига уже стала столицей Лифляндии - уже не остзейской, а Российской губернии!

В общем, "жить некуда, вот и думаешь в голову". А перефразируя платоновского героя (в смысле, не Платона, а Платонова, хе-хе), "за неимением отсутствия" жизненного пространства, думаешь, себе, в трансцендентальную апперцепцию.
Однако суть не меняется: сегодня, отсутствие Lebensraum прямо сказывается на дефиците суверенитета, и ставит "свободной Германии" перед угрозой экзистенциального характера.

И от него-то в трансцендентализм не убежишь!..

_______________
(*)можно сказать "подсознательно чувствует" или как-то еще, но я не люблю и НЕ понимаю слов "подсознательно" и "подсознание".

(**) немецкая этнокультурная идея, политика и практика переселенческого колониализма, концепция экспансионизма и немецкого национализма, которые имели распространение с 1890-х по 1940-е годы.