Четыре женских образа в русской вышивке

Наталья Бобыкина
как знаки временных сезонов года

Календарь – это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца, Луны и др.  Также календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.
Праздник – это пустой день, не наполненный работой (Серов С., Календарный праздник и его место в Европейской народной культуре / Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. – М: Наука, 1983. -  с. 39).
Календарь-солнцеворот состоит из восьми сезонов, между которыми находятся особые праздные дни с сакральным обрядовым содержанием. Это -  дни летнего или зимнего солнцестояния, весеннего или осеннего равноденствия, а также праздники, находящиеся между этими календарными вехами.
С.Я. Серов определяет интервал в 40 «насыщенных» дней, через который  наступают «пустые» дни, именно через этот период у человека появляется потребность в отдыхе или заканчивается период определенных сельскохозяйственных работ.
Весь год делится на сезоны по 40 дней в каждом, определяя их по местоположения Солнца в Зодиаке, а между ними 5 дней  праздных  (неделя длилась 5 дней) – это 360 дней и новогодье - 5(6) дней, так мы получаем гармоничный восьмичастный солнечный календарь. Между этими сорокадневками у многих народов Европы и Азии прослеживаются определенные праздничные дни, которые можно классифицировать как смену годовых сезонов или их середину: весна, лето, зима, осень. Каждому сезону соответствует стихии земли: вода, огонь, земля, воздух.
У древних народов главным существом, руководящим жизнью на планете, была Богиня-мать или Богиня Земли.
Если жизнь женщины от рождения до смерти распределить по годовому циклу, то окажется, что они соответствуют состоянию природы.  Даже умершая женщина-природа присутствует в календаре. Девочка-девушка-женщина-старуха – эти образы есть в традиционных ремеслах, в том числе и в вышивке. Такие вышивки есть на полотенцах Русского Севера, вышитые самыми древними швами росписью или набором, сотканные бранным ткачеством. Такому вышитому календарю соответствует дендерский зодиак и индийская мандала.
Трехчастные вышивки соответствуют праздничному времени, когда обычное – линейное время разрывается, останавливается «где время движется в другом направлении» (Серов, с. 41)и на этом разрыве вступает в свои права праздник.
В трехчастных вышивках, где в центре стоит женщина, а по краям кони, всадники, птицы, барсы, деревья, другие женщины, симметрично стоящие по обе стороны богини, можно определить как появление в обыденном времени праздного разрыва.
Праздничное полотенце с таким рисунком, помогает изменить качество жизни, улучшить его. Праздник имеет иную внутреннюю организацию, он призван переключить эмоциональное состояние человека (отдушина от мононтонного труда), переосмыслить реальность, начать компоновать новую жизнь, лучше прежней. В обряде праздника повторяются не только физический усилия, но и условные акты которые нужно вспоминать и проигрывать каждый раз, что делали тысячелетия архаичные народы.
Различные формы обрядности (жест, слово, одежда, пляска, действия с огнем или водой) – это параллельные формы выражения необходимой идеи, связи с природой и космосом для того, чтобы обеспечить себе успех в будущем. Никогда не воспроизводили плохие акты (разрушение, смерть и т.д.), только созидание, творение, а, скорее всего, сотворчество с природой.
В весенний праздник необходимо было разбудить природу, встретить богиню света, для чего были пляски и песни, качание на качелях. Летом в начале ослабления солнца поддержать его силы, осенью – помощь в сборе урожая и его сохранении. Здесь выступает символ хлеба, так называемого богача. Зимой не дать проснуться солнцу раньше времени, но загодя помочь ему, когда оно слабее всего, принять рождение новой жизни. В этот период прекращались пляски молодых до дня весеннего равноденствия. Плясать и петь могли только пожилые женщины.
Праздник – это период, когда «время перестает быть – на день или несколько дней наступает необходимый для дальнейшего обновления «конец света»…стремление людей уловить этот момент, использовать в своих интересах (излечиться, разбогатеть, узнать судьбу и повлиять на нее) имеет определяющее значение» (Серов, 46-47). В эти дни гадали, чтобы узнать свою судьбу и скорректировать ее в лучшую сторону.
На вышивках с календарями-месяцесловами, которые описал Г.П. Дурасов, время преломляется в дни праздников так, что становится цикличным, движущимся по кругу.
На линейных композициях, в отличие от круговых,  время показано линейным и бесконечным. Это более древнее изображение календарного времени. Разрыв устанавливается по горизонтали. Две половинки узора раздвигаются и в месте разрыва вышивается узор, более красочный и пышный, как заклинание на лучшую будущую жизнь. Отсюда и обильная еда и веселые песни и танцы, чтобы в следующие 40 дней семья или община ни в чем не нуждалась.
В трехчастных антропоморфных композициях вышивок на обрядовых полотенцах разрыв времени отражается вертикально, в центре узора устанавливается гармоничный  - идеальный образ Богини Земли или даже многоуровневая Вселенная. По этим уровням, как по ступенькам обожествленные предки и Боги спускаются на землю, а люди могут  подняться вверх, вступить в контакт с Божествами, попросить исполнить свое желание и вернуться обратно.
Фигура центральной  богини имеет несколько вариантов изображения:
1. Женщина и двое сопровождающих, которыми могут быть  всадники, барсы, птицы, растения. Птица – творческое начало, барсы и конь – наземные  силы,  женщина – человеческая сила.
А. Женщина с поднятыми к небу руками.
Б. Женщина с опущенными руками, согнутыми в локтях.
В. Женщина, держащая руки в стороны
2. Женщина с птицами в руках или ветвями.
3. Женщина с солнцем, древом или человечком внутри себя.
4. Женщина, указывающая направление одной рукой.
Женскую фигуру в центре композиции обычно олицетворяют с Богиней земли или природы, Великой Матерью, которая каждый год рождается, растет, выходит замуж за Солнечного Бога, рожает детей и умирает.
Руки Богини выражают ее духовное состояние, связь с Богом.
В народном искусстве мира в скульптуре, петроглифах, предметах быта и, конечно, в вышивке встречаются многочисленные женские образы с поднятыми, опущенными, согнутыми и раскинутыми в стороны руками.
Поднятие рук всегда связано с силой, как физически, так и в духовном смысле. Даже физически продержать их долго – это достаточно трудно. А в духовном смысле, поднять руки выше своей головы, как знак того, что Бог больше меня – это настоящее духовное событие внутри человека.
Руки, раскинутые в стороны – благословляющие мир. Руки вниз – обращение к силам Земли за помощью Солнцу в момент его ослабления.
Обращает на себя внимание образ богини и всадников. Ее иногда сравнивают с богиней Приднепровья - Бендис, покровительницей сословия всадников. Самые древние рельефы изображают только одного всадника, чей внешний вид оформился под влиянием иконографии фракийского всадника. Более поздние памятники изображают двух всадников по обе стороны от богини, чьим главным символическим атрибутом была рыба. Всадники копьями попирают покоренные народы. Такие изображения, отлитые в гипсе или даже титане, находили редко и были отнесены к предметам жреческой касты. Иногда их сравнивают с греческими братьями Диоскурами и Андромедой.
Кроме двух всадников и богини с рыбой иконография фракийских всадников включает в себя различные символы (луна, солнце, звёзды) и изображения животных (баран, пёс, лев, орёл, павлин, ворон, петух, змея и иногда даже бык). Исследователи расходятся во мнениях относительно того, какая именно богиня изображена на рельефах. В наших вышивках Богини со всадниками может проявиться отголосок фракийских народов, но у нас есть и свои мифы и традиции. Например, конь – символ года. Лошадь ходит беременной 365 дней. Показ двух всадников по сторонам богини – это как раз деление года на две половинки. В руках у Богини могут оказаться не только поводья лошадей, но и птицы, ветви, солнечные розетки.
1. Женский образ с поднятыми руками, в руках птицы. Обращение к небу, символ неба – встреча солнца весной. С птицами – день весеннего равноденствия. В обрядах этого периода есть выпускание птиц из клеток, встреча грачей, скворцов. Богиня праздна, то есть не беременна.
2. Женский образ с поднятыми руками, в руках ветки растений, солнечная розетка  – Маевки. В конце апреля – начале мая существует обряд первой борозды, первого посева, совместное поедание пищи на природе. Лучшие куски закапывали в землю в знак благодарения земле, чтобы осенью был хороший урожай. Приход богини весны, которая выходит замуж за бога Солнца и беременеет. Отсюда у вышитой Богини земли внутри чрева солнечная розетка, прорастающее древо или человек. Природа в это время расцветает, прилетает больше птиц. Этот период – середина лета,  - самая ярая пора. И женщину называют яркой, Ярилой. В некоторых губерниях Ярила – это Богиня-девушка, а не юноша.
3. Богиня с опущенными руками, в которых находится образ солнца. С праздника летнего солнцестояния день начинает укорачиваться, год переходит на темную половину и солнцу не хватает сил бороться с тьмой. В этот период природе необходима помощь людей, чтобы помочь ослабляемому солнцу в борьбе с тьмой. Со дня летнего солнцестояния наступает темная половина года, день уменьшается, тьма усиливается.
4. Осенью, когда начинались женские домашние работы, от Богини земли была необходима помощь женщинам в прядении. Полотенце с такой вышивкой могли вывешивать в бабьем куте и через «писаный образ» женщина обращались к Богине за помощью.
Выводы
1.  Солнечный календарь разделен на 8 сезонов «обычного» рабочего времени, в промежутках которых существует особое – «праздничное» время, гармоничное и структурированное в отличие от обыденного времени.
 2. На вышивках полотенец с трехчастной композицией изображено линейное время, прошлое, настоящее и будущее, где настоящим является праздничное время, как остановка обыденного времени и его разрыв.
3. Символом гармоничного праздничного времени в трехчастной композиции часто является женский образ, по которому определяется   определенный тип праздника солнцеворота.
4. Полотенце с такой календарной вышивкой используется в качестве заклинательного предмета для кодирования благополучной жизни в течение 40 дней следующего сезона, обращения к Богине за помощью или оказывающего помощь человека высшим силам земли в неблагоприятный для них период.
Литература
1. Бобыкина Н.Ю. Орнаменты, мифы, сказки. – М.: Маска, 2008. – 147 с.
2. Бобыкина Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов / Н.Ю, Бобыкина. – М.: ИП Скороходов В.А, 2014. – 208 с.
3. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. – 2004-2017. – [Электронный ресурс]
4. Лалош М. Сравнительный календарь древних и новых народов. – Спб. : Типография А.М. Котомина, 1869. – 321 с.
5. Рыбаков Б.Я. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994. – 608 с.
6. Серов С.Я. Календарный праздник и его место в Европейской народной культуре / Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. – М: Наука, 1983. -  С. 39-54.