Знак бесконечник в русской вышивке

Наталья Бобыкина
РУССКИЙ КОСМИЗМ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ.

На иллюстрации - тамбовская вышивка 19 в.

Космизм  - это философское течение, в основу которого положены представления о космосе как о структурно-упорядоченном мире и о человеке как части космоса.
Космизм – это не просто знания, это, прежде всего, отношение к Космосу, открытое чувство Вселенной – научно-осмысленное, эмоционально-личностное или философско-эвристическое. Космизм обусловлен самой природой человека как части целого Космоса. В.И. Вернадский называл это «вселенскостью». Человек – это электромагнитный прибор, чутко улавливающий все изменения Космоса, реагирующий на него эмоционально, творчески, изменяя своё будущее. А в прикладном плане – это реально-действенное освоение человеком Космоса.
Самобытная культура России, складывающаяся веками под воздействием природных и политических сил, в середине XIX века выделила в своей среде философское течение, названное «русским космизмом». Начало этому дала теория «Общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1828-1903) [10]. Великий мыслитель и учёный первым описал взаимоотношения Человека и Космоса с точки зрения русского человека. Н.Ф. Фёдоров долгое время жил в деревне, был невольным участником сельской жизни и смог почувствовать ее особый ритм. Крестьяне ежедневно, ежечасно соприкасались с природой, умели понимать и даже влиять на природные процессы. Это была своя русская крестьянская философия.
Русский человек богат духовностью, творческим переосмыслением Бога и природы. Его крестьянская философия – это не наука в чистом виде, как мы сегодня думаем, это религия, психология, философия, эстетика, творчество,  педагогика вместе взятые и выражающие видение крестьянином всеобъемлющего Космоса во всех его проявлениях. Солнце, Луна, планеты Солнечной системы, весь Космос участвовали в жизни человека, влияли на него и помогали ему в трудные моменты.
Это понимали многие русские философы и учёные, такие как М.И. Ломоносов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Л.А. Чижевский, естественники А.Н. Бекетов, Н.А. Умов, астроном Н.А. Козырев, философы и историки А.Ф. Лосев, Л.Н. Гумилёв, М.М. Бахтин, В.С. Соловьев, поэты А. Белый (Б.Н.Бугаев), Н. А. Клюев, С.А. Есенин. Они смогли развить философское течение «русский космизм» в трех направлениях: философском, естественнонаучном и эстетическо-художественном.
Русский космизм проявился не в XIX веке, а гораздо раньше - в глубокой древности. В крестьянской культуре с давних времен существуют заговоры, обращенные к Луне, Солнцу и звёздам. Есть Голубиная книга, где описывается сотворение мира из тела первочеловека, как у многих индоевропейских народов, восходящее к той далёкой эпохе, когда народы жили вместе и разговаривали на одном языке. Книга собрана из вопросов и ответов по древнейшей традиции, рассказывает о Вселенной, сложенной из некоего архаичного Космического Божества:
Белый свет от сердца его,
Красно солнце от лица его,
Светел месяц от очей его,
Часты звёзды от речей его…[5, с. 35]
Ещё до Н.Ф. Фёдорова об эволюции Вселенной писалось в «Толковой Палее», оставшейся в единственном варианте - переводе на русский язык. «Изборник Святослава» 1073 г., «Повесть временных лет» Нестора 1110 – 1118 гг., «Учение о числах» Кирика Новгородского 1136 г. и другие книги, написанные до XIX в., включали много сведений астрономического и астрологического содержания. Эти знания содержались в философии русского крестьянства и способствовали объяснению того, что чувствовал земледелец. Это была своеобразная, веками формировавшаяся народная культура.
«Народное творчество, зародившееся в глубокой древности – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания» [3].
Частью традиционной русской культуры крестьянства были полотна с уникальным узорочьем. Среди вышитых цветочных мотивов и светских сюжетов существуют образы древних, ещё дохристианских Богов, пришедших на планету в виде Богов-Творцов и выполненных на ткани в виде геометрических форм безупречно точно по правилам золотого сечения и ряда Фибоначчи.
Вышивка – это не просто украшение одежды или предметов быта. Вышивка – это один из древнейших видов орнаментации тканей, результат творчества многих поколений мастеров. Различают народную – традиционную крестьянскую вышивку, городскую – светскую и древнерусское шитьё - лицевое и орнаментальное, характерное для христианской и византийской традиции. Нас интересует именно крестьянская вышивка, донесшая до нас сакральные узоры наших предков.
Традиционная крестьянская вышивка нередко привлекала к себе внимание учёных, но до сих пор осталась мало изученной. Можно привести лишь несколько фамилий учёных, серьёзно подходивших к изучению крестьянских вышитых узоров. Это А.К. Амброз И.Я. Богуславская, В.А. Городцов, Л.А. Динцес, Г.П. Дурасов, Е.Н. Клетнова, Н.П. Гринкова, И.П. Работнова, Т.М. Разина. Академик Б.А.Рыбаков первым сопоставил сюжеты русских вышивок и мифологию, создав научную среду для расшифровки полотняного наследия России. Н.П. Гринкова исследовала само понятие «вышивка» и термины вышивания, бытовавшие в России. Среди современных исследователей вышитого узора можно выделить И.М. Денисову, занимавшуюся изучением отдельных элементов в вышивке: дом, храм, дерево и др. [7].
Вышивка является материализацией ритма невидимой обычным глазом энергии жизни Вселенной. Не зря у русских народов вышивку называли узорочьем. Узор – это не столько украшение предмета, сколько связь (от слова «узы», «узреть») человека с Космосом. У древних греков «Космос» обозначал миропорядок, упорядоченную Вселенную в противоположность хаосу [2, с.10].
В своей статье «Термины вышивания в русских диалектах» Н.П. Гринкова привела в пример работу Н.Я. Марр по анализу терминов, связанных с письмом и книгой. Дело в том, что раньше говорили не вышивать, а писать узоры. А вышивать - означало рисовать, шить по заданию, получить «узор», «знак», «знамение», «Бога» и выявить с ним отношение [6, с.190].
Еще Г.П. Дурасов отметил «связь вышитых узоров не только с земледельческим культом, но и с весенне-летней календарной обрядностью», солнцеворотом и космическими явлениями [8].
Традиционная культура – это форма существования гуманитарных знаний, передаваемых из поколения в поколение. Традиционный вышитый орнамент выступает здесь как древний способ моделирования мира и описание мировосприятия человека в предельно сжатой форме. Передача знаний с помощью вышитых узоров – это культура дописьменного общества, древняя форма пиктографического письма.
Среди символики, известной с древних времен, существуют различные символы, участвующие в создании вышитого Космоса. Рассмотрим один из таких знаков - «бесконечник», напоминающий математическую цифру восемь и символ бесконечности. Бесконечник изображался не только в вышивке, но и на деревянных, каменнных и керамических изделиях, а также в архитектуре - на древних наземных каменных сооружениях-кораблях (Норвегия, Финляндия, Швеция, Прибалтика).
Цифра «восемь» в древних Вавилоне и Египте посвящалась Солнцу, в Шумере считалась магическим числом неба, а в Китае – основой мироустройства. В таких религиях, как ислам, иудаизм, буддизм и христианство «8» - это порядок небесного мира. В математической цифре «восемь» обязательно присутствуют восемь углов.
Символ «бесконечность» используется во многих науках, таких как математика и физика, философия и теология, и рассматривается как «категория человеческого мышления, используемая для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов и явлений, для которых невозможно определить границы или количественную меру».
Во многих культурах мира понятие бесконечности появляется как «абстрактное количественное обозначение непостижимого человеческим умом», чего-то чрезмерно большого в пространстве и времени.
Древнегреческий математик Евклид рассматривал бесконечность, как неограниченность некоторых процессов. Но еще до него в религиях глубокой древности существовал символ бесконечности – Уроборос – змея, кусающая свой хвост, или змея бесконечности в форме восьмерки. Самые древние изображения бесконечности, лежащей на боку, найдены в наскальных надписях Тибета. В Солнечном культе, как единой мировоззренческой системы взглядов и знаний, после победы в войне добра и зла Боги закручивают Апопа в виде бесконечно продолжающегося ряда колец-восьмерок.
В 1655 году английский ученый Валлис в своем трактате «О конических сечениях» первым ввел параметр «бесконечность» в науку.
Якоб Бернулли, швейцарский и русский ученый, пытаясь математически описать овальную фигуру, в 1694 году опубликовал в научном журнале уравнение, которое стало называться «уравнением лемнискаты Бернулли». Лемниската – по-гречески бантик, с помощью которого подвязывали венок на шею победителя спортивных состязаний [4, с. 889] и напоминающая символ бесконечности.
Его друг и ученик Леонард Эйлер, швейцарский, немецкий и русский ученый, долгое время работавший в Петербургской академии наук вместе с Я. Бернулли, ввел новое понятие «абсолютная бесконечность». Дело в том, что восьмёрка – это не столько символ бесконечности, сколько символ зацикливания! Она - замкнутая фигура и описывает движение, замкнутое в бесконечном времени по одному и тому же пути. Символ «абсолютная бесконечность» в виде раскрытой восьмерки, предложенный Эйлером, разрывал этот замкнутый ход, бесконечно продолжаемый не только во времени, но и пространстве. К сожалению, ученые не приняли этот знак, остановившись на одном символе бесконечности [11]. В нашем трехмерном физическом мире абсолютная бесконечность – это недосягаемое понятие пространства и времени, находящееся вне сферы действия наших органов чувств, но она все-таки существует как в философии, так и в математике.
Такая разорванная восьмерка – абсолютная бесконечность Л.Эйлера - присутствует в орнаментике русской народной вышивки и других предметах быта еще дохристианского периода. Многие старинные вышивки украшены узорами в виде завитушек, маленьких спиралек или линий с двумя крюками. В северорусских губерниях такой знак называют гуськом, коньком, в Казахстане - «барашком», в Белоруссии «бесконечником» [1, с. 31-38, 63-67].
Появление знака «бесконечность» в декоративно-прикладном искусстве можно объяснить с точки зрения русского космизма таким астрономическим явлением, как солнечная аналемма [1; 2, с. 63-67].
Аналемма – это кривая, соединяющая ряд последовательных положений небесного объекта (в нашем случае Солнца) на небосводе одной из планет (в нашем случае планеты Земля) в одно и то же время суток в течение года. Солнечная аналемма имеет вид восьмерки. Такая форма годового движения Солнца по небосводу зависит от наклона земной оси к плоскости эклиптики, поэтому каждый год аналемма имеет разное положение. Разной она бывает и в разных точках планеты. К тому же Солнечная звездная система сама находится в движении, и ее местоположение всегда меняется. Солнце никогда не возвращается туда, где оно побывало. Траекторию движения Солнца можно как раз сравнить с хвостом змея Апопа, свернутого Богами в бесконечные кольца.
Наивысшее положение нашего светила на аналемме соответствует летнему солнцестоянию, наинизшее – зимнему солнцестоянию. Положение в середине аналеммы солнце занимает два раза в год в середине апреля и в конце августа. К этим датам приближены такие русские православные праздники, как Благовещенье 7 апреля и Успение Богородицы 28 августа, а в середине апреля у земледельцев есть дата встречи Солнца с Месяцем [8, с. 146]. Весеннее и осеннее равноденствия не совпадают с центром восьмерки из-за эллиптичности земной орбиты. Можно высказать предположение, что когда-то земная орбита имела вид ровного круга, либо древний автор описывал солнцеворот из Космоса, либо с помощью симметричного узора, древний мастер добивался гармонии в окружающем пространстве и самом человеке.
На вышитом узоре знак бесконечности вышивается либо горизонтальными рядами, либо окружающими солнечный знак, либо доминирующими в вышивке. Этому знаку соответствует другой знак – двуглавые птица, конь или ящер, которую в вышивке называют «ладьей». По мнению Б.А.Рыбакова «двуглавость ящера появляется тогда, когда нужно было показать движение солнца или всю Вселенную» [9, с. 65-66]. В символе бесконечника обязательно присутствуют восемь углов – поворотов, что соответствует восьми точкам важных солнечных стоянок, среди которых зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия, и так называемые сретенья - время, когда климат на планете меняется: лето встречается с осенью, осень с зимой, зима с весной, а весна с летом. Такой символ есть и в декоративно-прикладном искусстве других народов России и мира.
Таким образом, на примере символа «бесконечник», часто встречающегося в вышивке, мы увидели, как зашифровывались космические знания наших предков, и объяснить их сегодня можно с помощью научных методов.
Выводы:
1. В ходе нашего исследования были определены понятия «русский космизм» и изображение его аспектов в традиционной крестьянской вышивке.
2. Русская крестьянская вышивка есть квинтэссенция обрядов и традиций самобытной культуры России.
3. На примере расшифровки символа «бесконечник», определяемого нами как годовое движение Солнца, можно изучить и другие вышитые символы, являющиеся частью как русской мудрости, так и мудрости древних жителей планеты Земля.
В результате мы видим, что традиционная крестьянская вышивка – это не просто женское рукоделие, а социокультурная память народа, отражающая философию времени, в котором она развивалась, философию, которую Н.Ф. Федоров определил как «русский космизм».

Использованная литература:
1. Аналемма. // Сайт Астронет. - Режим доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1213202
2. Бобыкина, Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов / Н.Ю. Бобыкина. – М.: Издательство ИП Скороходов, 2014. – 208 с.
3. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
4. Выгодский, М.Я. Справочник по высшей математике. – М.Я.Выгодский. – М. Наука, 1977. – Режим доступа:  http://know.sernam.ru/dict_math.php
5. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи. – М.: Московский рабочий, 1991
6. Гринкова, Н.П. Термины вышивания в русских диалектах / Н.П.Гринкова // Учен.зап. ЛГПИ, - Ленинград, 1939. - т. ХХ. – С. 173-191.
7. Денисова, И.М. Семантический контекст фито-антропоморфных образов русской народной вышивки: дисс… канд. ист. наук / И.М.Денисова. – М., 2006. - 315 с.
8. Дурасов, Г.П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства / Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М. Советская Россия, 1990. – С. 139-148.
9. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков. – М. Наука, 1981. – 608 с.
10. Фёдоров, Н.Ф. Философия общего дела. / Н.Ф. Федоров. – М.: Эксмо, 2008. – 752 с.
11. Gredia. Your Encyclopedia. - Режим доступа: http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Символ_бесконечности.