Вечные игра в шахматы часть 47

Александр Крапивин Эльф
Вечные игра в шахматы часть 47

Так все-таки, жили когда-нибудь эти невероятные животные? А если нет, что способствовало возникновению такого количества легенд и мифов? Зоолог из университета штата Флорида Уолтер Ауффенберг, например, предполагает, что первый миф о драконе возник 100 тысяч лет назад, в то время, когда примитивный человек наблюдал, как из-под земли весной выползают змеи – «возрождаются» после зимы. Ауффенберг пишет, что первые свидетельства, которые можно точно определить, как «драконьи», относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее, по предположению Ауффенберга, около 1500 года до н.э. воины-всадники Центральной Азии занесли фрагменты шумерского мифа на запад – в Европу и на восток – в Китай. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести ее до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее.
Отечественные ученые А.Чемохоненко и Я.Чеснов считают, что когда-то дракон выступал в качестве тотемного зверя. Образ дракона «зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром», но позднее «перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль». Однако люди долго не могли с ним расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок.
Но подобные объяснения появления легенд о драконах удовлетворяют далеко не всех. Например, креационисты (противники теории Дарвина) утверждают, что драконы существовали на самом деле. И были ими древние ящеры, которых мы называем динозаврами. По мнению Кена Хэма из организации «Ответы в Бытии», Святой Георгий Победоносец на самом деле сражался не со змием, а с динозавром. Дескать, драконы и легенды о них – память наших далеких предков о встречах с вымершими хозяевами Земли. Эволюционисты же справедливо возражают, что в те далекие времена, когда на нашей планете умер последний динозавр, людей еще и в помине не было.
Некоторые ученые верят в то, что кое-какие из доисторических чудищ на Земле сохранились и поныне в неизведанных уголках планеты. А поскольку всего несколько веков назад эти твари встречались гораздо чаще, чем сейчас, они вполне могли прослыть среди наших предков драконами. В 30-х годах XX века научные журналы собрали показания шестидесяти очевидцев, утверждавших, что они своими глазами видели подземного червя штолленвурма. Все описания внешнего вида штолленвурма совпадали: длина вытянутого тела – около 90 сантиметров, к хвосту оно резко сужается; шеи нет вовсе, голова приплюснута, на ней – два огромных шаровидных глаза. Зверь покрыт чешуей и издает змеиный шип. Говорили, что штолленвурм агрессивен, прыгуч и «способен убить человека одним только дыханием». Но, увы, ни поймать, ни сфотографировать подземного червя так и не удалось. А в 60-е годы прошлого века в мировой прессе появились сообщения еще об одном драконе современности – Сирруше. Сообщения о его появлении поступали из различных уголков земного шара: из Шотландии и Ирландии, Норвегии и Швеции, Африки и из других мест. Началом этой истории можно считать 1887 год, когда немецкий профессор Роберт Колдевей во время раскопок Древнего Вавилона нашел осколок старого кирпича, на одной стороне которого был изображен фрагмент удивительного животного. Более чем через 10 лет, во время второй экспедиции, Колведей обнаружил врата царицы Иштар, которые были построены из таких же кирпичей. Ворота были украшены повторяющимися изображениями двух животных. Одно из них напоминало тура, а другое было похоже на дракона. Его называют Вавилонским драконом, в некоторых источниках он упоминается как Сирруш. Дракон был изображен в виде существа с узким длинным туловищем, покрытым чешуей, с длинной шеей, оканчивающейся змеиной головой с прямым рогом, и тонким чешуйчатым хвостом. Колдевей, пытаясь найти сходство Сирруша с каким-либо из известных ящеров, пришел к выводу, что животное, если оно существовало, должно было классифицироваться как птиценогий динозавр.
Существует также мнение, что драконы были отдельным видом, который вымер по естественным причинам, поскольку во все времена был крайне редок. Достаточно было небольшого изменения климата, выгнавшего драконов из привычных мест обитания, или сокращения пищевого рациона, чтобы число особей резко уменьшилось и восстановление популяции оказалось невозможным.
Есть и совсем уж фантастические версии. Например, что драконы могут быть существами из параллельного мира, или что этих животных завезли к нам в свое время пришельцы из космоса.
Летающих драконов не раз видели в Китае, что не удивительно, ведь эта страна исторически связана с огнедышащими монстрами. Однако таинственные существа появлялись и в других местах планеты. Например, в Румынии видео полета неизвестного крылатого ящера даже показали по местному телевидению, что вызвало широкий резонанс в обществе. А не так давно в американском штате Монтана запечатлели неизвестное существо, летящее на рассвете над гладью местного озера.
Поймали дракона. Что скрывают чудища из древних музеев?
Современные криптозоологи уверены, что ископаемые млекопитающие и динозавры дожили до наших дней. С конкретными свидетельствами у них туго (даже хуже, чем у персонажей "Затерянного мира" Конан Дойла или "Плутонии" Обручева), зато в доказательствах существования драконов в документах и музейных реликвиях XVI—XVIII веков дефицита нет. И это не просто какие-то мифы — реальные пастухи поймали и убили дракона, а чучело сдали в музей. Американские зоологи решили всерьёз разобраться с одним из таких драконов, который был подробно описан итальянским учёным Ренессанса. Что это было за чудовище? Откуда оно взялось? И почему тайны истории дракона гораздо интереснее тайн его "биологии"?
 

Чудовище, по словам историков, убили около Болоньи в 1572 году. Итальянский натуралист Улиссе Альдрованди (1522–1605) — энтомолог, зоолог, врач, основатель одного из первых в Европе ботанических садов — купил труп монстра и выставил его в своём музее. Дракон вдохновил учёного написать целую энциклопедию по теме — богато иллюстрированную "Историю змей и драконов". На 427 страницах Альдрованди рассказывает о василисках, гидрах, ползучих и крылатых драконах, об этих чудищах в античной литературе, мифологии, пословицах, иконах и гербах. Не забывает он и о яде драконов, лечении от него, а также об "экологии" (врагах и жертвах, излюбленных местах обитания). 15 страниц трактата посвящены болонскому монстру. Альдрованди, как настоящий натуралист, не позволил иллюстратору вольностей, а потребовал точно изобразить монстра.
Из чего сделан дракон: расследование
Профессиональный зоолог из США сразу же увидел, что голова и туловище "дракона" могут принадлежать только змее. Узкий, раздвоенный на конце язык характерен для змей и некоторых ящериц, но чешуйки на животе — только для змей. Что касается видовой принадлежности, то светлый "воротник" указывает на "родство" дракона и обыкновенного ужа (Natrix natrix). Голова чудища, впрочем, лишена характерного для ужей окраса: вероятно, в результате удара палкой по голове — именно таким способом болонский пастух убил дракона.
Длину существа Альдрованди указывает в два римских локтя, а диаметр — в два поперечника пальца (эта римская мера равнялась 1,8 сантиметра). То есть в переводе на наши единицы измерения: 87,4 и 4,3 сантиметра — вполне допустимые для ужа параметры. Жёлтый цвет глаз и отсутствие острых зубов, о чём пишет Альдрованди, тоже напоминают ужей, и чешуйки на шее и хвосте по форме ближе к чешуйкам ужа, а не гадюки.
Что же дальше? Средняя часть тела "раздута" и совершенно непохожа на змеиную. Можно предположить, что таксидермист для достижения этого эффекта чем-то набил живот змеи, но это не так. Скорее всего, к средней части тела ужа присоединили фрагмент другого, не столь узкого животного. На это указывает резкая смена типа чешуек на спине монстра: они крупнее и зеленее, чем чешуйки на шее и хвосте. Учёные думают, что нижнюю часть брюха ужа не трогали, а вместо спины и живота пришили туловище другого животного. Наиболее вероятный кандидат — рыба, у которой удалили спинные плавники.
Если принять приведённые Альдрованди цифры (длина дракона — 87,4 сантиметра) и исходить из пропорций рисунка в книге, то длина средней части туловища не превышала 20 сантиметров, а ширина — 12,5 сантиметра. Натуралист пишет о шести "пальцах" (это 13,1 сантиметра). Эти параметры соответствуют нескольким пресноводным рыбам Италии: речному окуню и трём видам из семейства карповых — сазану, золотой рыбке и голавлю. Альдрованди упоминает отдельные чёрные и золотые чешуйки, что говорит скорее о золотой рыбке. Другие итальянские рыбы подходящего размера (линь, щука, форель) не годятся: их небольшие чешуйки не соответствуют изображению из книги.   
Остались лапы "дракона". На каждой конечности видны четыре тонких пальца без когтей (судя по изгибу, скорее передних, чем задних конечностей). Эти лапы не могут принадлежать ящерицам (у европейских ящериц — или пять, или три пальца). Вроде бы подходят амфибии Европы, но у них нет чешуи, которая отчетливо прописана художником на лапах "дракона". Но вот конечности обыкновенной жабы покрыты бугорками, которые легко можно принять за чешую. Более того, жаба — единственное земноводное Европы, габариты которого соответствуют рассчитанным Альдрованди пропорциям дракона.
Дракон, папа римский и его враги: хитрый план Альдрованди
Фальшивого "дракона" XVII века современные биологи разоблачили если не за минуту, то за несколько дней. Значит ли это, что учёные позднего Ренессанса и раннего Нового времени были настолько глупыми или наивными, что верили в драконов и приняли явную подделку таксидермиста за реального монстра? Нет, всё не так просто. Как часто бывает с "тайнами природы", настоящая интрига развернулась не в биологии, а в истории.
По некоторым косвенным признакам становится ясно, что Альдрованди знал, что перед ним — фальшивка. Во-первых, натуралист имел представление о "поддельных" драконах: в примечании к рисунку № 117 из "Tavole di animali" (другого своего труда) он пишет, что это скат, которому форму змея придал шутник или шарлатан. Во-вторых, Альдрованди в своём описании "дракона" дал несколько вполне прозрачных намеков. Переднюю и заднюю часть туловища монстра он неоднократно сравнивал со змеями, а среднюю — с рыбой, а узоры в задней части головы — с воротником ужа (Natricis torquatae). Далее, Альдрованди с серьёзным видом излагал факты, которые рассмешили бы даже натуралиста XVII века. Например, дракон — это юная особь, так как ногти на его лапах ещё не выросли (хотя в то время отлично знали, что новорождённые млекопитающие и рептилии появляются на свет уже с ногтями). Или что острый (!) хвост "дракона" используется в качестве жала, как у скорпиона.
Все эти факты намекают на то, что Альдрованди хотел показать свою осведомлённость о реальном происхождении "чудовища" (уж с туловищем карпа и жабьими лапами). Но почему учёный не раскрыл фальшивку? Самое очевидное объяснение — это ему было не выгодно: на такого "дракона" не побегут смотреть толпы любопытных, и частный музей Альдрованди лишится посетителей.
Однако есть и более захватывающее объяснение — политическое. "Дракона" обнаружили в окрестностях Болоньи — родного города Уго Бонкомпаньи, ставшего папой римским Григорием XIII (да, именно при нём ввели григорианский календарь). И как раз в день его избрания папой, 13 мая 1572 года, под Болоньей нашли дракона! Следует напомнить, что тогда в Европе эти чудовища считались символом зла и дракон должен был стать дурным знамением. Вполне возможно, что "дракона" слепили враги нового папы, стремившиеся очернить его в глазах суеверных итальянцев.
Натуралист Альдрованди, приняв смелое решение дать научное описание дракона, был вынужден пройти буквально по острию ножа: не рассориться с папой, не навлечь на себя немилость его врагов (разоблачив фальшивку) и не стать посмешищем среди учёных. Альдрованди в итоге принял соломоново решение. Подробно описав "дракона" как природное явление, он выбил почву из-под ног тех, кто упирал на его сверхъестественном происхождении, видел в нём предостережение свыше. Отказавшись назвать монстра подделкой таксидермистов, учёный не дал провести расследование, которое указало бы на врагов папы — потом эти люди могли жестоко отомстить "правдорубу" Альдрованди. Наконец, обильно уснастив своё описание животного намёками на реальное происхождение частей его тела, Альдрованди защитил свою репутацию среди серьёзных натуралистов, способных понять эти намеки.
Драконы на защите науки и техники
Это не единственная интрига, закрутившаяся в научном мире вокруг драконов: известный учёный, блестящий анатом, друг Галилея и изобретатель самого термина "микроскоп", Джованни Фабер на полном серьёзе на тридцати страницах описывал "дракончика", скелет которого хранился в коллекции кардинала Франческо Барберини (покровителя учёного). Фабер, который смело анатомировал волков и зайцев, чтобы определить их видовое происхождение (или опровергнуть идею Геродота о гермафродитизме зайцев), на этот раз ограничился отсылками к античным и средневековым авторам и признал реальность Dracunculus barberinus.
Современные историки уверены, что Фабер пошёл на этот шаг из желания задобрить своего покровителя-кардинала. В те годы, после осуждения Галилео Галилея, итальянская Академия деи Линчеи (куда входил и Фабер) — главный национальный центр прогрессивной науки — пребывала в кризисе и под пристальным надзором инквизиции. Завершить 400-страничное описание мексиканской фауны явно "фейковым" рассказом о дракончике кардинала — это цена, которую Фабер был готов заплатить, жертвуя своей научной честью.
Наконец, драконы помогли не только науке, но и технике. Разоблачитель "монстра" Альдрованди палеонтолог Фил Сентер ещё раньше раскрыл тайну скелета на гравюре 1696 года — скелета дракона, якобы жившего около Рима. Оказывается, он весь был собран из челюстей собак, рыбьих рёбер, конечностей медведя и искусственных крыльев. А сделал его голландский инженер Корнелиус Мейер, которому было поручено строить дамбу неподалёку от Вечного города.
Этот проект испугал местных жителей: а вдруг дракон, которого там убили 30 лет назад, ещё жив и рабочие его только разозлят? Инженер изготовил скелет дракона, чтобы доказать крестьянам (а также своим рабочим), что чудовище давно мертво и никому не угрожает. Мудрое решение: если бы Мейер просто попытался убедить простой народ, что драконов не существует, ему бы не поверили и строительство дамбы остановилось бы.
Мораль сей сказки такова: учёные XVII века, якобы верившие в драконов, оказываются куда более разумными людьми, чем многие их коллеги из ХХI века. Мы говорим даже не о тех наивных людях, которые допускали выживание изолированной популяции плезиозавров в шотландском озере. Креационисты, сторонники теории "молодой Земли" (6–7 тысяч лет), на гравюре Мейера видели птерозавра Scaphognathus crassirostris, дожившего до Средних веков. Много лет им даже не приходило в голову провести элементарный анатомический анализ "останков"!
 тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Драконоведение. Дракон – единственное существо в восточном гороскопе, которого нет в реальности
Автор: Олег Паньков
 
«Дракон» поселился в парке скульптур в Красном Ясыле. Это авторская работа мастера из Андреевки Владимира Зеленкина. Он резал скульптуру на фестивале камнерезов в 2022 году.
Драконы в реальности никогда не существовали, говорят палеонтологи. Долгое время скелеты китов и птерозавров также принимали за остатки драконов.