Драники для любимого мужа

Михаил Лекс
— Мне не нужен сын, который не способен за счёт своей жены и её мамы решить мои проблемы, — кричала Марфа Потаповна, открывая дверь и впуская Якова в квартиру. — Запомни! Или я, или твоя жена. А с этой квартиры я съеду, только если буду точно знать, что у меня больше нет сына. Я тебя предупредила.

— Что произошло, мама? — спросил Яков. — Я тебя огорчил? По телефону у тебя был очень взволнованный голос. Ты же видишь, я приехал сразу, как ты позвонила. Ты на меня за что-то сердишься? Что-то случилось?

— Случилось, сынок, — ответила Марфа Потаповна. — Такое, что... Подожди. Дай, сяду.

— Ты меня пугаешь, мама. Что произошло?

— Дай мне воды.

Яков сбегал на кухню и вернулся в прихожую со стаканом воды.

— Пей, мамочка.

Дрожащей рукой Марфа Потаповна взяла стакан. Попыталась сделать глоток.

— Нет, — сказала она, — не могу. Вода в горло не идёт. И так всю оставшуюся жизнь. Нет, я не вынесу.

— Да что случилось, мама?! — не выдержал и чуточку повысил голос Яков. — Какая оставшаяся жизнь?

— Не ори на мать! — закричала Марфа Потаповна, и тут же перешла на злобный шёпот. — Не ори на маму!

— Прости, мама, — виноватым шёпотом произнёс Яков. — Прости. Это всё нервы. Я ведь переживаю за тебя. Что же всё-таки произошло, мама? Ты скажешь, наконец?

Марфа Потаповна закрыла глаза и покачала головой.

— Что? — прошептал Яков.

— Мама твоей жены замуж собралась, — ответила Марфа Потаповна.

Известие о замужестве мамы Сусанны настолько поразило Якова, что он почувствовал головокружение. Чтобы не упасть, он сделал шаг назад и прислонился к стене.

— Да ладно, — тихо произнёс Яков. — Этого не может быть, мама. Ты ничего не путаешь?

Марфа Потаповна усмехнулась и закрыла глаза, всем своим видом показывая, что всё именно так и обстоит.

— Но она ведь недавно только мужа потеряла, — трагическим голосом продолжил Яков. — И десяти лет не прошло! И снова за старое? В смысле, замуж?

— Это ещё не самое страшное, сынок.

— Нет! — уверенно произнёс Яков, который больше ничего не хотел слышать.

— Да! — твёрдо произнесла Марфа Потаповна.

— Но... Что может быть страшнее, мама?

— Она после свадьбы планирует продать квартиру, машину, дачу и уехать.

— Информация точная?

— Точнее не бывает. Хорошо, что у нас с ней общие знакомые. Они и сообщили мне. Сама-то она ни слова. Тихоня!

— А куда же она планирует уехать, мама? — испуганно спросил Яков.

Вопрос сына всерьёз рассердил Марфу Потаповну и она снова перешла на крик.

— Какая разница?! Тебе действительно так важно знать, куда она уедет?! После того как распродаст всё своё имущество?! Да хоть на Луну! Это уже не имеет никакого значения?! Потому что мне негде будет жить! Или ты забыл, что я живу в её квартире?!

— Ты права, мама, — согласился Яков. — Права. Без разницы, куда уедет, если тебе будет негде жить. Но надо же что-то делать, мама?!

— Надо не позволить ей замуж выйти! — серьёзно произнесла Марфа Потаповна. — Надо не допустить этого брака.

— Не позволить, — растерянно повторил за мамой Яков. — Не допустить.

— Это же надо до такого додуматься! — продолжала накручивать себя и сына Марфа Потаповна. — Замуж она, видите ли, собралась.

— У неё ведь двое внуков уже, мама, — задумчиво произнёс Яков. — Ей же скоро пятьдесят! Она ведь твоя ровесница!

— По всему видать, внуков ей мало, — злорадно сказала Марфа Потаповна. — А дай ей ещё чем-нибудь поразвлечься. Замуж, например, выйти! Сегодня замуж выйдет, а завтра? Родную дочь без наследства оставит? Нет, сынок, этого ни в коем случае нельзя допустить. Ты слышишь меня? Ни в коем случае!

— Но как не допустить, мама? Как?

— Поговори с женой, сынок. В конце концов, это её мать. И это ей грозит остаться без наследства. Вот пусть она её и уговаривает не выходить замуж. Я не знаю, что именно она скажет своей матери, но этой свадьбы быть не должно. Понял?! Или я тебе не мать.

— Я всё понял, мама, — испуганно ответил Яков. — Я поговорю с Сусанной. Я постараюсь её убедить. Я решу все твои проблемы. Обещаю, что буду стараться.

— Не надо стараться, Яша. Не надо обещать. Надо просто взять и сделать.

— Я сделаю, мама! — решительно ответил Яков, посмотрел на часы и вышел из квартиры.

А в это самое время Сусанна, жена Якова, на кухне готовила драники для любимого мужа, периодически поглядывая на часы. Тревожно было на душе у неё.

«Скоро муж вернётся с работы, а у меня ещё ничего не готово, — думала она, — и за это он опять будет на меня сердиться. Последнее время он стал каким-то особенно беспокойным. По каждому пустяку тревожится. Надумывает всякое такое, что даже мне не по себе становится. А своё плохое настроение срывает на мне. Ой... Боюсь, не хватит терпения. Сорвусь. Ведь и у меня нервы не железные».

Услышав звук открывающейся двери, Сусанна насторожилась. Снова посмотрела на часы.

«Неужели Яков уже вернулся? — подумала она, вытирая руки полотенцем. — Но почему так рано? Ещё ведь пяти нет. Побегу встречать, а то, не ровен час, осерчает, а я не выдержу и сорвусь».

Сусанна бросила ножик и не до конца очищенную картошку в раковину и побежала в прихожую.

— Здравствуй, любимый, — нежным голосом произнесла Сусанна, выскочив в прихожую. — А я вот драники твои любимые делаю. А ты сегодня пораньше? А я...

Сусанна хотела объяснить, что ещё не всё готово, что она только начала картошку чистить, а тут он. Но молчание и каменное лицо мужа заставили её замолчать. Не по себе стало Сусанне от взгляда, каким смотрел на неё муж.

— Что-то случилось? — спросила она.

«Может, с мамой его что-нибудь приключилось, — подумала Сусанна. — Яков вчера говорил, что Марфа Потаповна просила его заехать. Дескать, разговор у неё какой-то серьёзный есть к сыну».

Яков продолжал молча смотреть на жену.

— Да на тебе лица нет, — произнесла Сусанна. — С мамой что-то?

— С мамой что-то! — стальным голосом ответил Яков. — Только не с моей.

— А с чьей?

— С твоей.

— А что с моей мамой?

— Только не прикидывайся! — закричал Яков. — Думаешь, я поверю, что ты ничего не знала? Наверное, специально скрывала! Надеялась, что я ничего не узнаю? Да?

«На что я надеялась? — подумала Сусанна. — Что скрывала?»

— Ничего не понимаю, — ответила Сусанна. — Чего я не знала?

— Что твоя мама замуж выходит!

— Замуж? Впервые слышу. За кого?

«А в самом деле? — подумал Яков. — За кого она замуж-то выходит? Надо было у мамы спросить. Не сообразил».

— Какая разница, за кого, — ответил Яков. — Главное, что выходит. Вот в чём дело.

«Замуж выходит? — подумала Сусанна. — И что? Даже если и так? Чего он-то волнуется? Не его же мама. Моя! А даже если и его? Что с того? Главное, что все живы и здоровы. Чего переживать-то?»

— Давай, пойдём на кухню, Яша, — предложила Сусанна. — Я закончу с драниками, а ты мне всё подробно расскажешь: кто выходит замуж, за кого и так далее. Договорились? Пойдём на кухню.

Сусанна пошла на кухню. Яков двинулся за ней следом.

«Похоже, действительно не в курсе, — думал он. — Тем лучше. А что? У неё ещё драники не готовы? Безобразие».

— Муж приходит с работы, — закричал Яков, придя на кухню, сев за стол. — Устал! А у тебя ничего не готово? Почему? Чем ты здесь занималась?

«Опять кричит, — подумала Сусанна. — Наверное, действительно что-то серьёзное, а я не поняла».

— Я сама только с работы вернулась, — начала оправдываться Сусанна, — задержалась в магазине. Сметану покупала для драников. Так-то у нас всё необходимое, для того чтобы их приготовить, есть, а сметаны нет. А ты вообще должен был только через полчаса прийти. На время-то посмотри. Я до твоего прихода всё бы успела.

Яков посмотрел на часы. Понял, что пришёл раньше.

— Вот на всё у тебя всегда отговорка найдётся. Сметану она покупала. А почему в нашем доме нет сметаны, спрашивается?!

— Нудный ты, Яков, — не выдержала Сусанна. — Зачем нам в доме постоянно сметану держать? Чтобы скисла? А про драники ты только вчера вечером сказал.

— Я — нудный? Можно подумать, это моя мама замуж выходит? Или это я не успел ужин приготовить?

— Я была уверена, что всё успею до твоего прихода, — произнесла Сусанна, продолжая чистить картошку. — Не расстраивайся. Я быстро. А пока я буду делать, ты расскажешь, что случилось с моей мамой. Давай по порядку. Замуж, говоришь, выходит? За кого?

— Я не знаю, — ответил Яков.

Сусанна закончила чистить картошку и стала резать лук.

— Ну, так позвони и поинтересуйся.

— У кого?

— А кто тебе сказал, что моя мама замуж выходит?

— Мама моя.

— Ну, вот и узнай у своей мамы.

Яков позвонил маме. Сусанна закончила чистить лук, взяла тёрку, тазик и стала натирать картошку в тазик.

Яков в это время разговаривал по телефону с мамой.

— Слушай, мама, а за кого мама Сусанны замуж выходит? Сусанна не в курсе. Сказала у тебя спросить. Короче, мама, за кого? Да ладно. Что, серьёзно?

Яков выключил телефон и посмотрел на жену.

— Дожили, — произнёс он. — Твоя мама уже на улице начала знакомиться. Поздравляю.

— За кого она выходит-то?

— За пенсионера какого-то, — ответил Яков, с интересом глядя на жену. — А ты чего? Плачешь, что ли?

— Я не плачу, — шмыгая носом, ответила Сусанна, — я картошку натёрла, а теперь лук режу. Рассказывай дальше.

— Чего рассказывать? — не понял Яков.

— Почему тебя так встревожила личная жизнь моей мамы?

— Ты серьёзно не понимаешь?

— Не понимаю. Ну, познакомилась с кем-то. Подумаешь!

— На улице познакомилась, Сусанна. Это уличное знакомство!

— И что, что уличное? А какое ещё могло быть знакомство в её положении? Где ей ещё знакомиться, как не на улице? Она не работает. Живёт на даче, на средства, оставшиеся от мужа. Где ей ещё знакомиться, как не на улице?

— Ты так спокойно об этом говоришь?

— Конечно, спокойно. Потому что повода нет волноваться. Не понимаю, чего ты волнуешься?

— Она бабушка наших двоих детей!

— И что?

— Это безнравственно!

— Не говори ерунды.

— Ерунда? А то, что теперь моя мама вынуждена будет съехать с её квартиры? Это, по-твоему, ерунда?

— Не обязательно ей съезжать, — ответила Сусанна. — Но даже если и так. У твоей мамы есть своя квартира.

— Ты забыла, что она её сдаёт?! — кричал Яков. — И на эти деньги живёт?

«Достал он меня своим криком, — подумала Сусанна. — Разве нельзя говорить спокойно? Или он думает, что до меня так лучше доходит?»

— Я помню, — спокойно ответила Сусанна. — Сразу после нашей свадьбы моя мама предложила твоей маме жить в её квартире. Потому что моя мама, после смерти отца, живёт на даче. И твоя мама согласилась. А после этого уволилась с работы и сдала свою квартиру. И так продолжается уже много лет.

— Так вот, если ты всё помнишь, ответь мне. На что моя мама жить будет? Если ей придётся покинуть квартиру твоей мамы?

— На работу снова устроится, — ответила Сусанна.

— Ты соображаешь, что сейчас говоришь? Сусанна?

— Да всё я соображаю. А ты не опережай события. Даже если моя мама и выйдет замуж, это не значит, что она выгонит твою маму.

— Ты уверена? А ты позвони своей маме и спроси у неё. Узнаешь много интересного.

— Чего это я узнаю?

— После свадьбы твоя мама собирается всё продать и уехать. Не веришь? А ты позвони ей. И спроси.

К этому времени Сусанна уже натёрла в таз картошку, порезала туда лук, смешала всё это с яйцом, мукой и чёрным перцем и стала размешивать.

— Набери мамин номер, — попросила Сусанна, — и включи на громкую.

— Мама, это я, — произнесла Сусанна, услышав голос матери.

— Да, доченька. Слушаю тебя.

— Говорят, ты замуж выходишь, всё продаёшь и уезжаешь из Москвы навсегда?

— Выхожу замуж, доченька, всё продаю и уезжаю. Навсегда.

— Поздравляю. А жить где будете?

— У мужа, в Санкт-Петербурге. Я тебе позже пришлю адрес.

— Всё поняла. Желаю счастья, мама.

— Спасибо, доченька. Я позже позвоню, скажу день свадьбы и где справляем. У тебя-то как, всё хорошо? Как дети? Как Яков?

— Всё отлично. Все здоровы.

— Чем занимаешься?

— Драники для любимого мужа делаю.

— Не буду отвлекать.

Мама Сусанны выключила телефон.

— Что скажешь? — спросил Яков.

— У мамы счастливый голос. Я очень рада за неё.

— Счастливый голос? Рада за неё? Интересно. А моя мама?

— А что твоя мама?

— А то, что она несчастна, тебя не волнует?

— Почему она несчастна?

— Потому что? Ей скоро будет негде жить!

— Ерунда. У неё есть своя квартира. Туда переберётся.

— Она её сдаёт.

— Значит, не будет сдавать. А будет теперь сама жить. В чём проблема-то?

«Мне не нужен сын, — вспомнил Яков слова мамы, — который не способен за счёт своей жены и её мамы решить мои проблемы. Или я, или они. Свадьбы быть не должно!»

Яков понял, что настало время поговорить с женой сурово.

«Хороших слов она не понимает, — подумал он. — Ну, что же. Придётся поговорить с ней по-плохому».

— Проблема в том, Сусанна, — ответил Яков, — что ты — наглая, жестокая, бездушная, лицемерная и лживая. И если сейчас же, слышишь, — Яков перешёл на крик, — сейчас же не убедишь свою маму не выходить замуж, я с тобой, знаешь, что сделаю, я тебя... Звони сейчас же маме своей, и пусть она при мне, слышишь, при мне пообещает, что...

Яков не успел договорить. Потому что тазик с перемешанным в нём натёртым картофелем, луком, яйцом, мукой, солью и свежемолотым чёрным перцем оказался у него на голове.

«Не выдержала, — подумала Сусанна, вытаскивая мужа за шиворот с кухни в прихожую, — сорвалась. Хорошо, что не успела сковородку на огонь поставить».

Она открыла дверь и вытолкнула Якова за дверь, а дверь закрыла.

Всё случилось так быстро, что Яков даже ничего не успел понять. Очнулся он только тогда, когда оказался за дверью квартиры. Он снял с головы тазик и огляделся. В это время Сусанна открыла дверь и выкинула из квартиры верхнюю одежду и ботинки мужа, и забрала у него тазик.

— Такси я тебе вызвала, — сказала Сусанна, — через десять минут машина будет у подъезда.

— Докуда такси, Сусанночка? — поинтересовался Яков.

— До мамы твоей, — ответила Сусанна.

— Большое спасибо, — произнёс Яков.

Через тридцать минут он входил в ту самую квартиру, в которой пока ещё жила Марфа Потаповна. И которую скоро продадут.

***
— Что за вид, Яков? — строго спросила Марфа Потаповна. — Ты выполнил, о чём я тебя просила? Поговорил с женой?

— Поговорил.

— Разговор был удачным?

— Разговор был напряжённым.

— Я вижу. А что у тебя на голове? Мозги от перенапряжения расплавились?

— Типа того, — ответил Яков и грустно улыбнулся.
Марфа Потаповна вспомнила слова, которые недавно говорила сыну.

«А с этой квартиры я съеду, только если буду точно знать, что у меня больше нет сына».

Она поняла, что съезжать придётся, и сын — вот он, никуда не делся.

«Лучше бы я просто съехала отсюда и не поднимала шума, — подумала Марфа Потаповна, — по крайней мере, жила бы одна в своей квартире. А теперь, наверное, судя по всему, придётся до конца дней с сыном жить».

© Михаил Лекс, автор рассказа (02.11.2023)
Опубликован впервые на Дзене: «Как стать счастливым?»
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории.
Благодарю. #МихаилЛекс #РассказыДзен_mleks