Опасное сходство

Олег Каминский
     Толчком для моего исследования необычной темы послужил архивный документ, обнаруженный мною на портале «Память Народа». Привожу его целиком, без какой-либо корректировки:             

     НАЧАЛЬНИКУ ПВО СТАЛИНГРАДСКОГО ФРОНТА

     Отмечаются участившиеся случаи обстрела наших самолетов типа ПЕ-2 огнем ЗА и ЗП в районе – СРЕДН. АХТУБА, СВЕТЛЫЙ ЯР, ЛЕНИНСК:

     1. 16.11.42 г. в период 13.00-15.00 один ПЕ-2 подбит огнем нашей ЗА в районе СВЕТЛЫЙ ЯР, в результате у самолета отбит левый руль поворота. Самолет произвел вынужденную посадку.

     2. 1.12.42 г., при наборе высоты, в районе СРЕДН. АХТУБА на Н=1500 метров, один ПЕ-2 был обстрелян сильным огнем нашей ЗА, в результате чего самолет сбит и два человека из экипажа погибли.

     3. 2.12.42 г., после взлета при первом развороте, на Н=150-200 метров, один ПЕ-2 был обстрелян огнем нашей ЗА, охранявшей ж.д. эшелоны на участке ЗАПЛАВНОЕ.      

     По выяснении поводом обстрела служит покраска консоли плоскостей и килей белой краской и наличие двух килей у самолета.
     Прошу привлечь к суровой ответственности виновников и дать указание частям ПВО не допускать впредь этих преступных, позорных случаев.

     НАЧАЛЬНИК ШТАБА 8 ВОЗДУШНОЙ АРМИИ
     ПОЛКОВНИК
     /СЕЛЕЗНЕВ/

     Действительно, нашу «пешку» с двумя килями частенько принимали по ошибке за такие же двухкилевые немецкие самолеты До-17, До-215 и До-217, а также Ме-110. Кроме того, в румынской авиации применялся двухкилевой самолет Потез-63 французского производства.
     Например, в боях под Одессой наши летчики часто докладывали о встречах, якобы, с Ме-110, которые на самом деле оказывались «потезами». В общем, ничего удивительного в подобных ошибках нет, особенно если это происходило в условиях плохой видимости.

     Я расскажу лишь о нескольких трагедиях с Пе-2, случившихся по ошибке.    

     Первый из известных мне случаев произошел 16 августа 1941 года в районе м. Лезье Мгинского района Ленинградской области. Вот что записано по этому поводу в донесении о боевых потерях 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО:
     «В 14.30 возвращаясь с патрулирования в районе Лезья встретили один самолет ПЕ-2. При подходе к нему с самолета ПЕ-2 был открыт пулеметный огонь  результате которого был сбит мл. лейт. Солодов на самолете И-153. Второй летчик на самолете И-153 Виноградов сбил этот самолет ПЕ-2.
     Самолет И-153 и летчик Солодов погибли».
     Мне осталось уточнить, что погибший младший лейтенант С. И. Солодов был летчиком 194-го истребительного авиационного полка. А летчиком, сбившим Пе-2, был младший лейтенант И. П. Виноградов. К счастью, экипаж «пешки» лейтенанта П. Т. Сырчина из 58-й скоростного бомбардировочного авиационного полка остался жив.

     В декабре над Заполярьем свою же «пешку» сбил по ошибке пилот «Харрикейна» 78-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота старший лейтенант С. Г. Курзенков. Кстати, позже он и сам пострадал в результате ошибки своих зенитчиков — 28 февраля 1943 года он был обстрелян и сбит зенитной артиллерией ПВО Мурманска. К счастью, он смог спастись на парашюте, хотя и получил тяжелые ранения.

     Не менее четырех трагических недоразумений с Пе-2 произошли в 1942 году.            

     Например, 8 июня в районе д. Климовщина Пестовского района Новгородской области своей зенитной артиллерией был сбит Пе-2 из состава 73-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Погибли штурман самолета старший лейтенант В. Н. Щербинский и воздушный стрелок радист старший сержант М. Ф. Арбузов. К сожалению, подробности этого инцидента мне не известны.

     9 октября в 14 часов 50 минут, при заходе на посадку на свой аэродром Вишневка (Эльтонский район Сталинградской области), самолет Пе-2 (№ 9/87) из состава  284-го бомбардировочного авиационного полка был сбит по ошибке своим истребителем И-153. Весь экипаж — пилот сержант В. П. Агафонов, стрелок-бомбардир старший сержант М. А. Доможилов и стрелок-радист старшина И. П. Семенченко — сгорел вместе с самолетом. Останки летчиков были похоронены на сельском кладбище п. Вишневка Палласовского района Сталинградской области.

     Трагедией завершился 14 октября полет Пе-2 из 2-го авиационного полка дальней разведки Главнокомандования Красной Армии. Самолет по ошибке был принят за вражеский До-215 и таранен по хвостовому оперению истребителем ЛаГГ-3 летчика 486-го истребительного авиационного полка ПВО младшего лейтенанта Я. И. Крицева. Потерявшая управление, «пешка» рухнула в районе поселка Пено Тверской области. В результате трагической ошибки экипаж нашего самолета, в составе командира звена старшего лейтенанта И. Э. Гахария, штурмана лейтенанта А. А. Мартынова и авиамеханика старшего сержанта В. В. Перехрамова погиб на месте падения самолета.
     Первоначальное захоронение экипажа Пе-2 было найдено в 2017 году поисковиками отряда «Истина». Летом того же года останки лётчиков были перезахоронены как неизвестные в братскую могилу деревни Слаутино Рунского с/п Пеновского района Тверской области. В следующем году на месте падения самолета нашли номер мотора 222-207, по которому смогли, наконец-то, идентифицировать погибших членов экипажа.

     Ну, и как мы уже знаем из вышеприведенного документа, 1 декабря в районе поселка Средняя Ахтуба в Сталинградской области один Пе-2 был сбит нашей зенитной артиллерией. Кстати, в «Журнале боевых действий» 8-го отдельного разведывательного авиационного полка записано, что самолет был обстрелян не только зенитчиками, но и атакован двумя истребителями Ла-5. В результате совместных усилий зенитчиков и летчиков-истребителей «пешка» загорелась и упала. При этом погибли пилот сержант М. Х. Зарипов и стрелок-радист старший сержант Г. С. Киселёв, а вот штурману лейтенанту С. П. Басенко удалось выпрыгнуть на парашюте и спастись. 

     Довольно много трагических ошибок с Пе-2 произошло в 1943 году.

     Так, 21 мая самолет Пе-2 командира звена 779-го бомбардировочного авиационного полка младшего лейтенанта Ф. И. Синельникова был подожжен и сбит Як-1. Пилот погиб и был похоронен в селе Чернова Орловской области. Судьба других членов экипажа не ясна. 

     В июне (точная дата неизвестна) «пешка» младшего лейтенанта Д. Н. Большакова из 39-го отдельного разведывательного авиационного полка была сбита по ошибке своим же истребителем Ла-5 в районе Купянска. К счастью, экипаж остался жив.

     12 июля в районе Прохоровки наши зенитчики по ошибке сбили бомбардировщик Пе-2 лейтенанта А. М. Макаренко из состава 780-го бомбардировочного авиационного полка. Слава Богу, и в данном случае экипаж уцелел.

     А вот на следующий день экипажу Пе-2 младшего лейтенанта В. В. Кабанова из 804-го бомбардировочного авиационного полка фатально не повезло. Он был сбит в районе города Короча двумя нашими истребителями Як-1. Вместе с пилотом погибли также штурман младший лейтенант А. В. Карнаухов и стрелок-радист сержант П. Т. Дубравин (Дубровин).

     Особо трагичный случай произошел 14 августа, когда в районе Жижицких озер на юго-востоке Псковской области самолет Пе-2 из 11-го отдельного разведывательного авиационного полка подвергся атаке наших истребителей. С горящего самолета пилот младший лейтенант Б. А. Сташук выпрыгнул на парашюте. Однако «Сталинские соколы» решили добить «вражеского летчика». Ведя огонь по спускающемуся на парашюте летчику, они пробили ему стропы. Летчик упал свободным падением и погиб. 

     9 октября истребители Р-39 «Аэрокобра» 21-го гвардейского истребительного авиационного полка сбили «пешку» 511-го отдельного разведывательного авиационного полка. При этом погиб лётчик-наблюдатель младший лейтенант В. С. Ягелко, который был похоронен на кладбище в городе Полтава.

     Спустя несколько дней — 20 октября, при возвращении с боевого задания в сложных метеоусловиях, самолет Пе-2 младшего лейтенанта М. М. Глебова из 11-го отдельного разведывательного авиационного полка, в районе Демидова был неожиданно атакован двумя Ла-5 из 2-го гвардейского истребительного авиационного полка. В результате атак самолет был подожжен и сбит. Погиб штурман лейтенант И. Н. Королев, который, будучи раненым, не смог воспользоваться парашютом. К счастью, пилот и тяжело раненый воздушный стрелок-радист смогли выпрыгнуть на парашютах и спастись.

     По крайней мере дважды «пешки» сбивались по ошибке в 1944 году.

     Например, 1 июня самолет Пе-2 из состава ВВС КБФ, из-за ошибки в даче сигнала опознавания, был сбит огнём своей зенитной артиллерии. О судьбе членов экипажа сведений не имеется.

     5 августа «пешка» 742-го отдельного разведывательного авиационного полка, возвращаясь с боевого задания, была сбита своими же истребителями Ла-5 из 330-й истребительной авиационной дивизии. В результате инцидента погибли командир звена  лейтенант А. К. Рунков и старший лётчик-наблюдатель старший лейтенант И. А. Павленко. Оба летчика были похоронены в д. Ярцево Островского района Ленинградской области.

     Даже в конце войны были случаи, когда «пешки» страдали от огня своих.

     Очень печальный случай произошел в Польше 12 января, когда Пе-2 из 81-й гвардейского бомбардировочного авиационного полка был сбит нашей артиллерией. Произошло это в условиях низкой облачности, когда «пешка» командира звена лейтенанта Е. Н. Бухальцева, после бомбового удара по вражескому аэродрому Дешно, вывалилась из облаков, упала на землю в районе Ракув и взорвалась. Весь экипаж погиб: кроме Е. Н. Бухальцева погибли также штурман В. В. Леонов и стрелок-радист С. С. Магарычный. Причины гибели не установлены, однако была выдвинута версия, что самолет возвращался на свою территорию через район артиллерийской подготовки и в него совершенно случайно угодил шальной снаряд.

     Последний известный мне трагический случай с Пе-2 произошел 10 августа 1945 года, уже во время войны с Японией. Тогда свои же истребители сбили «пешку» 6-го отдельного разведывательного авиационного полка. При этом погибли заместитель командира эскадрильи капитан В. М. Оноприенко и штурман звена старший лейтенант А. С. Приходченко. Бедные парни – их тела так и не были найдены, а успели совершить они всего по 3 боевых вылета. Посмертно их наградили орденами Отечественной войны II степени.

     Разумеется, вышеперечисленные трагедии по ошибке с Пе-2 далеко не все, случившиеся за время войны. Многие другие подобные случаи пока ещё не известны автору. Однако думаю, не ошибусь, если предположу, что недоразумений с опознаванием нашей двухкилевой «пешки» было гораздо больше и, к сожалению, не все они заканчивались благополучно...