Знак Колонна в искусстве и архитектуре

Наталья Бобыкина
Обратиться к знаку «колонна» в народном искусстве мне помог случай. Андрей Чаплинский из города Перми, резчик по дереву, игрушечник-старообрядец, собирающий свою коллекцию древностей, прислал мне фотографию недавно приобретенного туеса с затейливым узором и попросил его объяснить. На туесе был вытеснен рисунок трех колонн, центральная из которой была похожа на древо жизни с сидящей на верху птицей.
 Колонна у многих народов мира является символом, олицетворяющим идею мировой оси, которая удерживает Небо, связывает его с Землей. Относится к космическим символам, таким как башня, дерево, жертвенный столб, крест, лестница, мачта, менгир, пуп земли, центр мира и др. В ней многие видят и проекцию позвоночного столба человека.
Мною обнаружено несколько вышивок, в узорах которых присутствует знак «Колонна» или тождественный ему знак «столб». В основном, это северные вышивки: Олонец, Вологда – места, где жили переселенцы русские.
Узоры собирались в музеях, выставках, фестивалях по народному искусству, библиотеках.
Колонна имеет важное значение и символизирует самого Бога или знак его присутствия на Земле во многих религиях мира. Пройдемся по некоторым из них.
Согласно античному философу Филону Александрийскому этот символ выражает идею Бога, который олицетворяет устойчивость, надежность в противовес изменчивой человеческой природе.
В индуизме по легенде, когда жестокий демон хотел убить своего верующего сына, из колонны явился сам Вишну в образе льва. Он сразился с демоном, победил его и сохранил жизнь своему подданному.
В индуистском храме колонна с венцом на вершине - это знак высшей точки, наиболее прямой путь духовного восхождения к Богу. Поэтому победителей и гостей украшают цветочной гирляндой и к ним относятся как к Божествам.
В иудаизме колонна – это символ спасения, надежды, Господнего провидения, знак огненного столба, согласно книге Исхода, в образе которого Бог указывал евреям дорогу.
В Египте колонна символизирует воскресение Озириса, а его позвоночник - дерево-ось, что означало стабильность. Перед храмом в Египте часто ставили столб с важной информацией на нем.
У кришнаитов гора Меру была Мировой осью. Боги и демоны пахтали океан для получения напитка бессмертия и в процессе пахтания  они извлекли из океана вместе с другими драгоценностями два дерева: Париджа;та - райское коралловое дерево и Кальпаври;кша - дерево желаний. Таким образом, знаки колонна и дерево в Индии – это не одно и то же.
Греки и римляне ставили статуи Богов и своих героев на столбы, показывая, что они относятся к небожителям. Для них колонна олицетворяла путь к Богу и самого Зевса.
Причем, колонна с головой человека, стоящей на её вершине, обозначает предел, либо границу. То есть предел достижений человека. Если мы вспомним, что многие скульптуры, кенотафы и могильные памятники привычно ставятся на колонну или столб, то это говорит о конце жизненного пути человека, которому посвящен памятник. А колонна с черепом олицетворяет Небо в пределах микро-макрокосмических аналогий.
Во многих религиях колонны с сидящими на них птицами олицетворяют Великую Мать и ее помощниц, пророчиц или вестников неба. Вспомним нашу Богиню – Матерь Славу, матерь Сва в образе птицы Вселенной.
Разрушение колонны грозит разрушением мира. Так, например, в русской сказке о Кащее Бессмертном Иван-царевич ломает иглу, как символ мировой оси. Не все знают конец этой сказки. После того, как Иван Царевич сломал иглу, планета Земля наклонилась и начался потоп. Люди превратились в камни, а в живых остаются только те, кто успел добежать до верхушки горы Меру. Они начинают новую цивилизацию на планете. На звёздном небе созвездие Кащея Бессмертного тождественно созвездию Цефея, на котором был полюс мира много тысяч лет назад и снова вернётся к нему в 3200 году н.э., а центр мировой оси будет двигаться по Цефею до 8500 г.
Колонна, обвитая виноградной лозой – это опора Божьей Благодати и человека, подобно виноградной лозе  не имеющего своей духовной опоры.
Когнитивная система познания окружающего мира человеком на Земле менялась со временем и древо жизни стало символом стабильности, заменив столб и колонну.
В русской вышивке в качестве колонны или столба выступала женщина, как олицетворение Главной Богини, а также древо жизни или крест, как знак бессмертия. Заметим, что в этих вышивках древо и крест - не одно и то же. Есть древо в виде колонны с вазоном.
В архитектуре колонны в виде женской фигуры – Кариатиды начали устанавливать в Греции, а позднее во всей Европе.
Колонны-символы в европейских городах. С XVII века в католических городах Западной и Восточной Европы распространяется обычай ставить на главной площади города колонны в честь святых. Чаще всего колонны возводились в честь Св. Марии, Святой Троицы и Святого Духа. Колонна в европейской вышивке означала Бога, присутствующего при разговоре.
Александр Асов описывал одно свое видение при восхождении на Эльбрус: "в солнечных лучах боковым зрением вижу золотую колонну и крыльцо". Золотая колонна - это символ восхождения к Богу и победа в достижении мечты, а крыльцо говорит, что еще путь не до конца пройден, но открыт для дальнейшего продвижения вверх.
Римляне строили ростральные колонны в ознаменовании своих побед на море. И в России привилась эта традиция. В Санкт Петербурге, как символ господства державы на морях и реках на стрелке Васильевского острова были построены подобные колонны.
Две колонны у входа в храм означают Небесные Врата, через которые проходят верующие, что бы попасть внутрь, они создают вид портала – небесного коридора, уходящего в другой – божественный мир. Стоящие парами колонны берут начало из египетского обычая воздвигать обелиски у ворот храма.
В масонстве: Одной из главных эмблем являются две колонны храма Соломона – левая Воаз (имя прадеда царя Давида) и правая Иахим (верховный жрец Храма). Колонна Воаз – символ Луны, Иахим – символ Солнца.
Две колонны черная и белая символизируют Древо Жизни и Древо Знания и Смерти – взаимодополняющие противоположности в двойственном мире явлений. Часто ставили вместе черную и белые колонны. Первая колонна (белая) – мужское начало, вторая – черная – женское. Вместе они символизируют время и пространство, духовное и преходящее, силу и слабость, веру и разум, власть и свободу, напоминают, что на всякое действие есть противодействие.
В православных храмах вход в храм, так называемый портал, украшался колоннами. В металлически украшениях Руси 9 века, например, на браслете, найденном при раскопках в Киеве, все элементы расположены между колоннами, на которых установлены арки. Каждый персонаж в своем портале.
Если колонны три, то средняя колонна означает равновесие и объединенную силу. Если на её вершине - венец или птица, то она символизирует Путь на Небо. Лунная женская символика трех колонн характерна для Финикии и, особенно, для Карфагена. Три колонны — это неиконический (условный)  символ Великой Матери, богини Луны и трех лунных фаз. Три колонны символизируют мудрость, силу и красоту, объединенных добротой: Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья в христианстве.
Исходя из всей полученной при исследовании знака «колонна», можно описать узор на изображённом здесь северном туесе таким образом:
Это образ мира, наверху которого находится птица, как образ божества, птица в закрытой чаше, как символ сохраняемого творческого начала. Центральная колонна олицетворяет древо жизни, собрана из нескольких элементов:
-в фундаменте - трилистник, как символ древней Лунной Богини с ее тремя фазами Луны или символ христианства, трехлучевого креста старообрядцев;
- выше - шестилепестковый солнцеворот охотников, лесных жителей, рыболовов;
- над солнцеворотом - небесная чаша, из которой выходят два потока;
- над чашей сосуд с творческой энергией-птицей и Петух, как символ главного божества.
От древа идут два потока на левую и правую колонны, составляющих две арки для вхождения в божественный мир, как символ соединения Бога и человека, Неба и Земли, так называемые Небесные ВРАТА (вход и выход). 
Три колонны, центральная из которых – древо жизни с сидящей на верху птицей (крестом или маковкой храма), олицетворяют путь на Небо, как путь духовного возрождения человека.
Или, проще говоря: питаясь тем, что хранится в этом туесе, человек попадает в рай.
Вывод:
Все элементы узора необходимо рассматривать в совокупности, а не раздельно. Тогда мы можем понять замысел автора и передаваемую им информацию.