Смертельная страховка

Владимир Врубель
             
В 1976 году владелец известной венской кондитерской  «Хофцукербекерай Демель» Удо Прокш зафрахтовал грузовое судно «Lucona» для перевозки оборудования по переработке урановой руды из Кьоджи на севере Италии в Гонконг.

Получателем  в Гонконге был Петер Даймлер, компаньон  Прокша.  Нас не должно удивлять, что кондитер занялся переработкой урановой руды. Разве мы не знали «повара», который содержал частную армию?

Удо Прокш застраховал груз в страховой компании «Bundesl;nder-Versicherung», более известной как «Венская провинциальная страховая компания», принадлежащая католической церкви вместе с частными инвесторами.
 
«Провинциал», как называли страховую компанию австрийские СМИ, была рада принять страховой взнос Прокша в размере около 160 000 долларов США. Договор был подписан 6 мая 1976 года на страховую сумму 212 миллионов шиллингов (около 48 миллионов евро, исходя из сегодняшней покупательной способности).

Судно «Lucona» в Гонконг не прибыло. Как стало известно, оно погибло 23 января 1977 года в районе Мальдивских островов в Индийском океане. Экипаж состоял из двенадцати человек, половина экипажа погибла.

Естественно, что владелец груза обратился в страховую компанию за выплатой страховой суммы.

Как имеющий определённый опыт в страховом деле  (автору после службы довелось несколько лет работать гендиректором страховой компании) замечу, что никакая страховая компания не станет торопиться с выплатой денег. Сначала нужно разобраться.

А если совсем честно, то любая страховая компания ищет причины, как бы не заплатить или заплатить не полностью страховую сумму. Но будем считать, что я вам этого не говорил.

По рассказам спасённых членов экипажа, произошёл взрыв, который отправил судно на дно Индийского океана за две минуты.

Десять часов шесть человек, включая жену капитана, держались в воде за тросики спасательного плота, пока их не увидели с турецкого танкера и не подобрали из воды.

Это случилось в районе Мальдивских островов.

У юриста страховой компании Вернера Массера  сразу возникли подозрения, всё ли здесь чисто.  Он нанял частного детектива Дитмара Гуггенбихлера, который сразу обнаружил, что при погрузке оборудование никто не проверил. Видимо, большой страховой взнос усыпил бдительность.

Детектив стал разбираться с грузом и выяснил, что доставили на судно не дорогое современное оборудование для обработки урановой руды, а металлолом из заброшенной угольной шахты Оберхёфляйн и сломанный пластмассовый экструдер.

Стоимость металлолома оценили в 73 тысячи шиллингов, а не в 212 миллионов.

Неожиданное открытие привело к мысли, что гибель судна была не случайной, а подготовленной, и кому это было выгодно, у детектива сомнений не возникло.

Подключились к расследованию и два опытных в подобных делах журналиста, Джеральд Фрайхофнер и  Ганс Преттеребнер.
 
Занялись сначала личностью страхователя. Выяснилось, что Удо Прокш воспитывался в семье убеждённых нацистов, а затем в лагере, где  готовили нацистскую смену. Его папашу знал лично Гиммлер, который похвалил нацистскую семью при посещении этого молодёжного лагеря.
 
Детектив страховой компании установил, что судно взорвали на одном из самых глубоких мест Индийского океана. Он выяснил, что взрывчатку, спрятанную в один из ящиков с металлоломом, погрузили ночью.
 
Для подрыва использовали армейские штатные временные взрыватели, которые питались от автомобильного аккумулятора.

Для  доказательства о фальшивом грузе и об умышленном подрыве судна требовалось представить материальные свидетельства. Прокш и его адвокаты были уверены, что таких свидетельств не получить, потому что подрыв судна был тщательно рассчитан и произведён над большой глубиной.

В 1977 году кондитер подал в суд на страховую компанию, задерживавшую выплату страховки.

Частный детектив Дитмар Гуггенбихлер, которому страховая компания поручила расследование дела «Lucona», по собственной инициативе сообщил о Прокше в полицию Зальцбурга об убийстве шестерых членов экипажа и о попытке  крупного мошенничества.

Полиция начала расследование, а уже через несколько дней странный интерес проявил министр внутренних дел Блеч, который стал затягивать расследование. По его распоряжению организовали слежку за журналистом Преттеребнером и частным детективом Гуггенбихлером. На них обоих совершили нападения, но они остались живы.

Судья Ханс-Кристиан Лейнинген-Вестербург поручил американской компании Oceaneering, которая специализируется на глубоководных съемках, провести поиск судна. Американцы обнаружили затонувшее судно на глубине четыре километра двести метров.

Водолазный робот с дистанционным управлением произвёл 15 часов видеозаписи и сделал около 100 фотографий затонувшего корабля, по которым специалисты пришли к  однозначному выводу, что взрыв был произведён изнутри судна. Все необходимые доказательства были получены.

Во время расследования следствие и суд подвергались беспрецедентному давлению со стороны высших государственных чиновников.

Дело в том, что Удо Прокш организовал и поддерживал так называемый «Клуб 45» на втором этаже своей широко известной кондитерской. В этом клубе гостей щедро угощали изысканными блюдами и дорогими винами. В числе посетителей клуба были члены правительства, бизнесмены, политики. Клуб использовался для конфиденциальных встреч.

Надо отдать должное следователям, детективам и журналистам, которые выдержали это давление и предали дело широкой гласности.

Ганс Преттеребнер написал книгу «Дело Луконы», которую он опубликовал за свой счёт в 1987 году и разослал в страховые и судоходные компании.

Под давлением общественности был создан из разных партий парламентский следственный комитет. В результате его расследования разразился громкий политический скандал.  Президент Национального совета Леопольд Грац и министр внутренних дел Карл Блеха подали в отставку.

Министр обороны Карл Лютгендорф, который дал разрешение выдать Прокшу взрывчатку, застрелился. Шестнадцать высокопоставленных политиков, юристов и чиновников, связанных с Прокшем, отстранили от должности и отдали под суд.

Дело тянулось шестнадцать лет.  Прокш и Даймлер скрывались от правосудия, но Прокша поймали в 1992 году, а Даймлер сдался полиции сам в 1997 году.

Удо Прокша приговорили к пожизненному заключению, а Ганса Петера Даймлера к 14 годам тюремного заключения за пособничество в убийстве шестерых человек и попытку мошенничества со страховкой.

В демократическом государстве общественное мнение имеет большое значение, в нём формула «я – начальник, ты – дурак», никогда не приживётся.

У этих двух негодяев был предшественник, ещё хуже, чем они. Его звали Александр Кит. Он решил страховать суда с сотнями эмигрантов, отправлявшихся из Германии в Америку, и размещать на этих судах адские машины с таймерными взрывателями.

Страховая премия в 9000 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах была бы даже выше, чем страховая сумма груза «Lucona».

Но его первая попытка окончилась неудачей: вышел из строя часовой механизм взрывателя. Вторая попытка окончилась катастрофой 11 декабря 1875 года.
 
Когда загружался пароход «Lloyd Mosel», направлявшийся в Нью-Йорк, бочка с динамитом соскользнула с крюка и взорвалась на набережной Зюдермоле в Бремерхафене.

В результате оказалось 83 погибших и бесчисленное множество раненых. Александр Кит 16 декабря 1875 года покончил с собой.
 
Вполне возможно, что Прокш и Даймлер знали эту историю, приведенную в учебнике по юриспруденции.