Толстая тетрадь. Часть первая

Наталья Скорнякова
Родные бережно хранит толстую тетрадь «Воспоминание их бабушки – Блиновой Зои Сергеевны, 1934 г. р.

Деревня Балалы, Пермский край.

9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, причем тут Пермский край — немцы туда не дошли, боев здесь не было и даже их самолеты не долетали, но роль тыла в победе огромна.
 
Пермские формирования прошли славный путь и приняли участие во всех решающих сражениях Великой Отечественной войны.
Пермский край в годы войны стал не только одним из арсеналов Красной армии, который питал фронт военной продукцией и боевыми резервами, но и крупнейшей тыловой госпитальной базой.

В годы войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!». Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. В их школах нередко размещались госпитали и детские дома для эвакуированных сирот. Точно так же, как матери заменили на производстве отцов, дети заменили в домашних делах матерей. Многие подростки, оставаясь единственными кормильцами семьи, бросали школы и шли работать на производство.

22 июня 1941 году, когда началась война, Зое было 6 лет. Через семь дней – 29 июня папа разбудил ее утром , поцеловал и сказал – Слушайся маму и помогай ей. Он ушел на войну, навсегда, больше родные его не видели. В сентябре получили сообщение – пропал без вести.

В деревне было около 50 дворов. Их дом считался большим и отличался от остальных тем, что был оштукатурен и имел большой двор.

На Запад везли орудия, военных и все, что нужно было для войны, а на Восток шли эшелоны с раненными и солдатами на обучение.

В Балалах во время войны стояла кавалерийская часть.

Вскоре к ним в дом поселили двоих солдат. Зое запомнился Боря. У него что-то было с левой рукой. Он рисовал стенгазеты. Во дворе устроили склад. На стене висели противогазы и то, что можно было повесить, а в сенях под лестницей лежало обмундирование, которое круглые сутки охраняли. Бывало, идешь ночью в туалет и видишь охранника на стуле. Это была первая волна, затем последовали следующие.

Здесь обучали новобранцев военной тактике. Борис при отъезде оставил Зое бумагу, карандаши, ручки, тетрадки. Все это пригодилось, когда Зоя пошла в первый класс. Учительница распределяла это «богатство» среди учеников. Часто приходилось учиться писать на газетных листах.
 
Зое запомнился еще один лейтенант Саша Жук. Запомнился тем, что при отъезде купил в магазине для нее  несколько брошек с жуками –, будешь носить их и меня вспоминать.

Кормили военных плохо.

С огромными трудностями была сопряжена борьба за хлеб в годы войны. Ушли на фронт мужчины, в армию была отправлена большая часть техники и даже лошади. В то время около трети всех работавших в колхозах и совхозах области составляли подростки от 12 до 16 лет. Их привлекали к прополке посевов, на сбор и даже охрану урожая.

Хлеба всю войну не едали. Лепешки из мороженой картошки казались всем объедением. Стирать было нечем, в бане мылись щелоком, солдаты-постояльцы иногда мыло давали. Вшей, клопов было очень много, чтобы не мешали спать обкладывали себя полынью.
 
Зоя вместе с другими детьми тоже работала    в колхозе; собирала колоски, косила траву литовками, жала хлеб, молотила зерно, руками разбрасывала удобрения на полях.

— Суп с начала весны в столовых давали такой: листья свеклы, крапивы, несколько кусочков картошки и столовая ложка рыбьего жира.

Мама Зои работала в «Заготзерне», где получала паек на себя и домочадцев. Сажали огород. Летом и осенью собирали грибы, ягоды, травы.

Зоя вспоминает, как в гостях у подружки ее угостили обедом. На столе стояла кастрюля супа, сваренного из мороженной капусты. За столом сидели двое взрослых и шестеро детей.

Особенно суровым оказался 1942 год. Лютые морозы и голод. Солдат учили в поле, одеты были не по морозу, все мерзли. Настроили деревянных пушек и танков. После войны дети еще долго играли, особенно мальчишки, этими пушками и танками.

Зоя всю войну с ребятами наблюдали на станции проходящие эшелоны. Иногда они видели то, что осталось от вагонов – остов вагона из металла. Вагоны с пленными охранялись людьми и собаками. В один из дней такой вагон остановился и выпустили подышать воздухом пленных. Многие обессиленные падали от этого свежего воздуха. Жуть, да и только было смотреть, как их пытались вновь водрузить в вагоны.

Всю долгую, голодную зиму бабушка Зои подкармливала семью и постояльцев картофельными шанежками из черной муки, которые с охотой и довольствием научилась печь и маленькая Зоя. Приятно с мороза зайти в дом, где пахло едой и выпить горячего морковного чаю с шанежками!

В 1944 году на окраине деревни построили военный городок. Там был и небольшой базар. Зое запомнился один из случаев, когда они вместе с бабушкой и соседями хотели продать там лепешки и молоко.

Налетели солдаты, отобрали все у них и ушли, не заплатив.
 
Трудно жили. Зое запомнилось, как мама кастрюлю свеклы обменяла на красный сатин для наволочек. Выживали все, кто как может.

С окончанием войны голодные времена не ушли в небытие. Экономика только восстанавливалась, почти в каждой семье кто-то погиб на фронте, то есть стало минимум на одного кормильца меньше. Возможность есть сколько захочется еще долго казалась многим чем-то невероятным.

http://proza.ru/2024/01/15/979