28. Глава Максим и Августин

Аля Хатько
Максим после ранения вернулся на службу, и с особым рвением приступил к исполнению своих обязанностей полицая. Свое отсутствие на службе он объяснил начальству  тем, что при попытке задержания подозреваемого за связь с партизанами, тот оказал вооруженное сопротивление и ранил его в ногу. Местные жители доставили раненого  в больницу, где он и проходил лечение. Особенно эту легенду проверять никто не стал. Тогда были частые нападения не только на полицейских, но даже и солдат комендатуры. Теперь же он при  малейшем подозрении населения на связь  с партизанами, тут же тащил подозреваемого  в комендатуру, что заканчивалось для него расстрелом или, в лучшем случае, побоями, после которых не всем удавалось выжить.
Иногда бывая в комендатуре (полицейский участок находился теперь в другом месте) Максим  внимательно присматривался к Августину. Ему казалось, что он его видел в партизанском отряде, когда лежал там после ранения, и даже слышал его голос. Но он был  тогда в таком состоянии, что ему было не до того. А сейчас эта мысль не давала ему покоя. Только бы удалось услышать его голос, - думал Максим, - я бы сразу узнал его. Но в комендатуре Августин всегда молчал, а если что-то у него спрашивали, отвечал жестами. Своими сомнениями Максим поделился с помощником коменданта оберлейтенантом Мильке. И теперь за Августином установили постоянную слежку. Бабке Самойлихе, исполнявшей при комендатуре роль хозяйки, поварихи и уборщицы в одном лице, обер лейтенант поручил следить за Августином и записывать каждый его шаг, каждое его общение.  За это он обещал ей не включать ее дочь в списки для отправки в Германию.  И бабка рьяно взялась за дело. Раз в два-три дня офицер просматривал ее записи. Пока ничего подозрительного там не обнаруживал. Но вот на запись 23 июля обратил внимание. “23.07 16:50. Подошел к

комендатуре местный парень  Семен Величко и стал кого-то ждать. В 17:00 к нему вышел А. Они ушли за угол и минут пять о чем-то спорили, после чего А. сразу ушел”. Оберлейтенант сразу обратился к Самойлихе:
- Как они спорили? Августин же не разговаривает.
- Не знаю. Но я слышала голоса обоих.
- Странно это. В следующий раз постарайтесь на это обратить внимание. И особенно запомните то, о чем он будет говорить.
Августин почувствовал за собой слежку и стал более осторожным. А тут еще руководство отряда поручили ему при первой же возможности убрать Максима. Уж слишком много пакостей он делал людям последнее время. После ранения он как с цепи сорвался, злобствовал и словно возмещал на людях свои прежние обиды. Выполнить это задание Августину пока  никак не удавалось. Во-первых, у него не было оружия, кроме большого длинного кухонного ножа, который он заточил острее бритвы и носил всегда с собой за голенищем сапога. Во-вторых, ему никак не удавалось встретить Максима один на один без свидетелей. Всегда с ним кто-то был из его команды.
Тогда Августин решил устранить Максима руками его же хозяев. Долго придумывал способы, как это сделать. Пришел к выводу, что нужно как-то поставить в известность коменданта о том, что тот эшелон с секретной техникой и вооружением пустил под откос именно Максим. Тогда уж ему несдобровать. И Августин решается написать анонимку и подбросить в почту коменданта. И тут он совершил роковую ошибку, написав анонимку сам. Он писал: “Не очень-то доверяйте Ахмедзянову. Он связан с партизанами. Он лично подложил мину под рельсы эшелона …. июля. Он был ранен охранниками поезда. Лечили его вначале партизаны, а потом перевезли в больницу.  Друг.”
Это анонимка попала вначале в руки оберлейтенанта Мильке. Прежде чем доложить коменданту и принимать какие-то решения, он решил попробовать разобраться, кто может быть автором такого послания. До войны Фриц учился в университете на  юридическом факультете и еще с детства ему не давали покоя лавры знаменитых сыщиков и детективов. Сейчас у него появилась возможность проверить свои дедуктивные способности. Он взял чистый лист бумаги, разделил его посредине вертикальной чертой. Слева  сверху написал: “Кто написал анонимку?” Справа - “Что нужно сделать?” Подумав, в правом столбике перечислил ряд фамилий. В это число попал и Августин.
Одним из первых пунктов в правом столбике значилось: “Добыть образцы почерков каждого и сравнить” Тут же решил сразу действовать. Первым делом запросил все личные дела полицаев и сидел и тщательно сверял почерка  их с анонимкой. Совпадения не обнаружил. Когда дошла очередь до Августина, нигде его бумаг с его записями не удалось найти, Тогда он придумал следующий трюк. Вызвал к себе Августина. Тот явился.
- Послушай. У нашего коменданта майора Нимец в воскресенье день рождения. Мы хотим отметить его этот день. Я дам тебе сейчас марки, и ты должен будешь закупить к столу продукты.
Возьми бумагу и записывай. Список будет длинным, ты не запомнишь все.
Августин попытался возразить знаками, показывая, что и так запомнит. Но Фриц приказал:
- Я сказал - записывай.
Пришлось парню подчиниться. Фриц долго диктовал, а Августин записывал. Потом офицер сказал:
Оставь пока, я может быть еще что-то вспомню и сам допишу.
Так был получен образец почерка Августина. Сравнение с анонимкой показало полное совпадение. Автор анонимки был установлен. В тот же вечер Августина арестовали.

продолжениеhttp://proza.ru/2024/01/16/327