Созданные на киностудии великие картины...

Влад Лесной
Друзья!
Из Сети.

"В Московской филармонии прошёл концерт "Музыка любимого кино", приуроченный к 100-летию "Мосфильма", которое отмечается в наступившем году.
В Москве представили 17-й павильон "Мосфильма"
Собянин пригласил жителей и гостей города на экскурсию по "Мосфильму". На мероприятии прозвучали фрагменты произведений, написанные для самых любимых кинолент такими известными композиторами, как Тихон Хренников, Борис Чайковский, Альфред Шнитке и другими.
К юбилейной дате запланирована целая серия концертов, в том числе Российского национального молодёжного
симфонического оркестра и Большого детского хора в Концертном зале имени Чайковского, сообщает "ТВ Центр".https://www.tvc.ru/
...Други!
Подробнее из истории.
«Мосфильм» — советская и российская киностудия, основанная в 1924 году. Одна из крупнейших киностудий Европы, на базе которой осуществляется производство большей части российской кино-, теле- и видеопродукции. Расположена на Воробьёвых горах, площадь территории составляет 34,5 га.
По состоянию на 2020 год на киностудии было создано более 2500 полнометражных кинофильмов.
Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн „Мосфильм“».
В ноябре 1923 года на базе двух национализированных кинофабрик — А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева — была создана 1-я фабрика Госкино, первоначально располагавшаяся на Житной улице. Дату рожденияприбыль
киностудии принято отсчитывать от 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь».
С 1926 года, после слияния с 3-й фабрикой Госкино — объединённая Московская фабрика «Совкино», с 1930 года — Московская объединённая фабрика «Союзкино», с 1932 года — Московская фабрика «Росфильм», с 1933 года — Московская кинофабрика «Союзфильм», с 1934 года — Москинокомбинат, с 1935года — кинофабрика «Мосфильм», с 4 января 1936 года — киностудия «Мосфильм».
Закладка первой очереди новой кинофабрики состоялась 20 ноября 1927 года на Воробьёвых горах близ слободы Потылиха. К февралю 1931 года по проекту архитекторов и инженеров «Совкино» Е. Ю. Брокмана и В. М. Воинова был выстроен Главный корпус в стиле конструктивизма. В нём размещались четыре больших съёмочных павильона, подсобные помещения для всех необходимых цехов и служб, актёрские комнаты, монтажный цех. С появлением звука архитектором Госкинопроекта А. П. Модестовым и технологом В. В. Баташовым в 1935 году был подготовлен проект двухэтажного здания тонстудии в стиле неоклассицизма, строительство удалось завершить лишь в 1954 году.
Решением Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) от 26 сентября 1936 года в ведение «Мосфильма» была передана Ялтинская киностудия. В октябре 1938 года на «Мосфильме» была организована мастерская комбинированных съёмок.
Военные годы
В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту. В состав 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы вошли 280 мосфильмовцев — режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка.
Всего на фронты Великой Отечественной войны отправились около тысячи работников студии, 146 из них не вернулись с войны. 14 октября 1941 года киностудия решением правительства была эвакуирована в Алма-Ату (Казахская ССР)[14], став частью Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Съёмки в Москве возобновились в 1944 году.
С 1946 года работает Театр-студия киноактёра — обособленное структурное подразделение с труппой профессиональных киноактёров, располагавшееся на Поварской улице д. 33 стр.
В 1952 году вышло постановление Правительства СССР о реконструкции киностудий Москвы, крупнейших культурных центров страны и столиц Союзных республик. Проектированием киностудий занимался специализированный проектный институт «Гипрокинополиграф», находившийся в ведении Министерства кинематографии СССР и с 1953 года — Министерства культуры СССР.
Согласно плану «Большой Мосфильм» на территории в 43 га возводились новые производственно-бытовые и технические корпуса, искусственные водоёмы, оборудовались площадки для натурных съёмок. Суммарная площадь съёмочных павильонов составляла 10 000 м2, что должно позволить выпускать 40 художественных цветных фильмов в год, в
Склад фундусных щитов в одном из новых блоков
том числе 20 широкоэкранных. В коллективе, возглавляемом главным архитектором Н. И. Транквиллицким, работали кинотехнологи С. Н. Бронштейн и В. Б. Толмачёв, консультантом проекта выступил действительный член Академии архитектуры СССР И. В. Жолтовский. В 1953 году проект прошёл обсуждение на собрании работников кинематографии, ряд критических замечаний внесли операторы Юлий Кун и Леонид Косматов, режиссёры Александр Довженко и Александр Птушко. Последний высказался о недостаточных габаритах павильона для комбинированных съёмок. Внесённые предложения были учтены авторским коллективом.
Согласно проекту вдоль Мосфильмовской улицы в 1956—1959 годах выстроили два новых корпуса сталинского ампира с колоннами и лепниной. В каждом из корпусов-блоков находилось по три съёмочных павильона, отделённых звукоизолирующими воротами от коллекторов для предварительной сборки декораций и отсеков для хранения декорационных фундусных щитов. В верхних этажах располагались помещения для съёмочных групп.
По тому же плану «Большой Мосфильм» вдоль Воробьёвского шоссе в 1964 году для размещения киногрупп был возведён пятиэтажный производственный корпус (архитектор Н. Курнышева).
Творческой деятельностью студии руководила Художественная коллегия, созданная при Генеральной дирекции.
Творческие объединения 1960—1970-х годов
В 1959—1960 годах в качестве структурных подразделений были
(производственные) объединения: Первое (художественный руководитель Григорий Александров), Второе (художественный руководитель Иван Пырьев), Третье (руководители Михаил Ромм, Юлий Райзман), а также объединение детских и юношеских фильмов (руководитель Александр Птушко), объединение телевизионных фильмов (руководитель Роман Тихомиров), объединение писателей и киноработников (руководители Ефим Дзиган, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев). В 1966 году порядковые номера творческих объединений были заменены именами. Первое объединение стало называться «Время», второе — «Луч», третье — «Товарищ», четвёртое — «Юность», пятое — «Телефильм», шестое — «Глобус». С целью обеспечить тесные связи «Мосфильма» с Театром-студией было создано объединение «Актёр». В 1968 году на правах объединения к киностудии была присоединена созданная в 1964 году Экспериментальная творческая киностудия.
организованы творческие
Студия оказывала производственные и творческие услуги зарубежным кинофирмам в подборе актёров, операторов, художников, гримёров, осветителей, предоставляла съёмочное и осветительное оборудование для съёмок на территории СССР. В штате студии состояли около 5 тысяч специалистов, занимаемая студией территория составляла 54 га.
В 1973 году произошла новая реорганизация: драмы стали производить Первое, Второе, Третье и Четвёртое творческие объединения, производство комедий было закреплено за Экспериментальным творческим объединением. В феврале 1976 года оно было реорганизовано в Шестое творческое объединение, которое в мае того же года было ликвидировано. Мастерская комедийных и музыкальных фильмов была реорганизована в Творческое объединение музыкальных и комедийных фильмов, в 1979 году Шестое творческое объединение было восстановлено, производство телефильмов (как драм, так и комедий) было закреплено за Пятым творческим объединением, но в 1977 году оно было переименовано в Творческое объединение телевизионных фильмов. В 1979 году было организовано Экспериментальное молодёжное творческое объединение «Дебют», оказывавшее помощь в становлении начинающим кинематографистам.
В середине 1980-х на студии была построена новая тонстудия (главный архитектор Н. Давыдов), спроектированная при участии британского архитектора Тома Хидли, специалиста в области акустики.
Рыночная модель
С перестройкой в 1987 году была принята и одобрена новая модель развития советского кино, предусматривавшая переход на «рыночные» рельсы. 16 марта 1987 года «треугольниками цехов», творческих объединений, режиссёрским бюро, объединённым бюро СК СССР директором «Мосфильма» был выбран Владимир Досталь. К этому моменту киноконцерн включал в себя десять творческих объединений, огромную производственную базу, Театр-студию киноактёра, филиал в Ялте. В штате было 5 тысяч человек, в худсовет входило более 60 профессионалов. От 150 до 200 штатных творческих работников одновременно находились в так называемом «творческом резерве», получая «простойные» в размере минимальной зарплаты. Студия производила 40 фильмов в год.
В 1989 году киностудия была реорганизована в Государственное творческо-производственное объединение «Мосфильм», была изменена система подразделений: производство драм стало осуществляться преимущественно киностудиями «Время», «Союз», «Жанр», «Круг», «Товарищ», «Старт», комедий — преимущественно киностудией «Ритм», детские и молодёжные фильмы — киностудией «Юность», экспериментальные фильмы — Экспериментальным молодёжным творческим объединением, телефильмов — киностудией «Телефильм». В декабре 1990 года ГТПО «Мосфильм» стало киноконцерном «Мосфильм». Была полностью реорганизована система подразделений: производство драм стали осуществлять киностудии «Слово», «Жанр», «Союз», «Круг», «Курьер» и «Арк-Фильм», а комедии производились преимущественно на киностудии «Ритм», однако с середины 1990-х годов деятельность киноконцерна фактически замерла. Производство телефильмов и мини-сериалов было закреплено за киностудией «Телефильм», однако в связи с ростом популярности телесериалов и теленовелл и соответствующим падением популярности мини-сериалов, она произвела их сравнительно мало, преимущественно для созданной 27 декабря 1991 года на базе Центрального телевидения Российской государственной телерадиокомпании «Останкино». После ликвидации последней в 1995 году производство телефильмов и мини-сериалов на киностудии «Телефильм» замерло, и в 2007 году она была ликвидирована).
Досталь руководил «Мосфильмом» до 1998 года и смог сохранить базу киностудии «малой кровью», пожертвовав только Театром-студией киноактёра и цехом комбинированных съёмок. Мастера старшего поколения (Бондарчук, Райзман, Наумов, Данелия) сохранили руководство творческими объединениями и снимали новые фильмы. Новые объединения возглавили Валентин Черных, Сергей Соловьёв, Владимир Меньшов. Дебютное объединение «Шанс» Карена Шахназарова получило финансирование на пять картин в год. В кризисные годы экономическое положение «Мосфильма» оказалось самым устойчивым среди киностудий страны. Владельцем прав на коллекцию фильмов является «Мосфильм».https://ru.wikipedia.org/wiki/
...Да, национальное достояние - МОЙ ЛЮБИМЫЙ МОСФИЛЬМ!
Вл.Назаров
****************
1.Mosfilm.ru продолжает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны»,
посвященных 100-летию киностудии, которое будет отмечаться 30 января 2024 года.

 О непростом периоде 1990-х - лихом времени, в которое «Мосфильм» вместе со всей страной старался банально выжить и по возможности сохранить кинопроизводство - в нашем материале.
В 1990- е « Мосфильм », как и вся страна , вошёл в состоянии перестройки . Только тон ей задавали не столько КПСС и правительство, сколько отголоски «революционного» 5-го съезда советских кинематографистов. Именно там впервые прозвучало радикальное требование группы режиссеров об упразднении Госкино - структуры, открывавшей или перекрывавшей денежные потоки киностудиям - и переходе на прямое финансирования творцов. С середины 1980-х на главной киностудии страны внедрялись рыночные отношения, видоизменяя сложившуюся за десятилетия модель кинопроизводства. Получив экономическую и творческую
самостоятельность, «Мосфильм» сменил правовой статус и из чисто государственной студии превратился в киноконцерн, состоящий из творческих объединений. И если поначалу реформы и инерция советской системы позволяли студии оставаться на плаву - в 1990-м, к примеру, на «Мосфильме» было снято 33 картины - то, с падением короткого бума дешевого «кооперативного кино», крупнейшее предприятие стало угасать на глазах. Но главное - с 1991-го года государство полностью прекратило финансирование киностудий, в том числе, и «Мосфильма». Павильоны начали пустеть, режиссёры искали деньги по меценатам, знаменитым актёрам предлагали роли, на которые они соглашались только ради гонораров - искусством такое «кино» можно было назвать едва ли.
Приток в кино непрофессионалов и шальных денег, надо отметить, оказал на кинопроцесс негативное влияние. В колоссальном потоке откровенной кинохалтуры, работы настоящих мастеров либо просто растворились, либо не получили должной аудитории. За исключением, пожалуй, мистической драмы Карена Шахназарова «Цареубийца» с Малкольмом Макдауэллом в главной роли. Картина, вышедшая на экраны в ноябре 1991 года, фактически обрела статус «последнего фильма Советского союза», и была встречена большим интересом критики, вызвав серьёзную полемику в обществе. В кинотеатрах кипели нешуточные страсти - отношения зрители
порой выясняли буквально на кулаках. Остроумной сатирой на текущую повестку дня спустя два года стал фильм «Сны» - с присущей творческому тандему Шахназаров-Бородянский ноткой сюрреализма.
Общий же «тренд» мосфильмовских картин 90-х - переосмысление недавнего прошлого. В фокусе внимания режиссеров - вчерашние вожди и их дела. Выходят «Серые волки» Игоря Гостева, «Десять лет без права переписки» Владимира Наумова, «Как живете, караси?» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной, «Похороны Сталина» Евгения Евтушенко. Растерянность
вчерашнего советского обывателя в безвременье 90-х очень точно фиксируют Вадим Абдрашитов в «Армавире» и «Времени танцора», Сергей Соловьев в «Доме под звездным небом». Владимир Меньшов вновь подтвердил статус народного режиссера, зафиксировав на пленке «дух 90-х» - весь их абсурд, бесшабашность и яркость - в искрометной комедии «Ширли-Мырли» - хотя стране в тот момент явно было не до смеха. Новаторский, без сюжета в привычном понимании этого слова, фильм «День полнолуния» (1998) снял Карен Шахназаров. Калейдоскоп разрозненных на первый взгляд эпизодов из жизни самых разных людей обернулся поэтическим путешествием во времени и пространстве. Чуть ранее, режиссер выпустил «Американскую дочь» -картина была снята в США, серьёзный по тем временам (да и сейчас!) опыт работы в реалиях западной киноиндустрии. Вообще, Карен Шахназаров в 90-е оставался одним из немногих режиссеров, кто не впал в пессимизм и исключительный негатив к собственной стране и её истории. Станислав Говорухин, например, в эти годы уходит в чистую публицистику, снимая неоднозначные документальные ленты «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли».
В грустный унисон с творчеством, на «Мосфильме» шла и административно-хозяйственная жизнь. Студия, лишенная господдержки, была брошена в жесткие рыночные реалии, а рынок, как известно, всегда требует рентабельности, прибыли и вероятно, можно понять тогдашнего директора «Мосфильма» Владимира Досталя, пошедшего по пути дробления студии на «товарищества», быстро превратившиеся в различные «Общества с ограниченной
ответственностью». Так обработкой пленки в те годы занималось ТОО «Мосфильм-Колор», записью звука ООО «Мосфильм-Тонстудия», шрифты для титров разрабатывало некое ООО «Мосфильм-Фантазия» и т.д.
Расчёт, вероятно, был на то, что таким образом подразделения выйдут на самоокупаемость, а в перспективе будут и развиваться. Однако данный вид хозяйствования не принёс, по сути, никаких результатов. Скорее, наоборот. «Товарищества» и «общества» по-прежнему эксплуатировали ветшавший советский ресурс, не вкладываясь при этом ни в собственные проекты, ни в развитие и модернизацию студии . Что и говорить , если последнее техническое обновление парка кинокамер состоялось в канун Олимпиады-80! В 1994-м году на «Мосфильме» было снято всего четыре фильма: «Белый праздник», «Страсти по Нерону», «Три сестры» и «Я свободен, я ничей». Причем все картины являлись совместными проектами с другими киностудиями и телеканалами! Фактически «Мосфильм» жил на мизерные средства от продажи прав на свою фильмотеку -студийная классика всегда была востребована телевидением.
Интерес к киностудии если и оставался, то отнюдь не творческий, а исключительно коммерческий - сюда всё чаще стали заглядывать бизнесмены и. криминальные группировки. Но если по территории и даже коридорам корпусов в основном бегали стаи бродячих собак, то пустующие площади активно сдавались в аренду. На «Мосфильме» разливали «палёную» водку, вялили рыбу, появился даже автосервис с «авторитетным» руководством в лице выходцев из кавказских республик.
Неоднократно предпринимались попытки акционирования «Мосфильма», однако все они неизменно встречали сопротивление со стороны большей части Правления киноконцерна. В его состав в то время входили режиссеры и руководители творческих объединений Владимир Меньшов, Георгий Данелия, Владимир Наумов, Игорь Таланкин, Валентин Черных, Сергей Колосов, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов, Станислав Говорухин, Карен Шахназаров и Абдурахман Мамилов, главный редактор студии и заместитель гендиректора. Истинные мосфильмовцы, верные духу и традициям студии, понимали, что окончательная её приватизация будет равна её окончательной гибели. Пустующие павильоны просто снесут, устаревшее оборудование утилизируют, а дорогостоящая земля пойдёт под жилищную застройку.
Так что к выборам нового генерального директора весной 1998-го года «Мосфильм» подошёл как едва ли не к своей последней черте. На место сложившего полномочия Владимира Досталя формально было два претендента - Георгий Данелия и Карен Шахназаров. За первого ратовала предыдущая дирекция, за второго - Владимир Меньшов, предложивший коллегам кандидатуру самого молодого, 45-летнего на тот момент члена Правления «Мосфильма». Семью голосами против трёх путём тайного голосования победу одержал Карен Шахназаров. Наследство ему досталось не то, что тяжёлое - катастрофическое. В первые годы новый директор жил в режиме трудового подвига, заниматься приходилось всем - крышами, трубами, проводкой, которая, как выяснилось, могла полностью выйти из строя из-за затопленных почти до верха подвалов. Все дела на студии были неотложными. А ситуация на тот момент сложилась такая, что глава «Мосфильма» фактически ... ничем и не управлял. Кроме павильонов - всем верховодили частники, работавшие по принципу «Прибыль - себе, убытки - государству».
«Масштаб бедствия я не сразу оценил, - признавался Карен Шахназаров в интервью «Российской газете». - А когда «въехал» в ситуацию, понял, что это конец: скоро они все «высосут», и студии просто не будет. И что без «национализации» не обойтись. Были, конечно, и конфликты, и угрозы. Но все прошло сравнительно мирно. Возможно, «новые частники» думали, что за нами кто-то стоит. Сработало и то, что за нами не было ничего компрометирующего. С самого начала: никаких наличных, все - через кассу! И это сыграло роль. Серьезные ребята с Кавказа ушли без звука: мы не дали себя втянуть в криминал и ничем не были им обязаны ».

Но если должностные полномочия, твердый характер и несгибаемая воля, позволяли новому директору возвращать «Мосфильм» под государственное крыло, то с финансами было совсем плохо. Студия почти ничего не зарабатывала, да и снимать было нечем и не на что! В 1999-м делегация «Мосфильма» поехала в Германию за покупкой камер и съемочного оборудования «Arri». По словам самого Карена Георгиевича, немцы встретили мосфильмовцев настороженно. Оно и понятно - киноконцерн стал первым госпредприятием России, решившим вложиться в покупку современной кинотехники. Шутка ли - пятьсот тысяч долларов (средства от продажи прав на телепоказы)! В то время, когда никто не верил, что российское кино вообще будет существовать. Но вложения себя оправдали с лихвой. Более того, дали пример другим -российское кино стало оживать! А компания «Arri» - производитель оборудования класса «Премиум» - на долгие годы стала одним из главных партнёров «Мосфильма».
Параллельно Шахназаров окончательно закрыл вопрос с претензиями на фильмотеку «Мосфильма». В 90-е годы желающих оспорить права студии на владение своим кинофондом хватало - как со стороны телеканалов, так и отдельных частных лиц. Вообще удивительное дело: там, где новый директор упразднял «товарищества» и «ООО», превращая их обратно в производственные цеха киностудии - появлялась прибыль, начиналась нормальная работа. Вернули в лоно «Мосфильма» лабораторию обработки пленки, закупили оборудование - пошли заказы. Да и коллекция фильмов стала приносить гораздо большую прибыль, чем раньше! Киногигант постепенно вставал с колен. Все вырученные средства «Мосфильм» планомерно вкладывал в технологическое перевооружение студии - новые кинокамеры, операторские краны, тележки, осветительные приборы, новейшую аппаратуру, новые технологии в строительстве декораций и многое другое. Поэтапно капитально ремонтировались павильоны, было проведено полное техническое переоснащение Тонстудии. При этом «Мосфильм» никогда не получал бюджетного финансирования - использовал только собственные силы и средства. С 2000-го «Мосфильм» стал готовить специалистов на собственных курсах! Ведь технический уровень студии стал опережать уровень персонала. А за лихое десятилетие профессионализм многих звеньев нашего кино успел сильно просесть.
На рубеже тысячелетий Карен Шахназаров поставил перед собой амбициозную задачу -превратить «Мосфильм» в современную, высокотехнологичную киностудию мирового уровня. И в последующее десятилетие он этого добился, возведя «Мосфильм» на одну ступень с такими гигантами киноиндустрии как «Уорнер» и «Юниверсал». И ведь при этом - сам продолжал снимать кино! Разговор об этом - впереди.
https://dzen.ru/b/ZQ163CpRZx1E61ha
*******************
2.Киноконцертный комплекс и съемочный павильон открыли на "Мосфильме"
Их называют главным подарком к столетию киноконцерна.
Шаг вперед не только с архитектурной, но и технологической точки зрения. Новый съемочный павильон номер 17 концерна "Мосфильм" впервые показали журналистам. Репортаж Анны Шустер.
Киноцентр с панорамными окнами и новый съемочный павильон на "Мосфильме" называют главным подарком к столетию киноконцерна. Раньше на этом месте стояло здание, построенное в 60-х годах по проекту овощебазы. Из-за нехватки площадей там были вынуждены хранить костюмы и реквизит, с 2019 года для этой цели построено отдельное здание, а теперь на "Мосфильме" появился и свой кинотеатр. Карен Шахназаров вспоминает, как впервые озвучил такое видение развития "Мосфильма" 13 лет назад.
"Я обратился к президенту с просьбой о выделении бюджетных средств либо об инвестиционном проекте: мы отдадим кусок земли с овощебазой, где хранились костюмы, а взамен те, кто будет заинтересован, построят нам эти здания", - рассказал генеральный директор и председатель правления киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.
В итоге объекты построили без государственных денег - в рамках инвестпроекта. Журналистам показывают новый лазерный проектор с разрешением 4К, с него изображение передают на экран размером 227 квадратных метров, а всего в здании четыре кинозала.
"Один премьерный зал на 522 места, два зала на 100 и один на 50 мест. Оптимальная средняя площадка для проведения фестивалей, показов", - сообщил генеральный директор сети кинотеатров "Синема Парк и Формула Кино" Алексей Васясин.
Возможно, на новых площадях организуют и связанные с развитием кинематографа лекции и выставки, ведь историей на "Мосфильме" пропитан каждый камень. Заглянуть, например, в открывшийся в 2019 году Дом костюма и реквизита. "Вот, пожалуйста, костюм Анны Павловой, Ларисы Гузеевой из "Жестокого романса", затем мы видим костюмы Елены Соловей и костюмы эпизодников из фильма "Война и мир". Фраки расшиты золотыми нитками. Мне кажется, зрителям было бы интересно посмотреть, как это выглядело на самом деле, поскольку они выполнены точно так же, как в XVIII и XIX веке", - пояснила заместитель начальника Дома костюма и реквизита Алла Оленева.
Если детали эпохи передают костюмы, то ее масштаб чувствуется в съемочных павильонах. Самый новый из них сегодня продемонстрировали журналистам. Центр кино соединен со съемочным павильоном. Для "Мосфильма" он 17-й по счету. Высота потолков здесь 16 метров, для строительства декораций предусмотрено два транспортных въезда. Это один из них, здесь хорошо видна толщина стен - больше метра, чтобы обеспечить максимальную звукоизоляцию".
А еще здесь 230 точек для подключения аппаратуры, и ограничений по электромощности никаких. В этом же здании - гримерные, костюмерные, большой зал для массовки. Принцип "Всё в одном месте" облегчает процесс кинопроизводства".
https://smotrim.ru/article/3594182
***************
3.Работы "Мосфильма" покорили не только россиян, но и великого Чаплина: 100 лет крупнейшей киностудии России.

В издании Yahoo News Japan, которое выходит в Японии , размещена статья, посвященная предстоящему в 2024 году столетию киностудии "Мосфильма", которая называется выдающейся. По мнению Дансиро Симму,автора статьи, за этот продолжительный период компанией было создано много шедевров. Они стали достоянием истории, навсегда покорив сердца зрителей во всем мире. Но и сегодня "Мосфильм" умеет находить путь за рубеж, радуя новыми проектами. Далее автор делает краткий обзор истории компании, вспоминая созданные на ней великие картины. Давайте взглянем на деятельность знаменитой киностудии глазами современного японского зрителя.

Кино как важное средство пропаганды "Мосфильм" был создан в СССР на базе нескольких национализированных компаний, занимавшихся кинопроизводством. Они были объединены в одно предприятие, которое в середине тридцатых годов прошлого века уже знали как "Мосфильм".
В России кинематограф пользовался популярностью и до революции, а в советские времена руководство страны вознесло его на пьедестал, сделав важнейшим инструментом политической пропаганды. Им поощрялось создание кинокартин с целью продвижения в народные массы социалистических и коммунистических идей.
Был покорен даже великий Чаплин
Именно в таких условиях творил Сергей Эйзенштейн,который изначально был режиссером авангардного театра, а затем пришел в киноиндустрию. Его фильм "Броненосец «Потемкин»" является общепризнанным мировым киношедевром. Примером монтажа высокого класса, помогающего передать накал эмоций, присущий историческим событиям, посредством объединения образов.

Этим произведением были очарованы и советские, и западные кинодеятели того времени. В их числе называют и великого Чарли Чаплина, и Дугласа Фэрбенкса. (Прим.: выдающийся американский актер немого кино, ставший 1-м президентом Академии киноискусства США).
На сцену выходит Тарковский
По окончании Второй мировой в международных отношениях воцарилось эпоха холодной войны. В то время пропагандистский характер советских фильмов стал проявляться с еще большей силой. Однако в 1950-х, когда в Советском Союзе у руля находился Никита Хрущев, во многих сферах, в том числе и в кинематографе, наметилась оттепель.

В 1962-м на киностудии "Мосфильм" состоялся дебют Андрея Тарковского, которого со временем весь мир признал гениальным режиссером. Первой его картиной было "Иваново детство", главный герой которой, мальчик, в военное время стал разведчиком . За ней в 1972 году последовал "Солярис", а в 1975-м - "Зеркало". Эти шедевры принесли Тарковскому мировую славу.
"Солярис" - это фантастическая и одновременно философская картина, действие которой разворачивается на просторах Вселенной. А "Зеркало" представляет собой фильм-притчу, в которой внутренне "я" режиссера выражено с неподражаемым мастерством.
Другие знаменитые кинокартины, снятые на "Мосфильме"
На "Мосфильме" были сняты замечательные сказочные ленты, такие как "Илья Муромец" (1956 год), "Вий" (1967 год), отличавшиеся удивительными спецэффектами для того времени.
Эпохальным произведением, снятым на киностудии "Мосфильм" по роману Льва Толстого, стал четырехсерийный фильм "Война и мир" (1965-1967).
В 1971-м на экраны вышла картина "Дядя Ваня" по мотивам чеховских творений. В 1977- м появилась замечательная лента "Неоконченная пьеса для механического пианино ".
В 1980-м состоялась премьера фильма "Москва слезам не верит", а в 1986-м вышла картина "Кин-дза-дза!", ставшая в Японии культовой.

Возрождение после распада СССР
После того как в 1991 году распалась великая советская держава, удар был нанесен по всему кинематографу, который существовал под эгидой государства, и по "Мосфильму" в частности. Однако со временем киностудия смогла успешно восстановиться. В последнее время здесь стали выпускать по сотне картин за год. При этом спектр жанров является широким.

Так, в 2004 году вышел "Ночной дозор"- городское фэнтези, в 2016 году - "Экипаж" - фильм-катастрофа, ремейк "Экипажа" 1979 года. "Анна Каренина. История Вронского", вышедшая в 2017-м, представляющая собой ремейк человеческой драмы "Анна Каренина" 1967 года. Все названные фильмы нашли путь к сердцам зарубежных зрителей.
Новые инициативы киностудии
В наши дни киностудия "Мосфильм" генерирует новые инициативы. Например, в ней создан музей. Большое внимание привлек проект, заключающийся в открытии на "Ютубе" официального канала, на котором есть бесплатный доступ почти к полутора тысячам роликов. В их числе произведения, снимавшиеся в продолжение всей истории киностудии. Есть также и короткие клипы, снятые на основе разных фильмов. Все работы "Мосфильма", которые упомянуты выше, наряду с другими шедеврами вошли в эту линейку.
Чтобы снять языковой барьер, сотрудники студии озаботились тем, чтобы снабдить видеоролики субтитрами на английском языке. Многие сцены можно рассмотреть поближе. Например, "Одесскую лестницу", изображенную в "Броненосце «Потемкине»". Так же как и насладиться удивительными картинами осенней природы из фильма "Дерсу Узала".
https://fb.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
16 января 2024 года.