15 января. Че Гевара Дневники мотоциклиста

Константин Клюшкин
15 января 2004 года на кинофестивале Сандэнс, проводящемся, как правило, в январе в американском штате Юта, состоялась премьера фильм-байопика бразильского режиссёра Уолтера Саллеса "Дневники мотоциклиста". В российском кинопрокате, чтобы было понятно, кому посвящен фильм, к оригинальному названию добавляют "Че Гевара".

Фильм основан на путевых дневниках Эрнесто "Че" Гевары и воспоминаниях его друга Альберто Гранады. В 1952 году эти двое молодых друзей совершили грандиозное путешествие по Южной Америке на мотоцикле, преодолев 14 тысяч километров, проехав Аргентину, Чили, Перу, Колумбию и Венесуэлу. Дневник Че Гевары был обнаружен в его рюкзаке многие годы спустя после его гибели, а опубликован на Кубе только в 1993 году.

Идея экранизировать дневник Че Гевары принадлежит знаменитому американскому актёру, режиссёру, продюсеру Роберту Редфорду. Собственно, он же является и основателем кинофестиваля Сандэнс. В создании фильма принимали участие кинематографисты из 8 стран. Альберто Гранада, которому в момент создания фильма было уже за 80, принимал участие в создании картины как технический консультант.

В конце 90-х годов прошлого века Роберт Редфорд и его партнеры Майкл Нозик и Карен Тенкофф обратились к бразильскому режиссёру Уолтеру Саллесу с предложением экранизировать дневники Че Гевары. Выбор Саллеса объяснялся успехом его картины "Центральный вокзал", вышедшей на экраны в 1998 году. Они же, Редфорд с партнерами, выбрали пуэрториканского сценариста Хосе Риверу. Ривера посвятил два года своей жизни доскональному изучению жизни Че Гевары, чтобы написать сценарий фильма. К июню 2002 года была завершена работа над сценарием картины, после чего в течение 16 недель продолжался подготовительный период, а затем в течение 84 дней были осуществлены сами съемки.

Для Уолтера Саллеса не было вопроса, кому предложить роль Че Гевары: мексиканский актёр Гаэль Гарсия Берналь, во-первых, уже играл роль Команданте в телефильме "Куба Либре" (2002), посвящённом Фиделю Кастро, а во-вторых, его игра в фильме "Сука-любовь" Алехандро Гонсалеса Иньярриту произвела на режиссёра огромное впечатление. А исполнитель роли Альберто Гранады - Родриго де ла Серна - был выбран из более чем 1000 претендентов. По некоторым сведениям, этот аргентинский актёр - дальний родственник легендарного Че.

Через 4 месяца после премьеры, в мае 2004 года, фильм Уолтера Саллеса "Дневники мотоциклиста" был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил номинацию на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Жюри кинофестиваля по председательством Квентина Тарантино (и, по некоторым сведениям, под его нажимом) присудило главную премию американской документальной картине "Фаренгейт 9/11" режиссёра Майкла Мура. Среди претендентов на Золотую Пальмовую Ветвь были, кроме фильма Саллеса, "Жизнь как чудо" Эмира Кустурицы, "Олдбой" Пака Чхан-ука, "Никто не узнает" Хирокадзу Корээда и другие.

В начале 2005 года фильм "Дневники мотоциклиста" получил номинацию на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке. При этом фильм представлял Бразилию, хотя среди создателей картины был только один бразилец - Уолтер Саллес. Решением Голливудской ассоциации иностранной прессы Золотой Глобус достался (и, на мой взгляд, вполне заслуженно) испанской картине "Море внутри" Алехандро Аменабара. Компанию "относительных неудачников" фильму Саллеса составили французские фильмы "Долгая помолвка" Жан-Пьера Жёне, "Хористы" Кристофа Барратье и китайский "Дом летающих кинжалов" Чжана Имоу. Американская киноакадемия номинировала фильм "Дневники мотоциклиста" в двух не самых важных категориях и присудила своего Оскара только за песню.

Примерно таких же успехов картина Уолтера Саллеса добилась на европейских фестивальных площадках. Британская киноакадемия номинировала фильм в семи категориях и присудила свою премию БАФТА в двух из них, в том числе в такой важной как Лучший фильм не на английском языке. Французская киноакадемия номинировала картину в категории Лучший иностранный фильм, но присудила своего Сезара фильму Софии Копполы "Трудности перевода". Компанию "Дневникам мотоциклиста" составили "21 грамм" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Вечное сияние чистого разума" Мишеля Гондри и выше упомянутый "Фаренгейт 9/11". Европейская киноакадемия также номинировала фильм Саллеса в категории Screen International Award (где состязаются неевропейские фильмы), но отдала предпочтение фильму Вонга Кар-вая "2046".

У наиболее авторитетных профессиональных кинокритиков фильм Уолтера Саллеса нельзя сказать, чтобы вызвал всеобщий восторг. Известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли отметил в своей рецензии: " "Дневники мотоциклиста" рассказывают очень личную историю с центральной темой, которая близка всем нам: потеря невинности. Возможно, не все мы станем революционерами, как Гевара, но почти каждый может вспомнить тот момент, когда он или она осознает, что мир может быть неприятным местом. В этом заключается универсальность фильма Саллеса и причина, по которой вам не обязательно разделять политику Гевары, чтобы оценить этот рассказ о ключевой главе из его жизни." https://www.reelviews.net/reelviews/motorcycle-diaries-the
При этом Берардинелли поставил фильму три звезды из четырех возможных.

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт был более придирчив. Он поставил фильму только 2,5 звезды из 4 возможных, объяснив свою не самую высокую оценку так: "Если бы Эрнесто позже не стал "Че" Геварой и не вдохновил создание бесчисленного множества футболок с его изображением, не было бы смысла рассказывать эту историю, которая, возможно, интересна в качестве травелога, но слишком упрощенна как исследование политического становления Че."
Впрочем, российский кинокритик Евгений Нефёдов как бы возражает Эберту. В своей рецензии, в которой он оценил фильм 8 баллами по 10-балльной системе, Нефёдов отметил: "Саллес и кинодраматург Хосе Ривера ... вполне сознательно обходят молчанием самую славную – общеизвестную – часть биографии выдающейся личности, принципиально сосредотачиваясь на другом....Слова «Фьюзера» о том, что оставленные позади четыре тысячи километров превратили его в совсем другого человека, не кажутся преувеличением или, хуже того, красивой позой. Начавшееся от избытка сил, жажды новых впечатлений и юношеского желания испытать себя на выносливость и стойкость, странствие на мотоцикле, пешком, на попутных машинах и кораблях помогло определиться с высокой целью, во имя достижения которой не жалко и положить жизнь." 

Что касается оценок кинозрителей, то 65% пользователей IMDB и Кинопоиска выставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Уолтера Саллеса "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" (см. Предисловие) составил 8,018, что позволило ему занять 702-е место в Золотой Тысяче.