Экранов свет голубой под никольской горой часть 45

Валерий Ерёмин Сурский
Часть 45
Порой Герка задыхался от дел на работе, в семье, в учёбе, да общественная работа в комсомоле, хотя родители и жена старались ему помогать. Особенно супруга. Была она у него учителем математики. Роста небольшого, но характер имела необыкновенно настырный. Если уж начинала решать задачку, то доводила до нужного ответа. И видя, что Герке трудно, всегда упорно настраивала его на учёбу.
 Он же порой частенько задумывался, не бросить ли учёбу в институте, рассуждая:
- Мужики-то, что со мной работают, не один ведь не кинулся, как я учиться и спокойно работают. И в моей группе-то не единого студента с сельской местности, все из городов. Городские-то и те многие уже побросали. Трудновато в политехе учиться.
И вот после третьего курса у Герки, как студенты говорят, появились хвосты. В общем, не мог сдать некоторые экзамены.  Пробовал пересдавать, но не особо получалось. И его не перевели на следующий курс. Пришлось взять академический.
Дома стали обсуждать, как быть.
- Работу тебе дружок придётся менять, а то ты зашьёшься, – говорил отец. – Но институт закончить обязательно надо. Сейчас без высшего образования нельзя. Я вот в тридцать седьмом, когда сидел  образование-то своё скрыл, а потом всю жизнь и каялся.
Короче пришли к выводу, что на этой работе при такой занятости может подкачать здоровье, а тогда уж никакая работа и учёба будут не нужны.
Герка всё это понимал, но в душе не мог со всем этим согласиться:
- Как же так, со школьной скамьи, как говорят, я этим делом увлёкся, а сейчас можно сказать за десять лет и полюбил. И награды кой-какие есть, правда не ах-ти какие, но всё же. Грамот сколько, даже от ЦК комсомола со значком, а недавно стал «Отличником службы быта». Значок дали и удостоверение. В удостоверение даже льготы прописаны. Правда, верить-то в них. Квартиру как не давали так, наверное, и не дадут. А в работе-то всё интересней становиться. Смотри вон телевизоры цветные пошли. Из Мордовии цветной телевизор привезли на ремонт. Нашу межрайонную станцию, оказывается, принимает и главное всё нормально. Пришлось статью в газету писать. После этого думаю, в посёлке  покупать будут, а то всё боялись, будет работать или нет. А ведь приятно родной советский и цвета на нём хорошие. Правда, тяжёлый собака, один не поевши не допрёшь. И приёмники с магнитофонами отечественные, немного похуже японских конечно, но если мозги и руки к ним приложить, доработать, то может что-то получиться. Видишь и телеателье межрайонное нигде, ни будь, а у нас в посёлке. Да жалко. Ведь мы с Анатолием Ивановичем вдвоём почти с нуля начинали. Вот и в помещение другое должны скоро перейти. А сколько учеников на практике из училища перебывало, и все местные: Виктор Захаров, Валерий Дубинкин, Виктор Малыгин, Александр Лядов, Александр Склокин, Сергей Петрухин. А мы с Анатолием им каким-то всё же примером были. Уходить, конечно, нужно, а уходить не хочется. Но и институт надо закончить, а закончу, может ещё и вернусь, а может и нет. Как уж там судьба распорядится.
Как тяжёлые камни катал в своей голове Герка эти  не весёлые мысли.
И вот он подал заявление об увольнении.
А вскоре поступил в районный узел связь. И стал работать электромехаником по радиоузлам. Но его по-прежнему порой тянуло на старое место работы.
Улучив момент, он заходил в телевизионное ателье, где непременно встречался с Анатолием Ивановичем. И чувствовал, как неподдельно тот был рад их встрече.
Но Герка конечно больше уже не вернулся на работу в телеателье.   

                *   *   *         


 
 
Дед почувствовал лёгкое прикосновение к своему плечу и услышал голос жены:
- Давай-ка вставай и иди спать в кровать. Нечего тут в кресле у телевизора.
Дед, поправив очки, посмотрел на супругу и сказал:
- А я же не сплю, я телевизор смотрю.
- Хорошо ты смотришь, с храпом и присвистом. Даже пульт на пол уронил. И чего же ты смотрел?
- Вначале как телевидение изобрели, телевизоры разных марок. И все тогда отечественные были, а названия-то какие: «Рекорд», «Старт», «Рубин», «Чайка», «Электрон», «Радуга», «Рассвет», «Горизонт». Сколько я их за десять лет отремонтировал?  А сейчас смотри: «Toyota», «LG», «Samsung», «Sharp», Toshiba, вся иностранщина, не поймёшь что и язык свернёшь. Конечно техника хорошая, ничего не скажешь. А  что самим-то, нельзя что ли было придумать и сделать? Какие разработки хорошие были. Всё куда-то как псу под хвост. Сейчас попробуй, догони... А потом тоже как будто по телевизору смотрел. Ну, это я точно уж наверно задремал. Всю свою, жизнь молодую как на экране видел. Начиная со школы, с радиокружка. И учёбу на телемастера, и работу в телерадиомастерской и не только разумеется. Всё мигом, разом перед глазами пролетело. Да-а-а. А судьбы-то у нас у всех разные получились. Володька-то Угаров по вычислительным машинам пошёл, по компьютерам. Бросил радиодело-то, а ведь когда в институте учился, в журнале «Радио» его публиковали. Сейчас видишь, преподаёт, кандидат технических наук, доцент. А вот Анатолий Иванович, всю жизнь, от звонка до звонка, как говорят с этим радио и телевидением. Никакая его перестройка не сломала. Помню, прихожу к нему в мастерскую. Она уж там за посёлком была. Он один, комната большая, зима, холодрыга, не топят. Угля, видишь ли,  нет. Он не поверишь, в фуфайке, в шапке, руки в рукавицах. Паяльник держит. Телевизор ремонтирует. А ведь так и доработал до пенсии, день в день. Я-то думал он и на пенсии вкалывать будет, а он нет. И дали ему тогда, я узнал медаль «Ветеран труда». А потом с пенсией что-то мудрили. Вот тебе и его честность. Но потом вопрос всё же как-то решился. Ну, ты сама наверно видела, он всё в той же одежде ходит. А кому что доказал? А может и доказал? И по-прежнему  один.  А перед ним начальников-то мастерской сколько промелькнуло. Кулакова Е. Н., Мишенькин В. К., Бычков В. А., Тодорова З. Н., Каширин В. И., Растригин Вечеслав.  И Радиомехаников не мало, Новиков Александр, с ним видишь трагедия. Поехали на ремонт. Выпили. При мне такого не было. Он взял тогда и убежал. Его искали, искали и потом в поле нашли. Замёрз бедняга. А ведь молодой был. Кто там ещё после меня работал: Захаров Виктор, Малыгин Виктор, Лядов Александр, Петрухин Сергей да ещё кто-то. Всех сразу и не вспомнишь. А сейчас никакой мастерской и везти на ремонт не знай куда. В город наверно. Да-а, а про Валентина Супонина забыл, что в радиокружок ходил. Видишь, до сих пор в Саратове, в телеателье, современные телевизоры ремонтирует, правда собирался уходить... Вот так.
- Ложись а ты. Хватит бубнить, – прервала его жена.
- Да как тут уснёшь, если самые лучшие годы на это дело ушли. И сейчас вот как на этом голубом экране, вроде бы одним мигом промелькнула, и мало кто кроме меня наверно об этом вспомнит.