Когда кинематограф был кинематографом, а не бизнес

Игорь Фельдшеров
КОГДА КИНЕМАТОГРАФ БЫЛ ЕЩЁ КИНЕМАТОГРАФОМ, А НЕ БИЗНЕСОМ

Технологии стремительно меняются...
Сердце Человека остаётся прежним!

Эпизод из кф "МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА ИВЕНСА" (1973, реж. Б. Метальников)
 
- Мы хотим знать, что говорит Первый закон Земли???
- Первый закон? У нас нет таких законов...
- Разве у вас нет общих законов для всей планеты?
- Нет... Мы разделены... Границами, религиями, расовыми предрассудками, идеями, социальным устройством, философией... У нас даже языки разные...
- На вашей планете голодает сегодня более 800 миллионов человек (в том числе и в "развитых" странах - в США и в России). Почему богатые не помогут бедным?
- У нас мало, кто способен расстаться со своим богатством... Это относится, как к людям, так и к государствам...
- Мы просим уточнить, что вы называете оружием массового поражения? Мы хотим это знать прежде всего, что у нас нет оружия, несущего смерть людям...
- У нас есть... Ядерное... Химическое... И даже биологическое оружие...
 
                ***
В чем заключается главное различие между советской фантастикой и той дикостью, которую мы видим сегодня на киноэкранах??? Я специально не говорю "зарубежная фантастика" или "отечественный фантастический блокбастер", ибо и то и другое - это в наше время и есть аморальная антигуманная дикость, старательно и методично прививаемая новой популяции приматов-потребителей - рекламно-медийных зомби, чавкающих поп-корном в кино-зале и крякающих и повизгивающих от восторга, когда кто-то кому-то всаживает пулю в лоб или проламывает череп на киноэкране...
Вы никогда не задумывались почему вас стали кормить этой дикостью и полностью убрали от ваших глаз и ушей ТО, ЧТО ТАК НЕОБХОДИМО ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ??? Чтобы ответить на данный вопрос, достаточно просто посмотреть этот забытый советский шедевр. В нем нет ни крутых спецэффектов, ни головокружительного сюжета, то есть тех штучек, которыми так славятся голливудские умельцы и наши сегодняшние российские "кино-фантасты", закупающие комплексы электронного кинематографа на Западе и оборудование для этих спец-эффектов в студии Дж. Лукаса... На одних и тех же эффектах, созданных на одном и том же софте, глобальные кино-бенефициары "Итц э Сони", "Двадцатый Век Фокс" и "Коламбия Пикчерз" представляют одну и ту же громадную "тарелку пришельцев-захватчиков"! В США для американских зрителей она своей тенью закрывает Нью-Йорк ("День Независимости", 1996, реж. Р. Эммерих), а в России - Москву ("Вторжение", 2020, реж. Федот-да не тот). В американской версии глобального шоу популяризируется "Лунная одиссея",  американские астронавты, ветераны вьетнамской войны, чизбургеры, пепси, американский флаг и Овальный зал Белого Дом с боевыми вертолётами и истребителями. Это "их ценности"... А в российском варианте "Вторжения" - уже "наши российские ценности"... Те же боевые вертолёты и истребители, те же генералы, красные неоново-рекламные звёзды в командных центрах, те же бары, водка, самогон и триколор... Для американцев - "Зона 54", для нас - Камчатка... В общем всё то, от чего непритязательная публика в розовых 3Д-очках должна крякать в зале "Вау!" и усиленно опорожнив одно ведро поп-корна, бежать за вторым...

Да, советские фильмы были бедны на спец-эффекты, но в них было и остаётся по сей день нечто более важное...
В нем есть то, чего почти не встретишь в красочных американских блок-мастерах и американизированных российских блок-бластерах (многим известно это выражение "мастер энд бластер" ; как известно, мастер всегда едет на горбе у бластера и погоняет бластера кнутом - имеет право - ведь он кормит своего гужевого раба кино-оборудованием, лицензиями, сертификацией кинотеатров, в конце концов своей валютой, а бластер доит её уже из кармана современного российского кинозрителя и платит своему хозяину-мастеру)...
Так что же составляет главное достоинство нашего советского кино??? Именно мощная смысловая нагрузка и выраженная моральная и нравственная проблематика!!! "Молчание доктора Ивенса" - не просто очередной фильм о добре и зле. Это фильм о проблемах гораздо более высокого, почти вселенского масштаба: о смысле жизни человечества, о развитии науки и морали, о нашем настоящем и будущем. Вопросы, поставленные в фильме, имеют настолько острый и актуальный характер, что не только доктор Ивенс, но и ты, сам зритель, не можешь ни задуматься над  ними. Причём, уже взрослым и даже пожилым человеком!
Искренне рекомендую этот забытый советский шедевр всем тем, кто устал от осточертевшей дикости американского и расиянского бездарного и бесталанного кино-барахла и хочет посмотреть настоящее осмысленное человеческое кино. Покажите этот фильм своим детям, своим внукам... Посмотрите на этот мир глазами Красоты... Глазами Разума...

Любите ли Вы кино, как люблю его я..? Здесь - http://proza.ru/2023/11/05/1746