Как я работал директором больницы

Александр Щербаков 5
Многие читатели могут задать вопрос: «Что это за директор больницы? Есть главные врачи, заведующие отделениями, поликлиниками. Откуда взялся еще директор?».  Все верно, в небольших больницах на селе, в районе и даже в городе о директоре больницы не слышали никогда.  Но вот в 2003 году приказом Министра здравоохранения России такая должность была введена в крупных, 1-й и 2-й категорий, больницах вместо должности заместителя главного врача по административно-хозяйственной части. И мне понятно, почему это было сделано. 

Ведь основное время главный врач большой больницы тратит на решение административных вопросов – ремонт зданий,  поиск спонсоров (в медицине никогда не хватало денег), обеспечение лекарствами и оборудованием, как медицинским, так и бытовым, участие в различных совещаниях и комиссиях.  Считается, что на это уходит примерно 70-80% рабочего времени каждого главного врача. Психология тех руководителей, кто оказывает помощь больницам, устроена так, что они предпочитают иметь дело с главным врачом, а не с его заместителем по АХЧ, хотя большинство вопросов как-раз входит в его компетенцию.  А с директором они будут уже разговаривать на равных.

А организацией лечения в стационаре занимается начмед, или заместитель главного врача по лечебной работе, как написано в штатном расписании. В поликлиниках есть свои заведующие и над ними заместитель главного врача по поликлиникам.

У меня за плечами большой стаж работы в разных больницах и должностях. В медицине я, как говорится, собаку съел. Судите сами, уважаемые читатели.  После окончания Хабаровского медицинского института три года службы в должности начальника медицинской службы подводной лодки. За эти годы я познакомился с системой оказания медицинской помощи на флоте и в какой-то степени – в армии. В «гражданском» здравоохранении работал в крупной городской больнице, в которой был стационар почти на 500 коек, 2 территориальных поликлиники и одна, оказывающая медицинскую помощь по производственному типу, женская консультация, травматологический пункт, 32 здравпункта на промышленных предприятиях. И хотя я работал врачом-рентгенологом стационара, но пришлось заменять на время отпуска и врачей-рентгенологов поликлиник. А в травматологическом пункте я вообще совмещал, брал ночные дежурства.  К тому же в течении почти десяти лет возглавлял партийную организацию больницы, в которой было почти 2,5 тысячи сотрудников.  Причем наша парторганизация считалась одной из самых боевитых в городе Хабаровске среди не только «первичек» медицинских учреждений. В полном соответствии с Конституцией 1977 года мы вникали в работу всех структурных подразделений больницы, имея в составе первичной организации опытных врачей и медсестер, которые могли что-то подсказать и посоветовать молодым руководителям.

А так как для подготовки вопроса на партийное собрание или заседание партийного бюро больницы проводились проверки, готовились решения, то они не оставались без моего внимания, как парторга больницы. Это заметили в городском отделе здравоохранения и стали сватать меня на должность главного врача другой городской, и тоже крупной, и, как и наша, клинической больницы. Клинической больницей называется такая, где работают кафедры медицинского института.  Мне с большим трудом удалось отбиться от этого назначения, к этому времени я, лишь 3 года работавший в «гражданском» здравоохранения и будучи рядовым врачом-рентгенологом, не чувствовал себя готовым возглавить большой коллектив.

К тому я же я хотел совершенствоваться в своей профессии, которую полюбил. И это мне удалось. Постепенно я поднимался по карьерной лестнице, стал заведующим рентгеновским отделением своей больницы, по мере наработки опыта и знаний получил вначале первую, а потом высшую квалификационную категорию врача-рентгенолога. После того, как возглавляемой мной отделение  было признано лучшим в Хабаровском крае, меня назначили внештатным главным рентгенологом города Хабаровска. А еще через какое-то время пригласили на должность главного, уже штатного, рентгено-радиолога Хабаровского края.  Меня избрали членом правления краевого научного общества врачей-рентгенологов, а затем и членом республиканского правления.  Я участвовал в двух заседаниях правления общества и в одном всесоюзном съезде врачей-рентгенологов.

А после проверки деятельности рентгеновской службы края главным рентгенологом РСФСР профессором П.В.Власовым, которая получила высокую оценку, меня пригласили на должность заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома. Через 11 месяцев я стал уже первым заместителем заведующего, т.е. вторым по статусу начальником  в краевом здравоохранении. А так как мой шеф, заведующий отделом А.И.Вялков, часто отсутствовал в крае, будучи избран народным депутатом РСФСР, то многие вопросы по руководству медицинскими учреждениями края приходилось решать мне.  Я возглавлял краевую аттестационную комиссию по присвоению врачам квалификационных категорий, был членом ученого совета родного медицинского института, входил в приемную комиссию института, которая рассматривала и утверждала результаты приемных экзаменов. Не раз побывал во всех больницах края, за исключением нескольких участковых больниц. Так что все, что творится в здравоохранении края, мне было известно.

Повезло мне и с шефом. Анатолий Иванович Вялков был творческой натурой, он старался внедрить в здравоохранения все новое, что было в тогдашней медицине.  Наш край одним из первых в России стал работать по так называемому «новому хозяйственному механизму», что позволило без проблем перейти на работу при введении обязательного медицинского страхования. Первыми в РСФСР мы стали оказывать современную стоматологическую помощь, установив контакты с американскими дантистами. Впервые в России на базе нашего медицинского института стали готовить врачей семейной медицины.

Конечно, кризис в стране в 90-е годы коснулся и нашего края, и краевого здравоохранения. Но мы пережили его менее болезненно, чем наши соседи по Дальнему Востоку и многие в Сибири. Поэтому Вялкова пригласили на работу в Минздрав России, где он последовательно занимал должности начальника Лечебного Главка, заместителя и первого заместителя министра здравоохранения России. Стал доктором наук, профессором, затем членом-корреспондентом и академиком Российской Академии наук, крупным организатором здравоохранения в России, по моему мнению, это был последний настоящий организатор здравоохранения в Минздраве. Далее нашим здравоохранением руководили всякие Зурабовы, Голиковы, Скворцовы, не знающие практического здравоохранения, а первые двое вообще не имеющие медицинского образования.

Наступали новые времена, и профессионалы в управлении медициной стали лишними. Губернатор Хабаровского края назначил министром провизора по специальности, преподавателя фармации в медицинском институте по роду работы, весьма далекого от практической медицины В.М.Савкову, которая начала развал здравоохранения в крае. Но ни я, ни еще один опытный управленец, В.Г.Дьяченко, недавно покинувший этот мир, к этому процессу руку не приложили. Нам был предложено уволиться по собственному желанию, что мы и сделали. Дьяченко ушел работать в медицинский институт, стал профессором, а я какое-то время работал в бизнесе, был директором компании по поставкам медицинского оборудования, лекарственных препаратов и реактивов.  Через 3 года получил приглашение на работу в сибирский город Нефтеюганск, неофициальную столицу в те годы компании «Юкос».

Должность, которую мне предложили занять, называлась директор больницы. Как и вы сейчас, я в то время не знал, что это за должность и с чем её едят (шутка, сами понимаете).  Но в наш век интернета найти любой приказ, если он не секретный, дело пяти минут. Я и нашел приказ Минздрава России о введении в штатное расписание больниц 1-й и 2-й категории должности директора больницы вместо должности заместителя главного врача по административно-хозяйственной части – АХЧ. Но уже сказывалось, что в Минздрав пришли работать дилетанты. Раннее к приказу о введении новой должности прилагалась типовая инструкция. На этот раз её не было. В самом приказе говорилось, чем должен заниматься директор, за что отвечает. 

За те три года, что я работал директором в бизнесе, в здравоохранении многое изменилось. Правда, не всегда в лучшую сторону. Но для занятия должности директора, как я понял, по новому положению надо было иметь сертификат специалиста, желательно по организации здравоохранения. Сертификацию ввели недавно, как я понял, чтобы выкачивать деньги с медицинских учреждений. Доходило до абсурда. Я, врач-рентгенолог высшей категории, не мог работать по специальности без сертификата.  Все скопировали у американцев, у которых нет квалификационных категорий.

И я, имея высшую квалификационную категории по организации здравоохранения и социальной гигиене, должен подтвердить её на каких-то сертификационных курсах.  Чтобы перестраховаться, я решил проучиться на этих курсах в Хабаровском институте повышения квалификации работников здравоохранения. Договорился с ректором института С.Ш.Сулеймановым о свободном посещении занятий, ведь преподаватели были из тех, кому я как председатель краевой аттестационной комиссии присваивал врачебные категории, и к тому времени, когда собрался переезжать в Сибирь, уже имел на руках сертификат.

Когда я приехал в Нефтеюганск, главный врач больницы Людмила Михайловна Петрухина была в очередном отпуске. Ведь было самое начало июля месяца. Но все распоряжения насчет меня она отдала. Мне выделили кабинет, познакомили на планерке со всеми заместителями главного врача и заведующими поликлиниками и отделениями. И я стал вникать в работу, прежде чем написать для себя должностную инструкцию. Ведь типовой-то в приказе Минздрава России не было.

Кабинет, который мне выделили, был такой же, как у всех других заместителей главного врача и в одном ряду с ними, между приемной главного врача и небольшим залом для заседаний. Имея большой опыт работы с компьютером, я попросил установить у меня в кабинете компьютер с принтером и сканером, подсоединить к сети, и это позволило мне без проволочек печатать нужные мне инструкции и распоряжения, находить в интернете любой нужный мне документ.  Имея в больнице отделение АСУ, это не было чем-то особенным.  Но вот в кабинетах других заместителей главного врача компьютеров не было, поэтому только это и выделяло мой кабинет от других. Со временем  в кабинете был сделан небольшой косметический ремонт по моему проекту, и он стал очень уютным.  Но вернемся к характеристике здравоохранения в городе.

Как оказалось, муниципальная больница была единственной в городе с населением чуть больше ста тысяч жителей.  Была отдельная станция скорой помощи, две стоматологической поликлиники и … горздрав.  Да, в мэрии был городской отдел здравоохранения со штатом из 4-х человек.  Была также страхования медицинская компания «Югория». Но с этими структурными подразделениями мне пока не надо контактировать.  Но зато со всеми лечебными и подсобно-диагностическими надо было познакомиться, чем я и стал заниматься до приезда Петрухиной.

Стационар на 900 коек, в котором были терапевтические, хирургические отделения, детское, инфекционное, родильное, нервное, психиатрическое отделения, дневной стационар, консультативное отделение, женская консультация, врачебная амбулатория, две поликлиники – взрослая и детская, хозрасчетное отделение, три филиала поликлиник, были разбросаны по всему городу. Филиалы и врачебная амбулатория требовались для того, чтобы приблизить амбулаторно-поликлиническую помощь к жителям города. Так что объектов для приложения моих усилий по хозяйственному обеспечению достаточно. Тем более, что строится одна взрослая поликлиника и планируется строительство детской. Ремонтируется взрослая поликлиника (прием взрослых ведут в филиалах), восьмиэтажный корпус.  Есть больничная аптека, отдел снабжения, АСУ, АХЧ.  В штате больницы есть главный инженер и его помощник.  По сути дела, муниципальная больница примерно, как окружная в Ханты-Мансийске. Правда, в той коек 600, а у нас 900. И вместо одной консультативной  поликлиники две территориальных. В коллективе больницы трудились около 400 врачей и более 2 тысяч средних медицинских работников, большое количество младшего персонала.

Я обошел все отделения и поликлиники, познакомился с руководителями, обошел все подразделения и мне стал ясен примерный объем моей работы.  Хозяйственно облуживание всех подразделений, электроснабжение, снабжение кислородом оказывают сторонние организации, победители конкурса, который проводится в администрации города.  Снабжение медикаментами тоже осуществляют победители конкурса в городе, а вот на дорогостоящее медицинское оборудование конкурс проводится в окружном департаменте здравоохранения в Ханты-Мансийске. Но следить за работой привлеченных организаций, контролировать все вопросы хозяйственного обеспечения и была моя задача.  На это я и стал вносить в проект должностной инструкции пункты своих обязанностей и своих полномочий.

Даже при первичном осмотре, не очень глубоком, бросилось в глаза хорошее обеспечение современной медицинской аппаратурой, прекрасно оборудование отделения выхаживания новорожденных. Врачи городской больницы оказывали хирургическую, терапевтическую, лабораторно-диагностическую помощь. Для этого имелись все условия, в том числе 2 компьютерных томографа, 26 аппаратов УЗИ,  современные рентгеновские аппараты и лабораторное оборудование.  Такую богато оснащенную медицинским оборудованием городскую больницу мне не доводилось видеть. Разве что в Москве несколько крупных больниц были примерно так же оснащены. Со временем я познакомился со многими медицинскими работниками. Познакомился и с историей больницы, которая развивалась вместе с городом.

Большой клад в развитие здравоохранения Нефтеюганска внесли Веракса Н.П., Миллер В.А., Пакин И.А., Радомский В.А., Соболева Л.А., Белоконь Т.П., Яцкив В.И.  Именем последней названа больница, и доска, уведомляющая об этом, висит на видном месте.  Стоматологическую помощь оказывали самостоятельные поликлиники. Так же отдельно от больницы функционировала и скорая помощь.  Руководство здравоохранением осуществлял небольшой отдел в администрации города, которым руководил Казимиров, санитарный врач по профессии.

Нефтеюганск – северный город, там летом белые ночи, а зимой световой день очень короткий. Как и лето. Сами горожане говорили, что июнь в Нефтеюганске еще не лето, а август – уже не лето. Поэтому мне, как отвечающему за безопасность эксплуатации всех зданий, надо было в первую очередь позаботится об обеспечении теплом в долгие зимние месяцы,  обеспечить электробезопасность и работу противопожарной сигнализации, устойчивое водоснабжение и обеспечение кислородом. Эти вопросы я включил в план работы на ближайшее время.

Еще ни в какие ворота не входил пищеблок.  Построенный для больницы на 300 коек, он в настоящее время кормил 900 больных, и выполнить все требования санэпидслужбы на пищеблоке было не реально.

Так что к приезду главного врача я написал проект своей должностной инструкции, которая была утверждена Л.М.Петрухиной. Должность директора больницы, введенная в крупных больницах 1-й и 2-й категории вместо должности зама главного врача по АХЧ, предусматривает  в первую очередь организацию работы по хозяйственному обеспечению, проведению ремонтов, уборке территорий,  бесперебойной работе всех систем больницы – тепло и водоснабжения, электроснабжения, обеспечение кислородом, продуктами питания, мягким и твердым инвентарем.  С учетом моего предшествующего опыта работы мне было вменено в обязанности и обеспечение медикаментами и медицинским оборудованием.  Так что объем моих обязанностей был достаточно велик, и с учетом того, что здания больницы были расположены в разных районах города, сидеть на месте мне не приходилось.

Еще до устройства на работу в больницу я почувствовал, что снова попал в «социализм» из ставшего к этому времени «капиталистическим» Хабаровска. По крайней мере, в части оказания медицинской помощи это было точно. Никаких поборов с больных, ответственное выполнение своих должностных  обязанностей медицинским персоналом за тот должностной оклад, что им был положен.  Приехавшая по вызову скорая помощь к моему внуку, у которого поднялась очень высокая температура, внимательно осмотрела подростка, дала советы, и дождалась результата обтирания слабым раствором уксуса тела больного. Убедившись, что температура стала спадать, бригада уехала. Для меня это было удивительным, учитывая, как ведут себя бригады скорой помощи в Хабаровске - мельком взглянут на больного, сделают укол-два и спешат уехать. Но еще более удивительным было узнать, что на скорой помощи в Нефтеюганске работают не врачи, а фельдшера. И такое внимательное отношение к больному.  И это не было исключением.

Познакомившись в первые дни работы со всеми структурными подразделениями больницы, поговорив с заведующими отделениями, я понял, что попал в хороший коллектив, где подавляющее большинство врачей и средних медицинских работников имеют хорошую квалификацию, очень ответственно относятся к выполнению своих должностных обязанностей, уважают больных.  И моя задача была помочь им в решении вопросов хозяйственного обеспечения, проведении ремонтных работ и т.д.  Этим я и стал заниматься.  Нефтеюганская больница мне напомнила 11-ю больницу в городе Хабаровске, где я начинал работать после увольнения в запас после службы на флоте, и где десять лет был парторгом.  Такое же госпитально-поликлиническое учреждение, только здесь стационар крупнее. Количество врачей и средних медработников,  даже численность обслуживаемого населения примерно одинаковое. Так что мне все было знакомо в новой работе.

Учитывая, что из всех заместителей Петрухиной лишь у меня был сертификат специалиста по организации здравоохранения и высшая категория по этой специальности, через год я был назначен первым её заместителем, и в период отпуска главного врача исполнял её обязанности. Это позволило лучше познакомиться с работой лечебных и диагностических отделений.  И мое первое впечатление не обмануло меня.  Все заведующие отделениями и поликлиниками были высококвалифицированными специалистами.  Им под стать были и их подчиненные.  Об этом свидетельствовали и показатели работы больницы, хотя не все они зависели от медиков. Например, низкая общая смертность во многом было обусловлена средним возрастом горожан, который составлял в те годы 28 лет, намного меньше, чем в среднем по округу – 36 лет, и тем более по России – 43 года. Понятно, что чем старше население, тем выше смертность. Но вот низкая младенческая  смертность,  5-6 промиле, на уровне развитых стран Европы и Японии, целиком заслуга медиков, и в первую очередь неонатологов.  Поэтому и высокая рождаемость,  и низкая смертность у рожениц,  тоже объясняется особенностями возрастного состава нефтеюганцев.

При всей большой организаторской работе главного врача были видны и недочеты, связанные с отсутствием полноценной подготовки по организации здравоохранения. Не все курсы повышения квалификации дают необходимые знания курсантам. Мне повезло, я в свое время проходил учебу в Москве на базе центрального института повышения квалификации, и в рамках нашей учебы была полумесячная стажировка в Минздраве СССР.  Это позволило мне сразу увидеть, что Петрухина не считает важным такой раздел коллективного руководства, как проведение медицинских советов в больнице, а так же не делает административных обходов отделений стационара и поликлиник, что рекомендуется учебниками по организации здравоохранения. Я стал проводить свои обходы с участием руководителя профкома, главного инженера больницы, главной медсестры, начальников отдела снабжения и аптеки. Это позволило выявлять «узкие» места в работе отделений и своевременно их устранять.  Если выяснялось, что нужен небольшой косметический ремонт, его оперативно производили. Если не хватало мягкого инвентаря, его выдавали. Во время обхода я заходил во все палаты и интересовался у больных, как их лечат, как кормят, есть ли  претензии к санитарному состоянию.   Уже через пару месяцев ко мне стали приходить сотрудники из разных отделений и просили прийти к ним с административными обходами.  Они видели, что эти обходы дают пользу отделениям.

Вообще за годы работы в больнице я стал довольно популярной личностью в городе. Этому способствовали  и общение с горожанами во время обходов, а сами знаете, как работает сарафанное радио в небольших городах. Кроме этого, в стотысячном, но богатом городе, было сразу четыре местных телекомпании. Ну где тут набраться сюжетов, что показывать по вечерам по местному ТВ.  А в огромной больнице масса возможных сюжетов. И установка нового аппарата, завершение ремонта в каком-нибудь отделении, поставка партии дефицитных лекарственных средств – так что найти сюжет и взять короткое интервью у директора больницы по этому поводу всегда хорошо и для самой телекомпании, и для популяризации больницы.  Поэтому я довольно часто мелькал по местному телевидению.

Хочу сказать, что мне удалось за годы своей работы в должности директора больницы сделать то, что можно поставить мне в заслугу.  Попробую перечислить в порядке важности.  Первое – заменить трубы горячего водоснабжения и отопления на территории больницы, которые износились до предела. Это позволяло входить в зимний период все более и более уверенным в том, что порывов и отключений отопления в спальных корпусах больницы не будет. Сейчас, когда Подмосковье замерзает из-за отсутствия тепла в домах при повышении температуры воздуха свыше 20 градусов мороза, и это наблюдает вся страна, представляете, что могло случиться с больницей при наружной температуры свыше 40 градусов мороза, которая нередко в этом северном регионе.

Второе, не менее важное – навести порядок  в электроснабжении и соблюдении правил противопожарной безопасности. Очень многие руководители больниц в стране погорели на этом в прямом и переносном смысле. Поэтому при проведении ремонтов в отделениях стационара я обязательно требовал заменить проводку, если к её состоянию были малейшие замечания. Ведь в медицинских учреждениях работает огромное количество аппаратуры, и, если не будет электричества, остановится оказание медицинской помощи. 

Третий вопрос – это создание современного реанимационного отделения. И хотя завершение его оснащения произошло уже после моего отъезда, но первый камень в реконструкцию этого важнейшего подразделения больницы положил именно я, выделив для этого целый этаж, исполняя в тот год обязанности главного врача больницы. Причем строили по современному проекту, с возможностью  использования самой современной аппаратуры.  Позже, уже работая заместителем главного инженера Тюменской «Медтехники», я приезжал с электромехаником для наладки последних аппаратов в этом реанимационном отделении и выслушал немало благодарностей от врачей -реаниматологов.

Был сделан еще и тамбур в приемном отделении больницы, что позволило выгружать тяжелых больных  из машин скорой помощи в тепле, а не под снегом или дождем.  Было найдено помещение и установлен аппарат для утилизации биологических отходов, которые до этого сжигали в муфельной печи и противный запах распространялся по микрорайону жилых домов.  Такой утилизатор появился в первом учреждении здравоохранения  ХМАО-Югры.  С учетом большого количества молодых специалистов в больнице, я произвел в пустующем помещении подвала больницы ремонт, провел вентиляцию,  сделал там мини-спортзал, установив тренажеры и стол для настольного тенниса. Это зал редко пустовал, особенно в вечернее время.

За те годы, что я работал в больнице, были сданы в эксплуатацию две поликлиник. Одна взрослая, а вторая детская. Нужно сказать, что и по объему здания, и по своему оснащению эту поликлинику можно отнести к самым лучшим в стране. По крайней мере, в регионах.  Только пять бассейнов для детей разных возрастных групп было в этой поликлинике, один из них сухой.  (Прим. – бассейн, заполненный небольшими шариками вместо воды). Сдача новых поликлиник позволила провести капитальный ремонт старых поликлиник, выполненный с хорошим качеством.  Большой восьмиэтажный лечебный корпус стационара тоже после капитального ремонта выглядел по-современному, хотя изначально в нем много лет назад предусматривалось разместить общежитие для медицинских работников.  Вообще ремонтные работы велись то в одном, то в другом здании многочисленных корпусов  стационара, что позволяло продлевать жизнь этим старым, построенным еще в 60-70-е годы, зданиям.  Часть этих работ финансировал город, часть выполнялась за счет бюджета больницы. 

Кстати, этот бюджет был очень большой, в пределах 800 млн рублей в год  с учетом того, что это было начало 2000-х годов. Городской бюджет финансировал на 100% все статьи расходов больницы, плюс получал доплату медицинский персонал за выполненные объемы медицинской помощи надлежащего качества по обязательному медицинскому страхованию.  Проживающие в городе иногородние, мигранты из Средней Азии и Кавказа, получали медицинскую помощи в хозрасчетной поликлинике по утвержденному прейскуранту. Часть денег шла на оплату труда медицинских работников, а часть на хозяйственные нужды. В больнице не было проблем с проведением ремонтных работ, на это всегда были деньги.

Но вот две задумки, которые родились в моей голове, не удалось выполнить. Первая – это построить новый пищеблок. Старый, рассчитанный на кормление 300 стационарных больных,  уже давно не соответствовал санитарным нормам.  К тому же он стоял отдельно от других корпусов стационара, и приходилось возить пищу через  улицу и в холод, и в снег, и в дождь. А вот новый пищеблок, который должен был быть построен между двумя самыми крупными корпусами,  соединялся с ними теплыми переходами, и практические во все отделения стационара, кроме инфекционного, пища могла доставляться по внутренним коридорам стационара.  Были выбиты деньги на изготовление проектно-сметной документации. Выполненный проектантами из Пензы проект нас полностью удовлетворил, но, к сожалению, дальше проекта дело не продвинулось. Как  будто пищеблок и удобство работы младшего персонала не важны в организации лечебного процесса. И не могу сказать, что таких денег в бюджете богатого Ханты-Мансийского округа не было, но с моим уходом из больницы заниматься этим вопросом оказалось некому.

Второй нереализованный проект – это пристройка к моргу, которая должна была выполнять роль ритуального зала. Думаю, прочитавшие мои заметки нефтеюганцы правильно поймут  мои задумки, они были нужны для очень многих людей.  А пока на ритуальных услугах зарабатывают посторонние люди.

Когда Петрухина уволилась и уехала из города, администрация города объявила конкурс для занятия вакантной должности. Я не собирался участвовать, понимал, что я нахожусь в пенсионном возрасте по меркам северных регионов России. Но меня пригласил к себе и.о. мэра Грибанов и попросил участвовать.  К написанию резюме и плана работы главного врача на ближайшие годы я отнесся с полной серьезностью.  Поэтому мои документы и собеседование со мной членов конкурсной комиссии показали, что я явный претендент на должность.  Окончательное решение комиссии решили отложить до выборов нового мэра города.  Предварительные итоги знали многие, меня уже поздравляли, даже главный врач окружной больницы Белявский, знающий, откуда ветер дует.  Но вмешались хохлы, вернее, довольно большая диаспора медиков с Украины, причем с западных областей, во главе с двумя хирургами – Лысаком и Накостенко. Они сумели уговорить директора окружного департамента, привозя ему подарки, и повлияли на избранного мэром Бурова.  И через месяца три после заседания конкурсной комиссии было оглашено её решение – главным врачом назначить заведующего хирургическим отделением больницы Лысака.

Работа директора больницы мне нравилась, была мне вполне под силу, несмотря на 60-летний возраст.  Я собирался работать еще лет десять. Но вмешался случай.  Все началось с проблемами в «Юкосе», и руководство страны решило, что  главы городов Нефтеюганск и Пять-Ях, а также Нефтеюганского района, не могут быть в стороне от преступным планов Ходорковского по уходу от налогов. Против всех их начались  следственные действия с целью привлечь к уголовной ответственности. И хотя дело в конце концов закончилось пшиком, но нервы всем им потрепали изрядно, и что потом сказалось на здоровье всех этих руководителей, а глава Нефтеюганского района Клепиков скоропостижно  умер через год после ухода на пенсию.  Пришедший вместо Ткачева новый мэр Буров стал избавляться от ставленников старого мэра, и я попал в их число.  Мне исполнилось 60 лет, и новый главный врач больницы Лысак предложил уйти на пенсию, якобы в соответствии с желанием мэра. 

Так закончилась моя жизнь на севере, в очень хорошем городе Нефтеюганске,  к которому я привык за пять лет жизни. У меня остались очень хорошие воспоминания о главном враче больницы Петрухиной Людмиле Михайловне, начмеде Ковалевой Анне Васильевне, заместителе главного врача Белоконь Тамаре Петровне, уроженке города Комсомольска-на-Амуре, о главных  инженерах  больницы Жулитове  и Фоминове, главном бухгалтере Вешторт, начальнике планового отдела Шершневой,  юристе Фоминовой, моей первой помощнице по руководству хозяйственной частью Ваюцкой. Много и плодотворно я контактировал с первым замом мэра Грибановым, безвременно ушедшим в мир иной, заместителем мэра Аладиным, руководителем одной из обслуживающих больницу организаций Арчиковым. Все эти люди помогали мне выполнять сложные обязанности директора крупной многопрофильной больницы города Нефтеюганска. Сейчас она уже носит статус окружной, когда Минздрав России стал проводить свои эксперименты по «оптимизации» учреждений здравоохранения.