Роковое слово, убивающее счастье

Владимир Дунин
«Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях - ярчайший где, я вспоминаю одно и то же…» - писал известный поэт.  Правда, вспоминал он при этом не что-нибудь хорошее,  а как раз именно черный день чудовищной катастрофы огромной, прекрасной страны,  из которой она и по сей день все еще никак не может выкарабкаться.  Когда до него это дошло в полной мере - застрелился.

Я тоже итожу то, что прожил.  Но, хотя застрелиться, к счастью, пока еще ни разу не захотелось,  вспоминаются почему-то не ярчайшие дни,  а  как раз наоборот -  именно те,  когда до чего-то хорошего было буквально рукой подать,  но… не срослось, как говорится.

И все всегда вот из-за этого самого слова.  Привожу наугад пришедшие на ум примеры:

                - 1 -

Я переехал в канадский Торонто 25 лет назад.  Первый год (спросите у любого) - самый трудный.  Не всегда удавалось найти работу даже за $5 в час.  И даже с такой увольняли, явно наслаждаясь  твоей  беспомощностью в новых условиях. 

Ведь все-то для тебя невозможно, потому что у тебя нет кредитной истории,  нет истории съема жилья,  нет легко проверяемого места предыдущей работы.  Даже твое водительское удостоверение здесь уже недействительно,  а сдать экзамен невозможно.  И невозможно просто потому,  что экзаменационному центру тупо нужны деньги.  Поэтому даже лучшие профессионалы сдают экзамен (и платят каждый раз за него) по 7, по 10 и более раз.  А власть называет этот всем понятный грабеж борьбой за безопасность на дорогах.

К счастью,  дома тогда были дешевые, и получить кредит под залог дома было не трудно.  Но не все решались на покупку дома из-за правил кредитования. Не смог заплатить три очередные взноса подряд - и банк просто забирает у тебя дом,  а ты - на улице.  Короче, купил я себе дом за 200к, хотя в «черном районе» были и по 80к.  Однако было как-то боязно туда соваться.

И вот чуть позже переезжает в Торонто мой хороший знакомый - врач по специальности.  Я,  уже как старожил, советую ему немедленно купить дом,  потому что за два года цены чуть ли не на 50% подросли и собираются этот рост продолжить.  При этом предлагаю ему свою помощь: не деньгами (у меня одни долги ), а жилплощадью.  Он может жить в моем доме и платить только за воду, газ и электричество.  А купленный им дом он может сдавать жильцам - этого с лихвой хватит и на его взносы в банк, и на все мои счета.  Казалось бы, ну куда лучше?

Как бы не так! Во первых, я,  делая такое предложение, должен ясно понимать,  что передо мной не какой-нибудь там музыкантишко,  а человек с самой высоко-оплачиваемой  на Западе профессией,  да еще и с научной докторской степенью,  да еще и с изобретенным  им недавно прибором,  который вскоре принесет ему миллионы прибыли как автору. 

Так что в моей жалкой благотворительности и советах он абсолютно не нуждается. А привезенные им деньги он вложит не в ненужные сиеминутные покупки, а в его будущий бизнес по производству прибора и продвижение его. на мировом рынке.   К тому же он не так глуп,  чтобы покупать дом в период «ценового пузыря», который завтра лопнет,  и дома опять станут дешевыми.

В последующие 20 лет выяснилось, что врачей из Восточной Европы просто официально не допускают к экзаменам,  чтобы они не создавали ненужную конкуренцию врачам с черной кожей либо «умной национальности».  Другие в Канаде не нужны.  А о приборе и речи быть не может без сертификации,  которая стоит миллионы со всеми клиническими испытаниями и страховыми полисами на их проведение. 

В результате,  доктор медицинских наук переучился теперь на массажиста,  которому никогда не купить уже дом,  даже в черном районе. Ведь и  там теперь цены не ниже $1,000,000.  Ну а я все еще должен банку,  хотя и меньше, чем 20 лет назад.  А ведь «счастье было так возможно, так близко!»

                - 2 -

В ЮАР очень большая еврейская община.  У них даже свой собственный  симфонический оркестр был (не знаю: есть ли сейчас)?  И в разговорах ЮАРовские евреи часто повторяли шутку,  что в Торе (Ветхом Завете) содержится ошибка.  Благословенная страна - это не Израиль, а ЮАР.


И оснований для подобного утверждения было более, чем достаточно.  Это и более высокий, чем в Европе или Америке уровень жизни,  и прекрасный климат, и дешевизна еды, любой техники, недвижимости.  Это и чистая,  не загаженная человеком природа с обилием птиц и диких животных,   очень дружелюбные к приезжим люди, и многое, многое другое.

Я с этим утверждением был полностью согласен.  Но однажды моя сладкая жизнь в этой «иной цивилизации на другой планете» (общее мнение всех приезжих) закончилась.  Мне, как ущемляющему интересы местных музыкантов и «ворующему у них публику», просто запретили работать по специальности.  Подробности в:

http://proza.ru/2012/01/2

К этому времени страной стали руководить уже не белые, а черные расисты.  И они рьяно решали свою главную задачу - сделать белому человеку жизнь в этой стране невыносимой.  Благо, рядом был прекрасный пример бывшей,  еще более, чем ЮАР, процветающей страны - Южной Родезии (ныне - Зимбабве).  Там специальные правительственные отряды отлавливали белых самцов на улицах и кастрировали.  Результаты - известны.  Зимбабве  сегодня официально - худшая страна мира.

Большинство белого населения потеряло работу и стало массово покидать страну.  Я знал,  что смогу найти лишь такую работу,  которую ну буквально никто не хочет делать.  И именно такая работа нашлась.  Сводилась она к тому,  что нужно было найти любых людей в городе,  которые согласились бы посмотреть на то,  как представители компании - производителя бытовой техники БЕСПЛАТНО вычистят им ковер в какой-нибудь из их комнат.

И эта компания с этой своей сумасшедшей благотворительностью обещала еще мне платить по $25 с каждой проданной ими машины, если кто-то из «моих» зрителей у них эту машину купит.  Было ясно,  что из сотен желающих получить бесплатную чистку ковра, которых я за первый же день выявлю, уж десяток-то, а то и два машину купят. Выходит, я буду зарабатывать не намного меньше любого там профессора или зубного врача.

А вот как бы не так.  Не только в первый же день, но и во все долгие три первые месяцы моих усилий на новом поприще я не сумел найти ни одного человека, включая женщин-домохозяек,  который позволил бы бесплатно почистить у него в доме ковер. Не помогали ни мои заверения, ни отпечатанные на бланке компании гарантии, что зрители не имеют НИКАКИХ обязательств вроде покупки машины или оплаты проделанной работы.
Все потенциальные зрители были неколебимы в своей решимости не дать кому бы то ни было сделать для них работу бесплатно.

Никаких иных выплат на моей должности предусмотрено не было.  И мой начальник, чтобы я не сбежал, каждый день за свой счет возил меня в МакДональдс ,  где за едой пытался ободрить меня рассказами о своей собственной карьере в этой компании вместо брошенной им ради нее специальности железнодорожного инженера.

Однако в итоге я оправдал свою принадлежность к творческой интеллигенции и расколол этот заморский орешек. Я отбросил инструкции компании и говорил встречным и поперечным, что продаю потрясающую сухую пену. И могу им, возможно, даже в этом месяце устроить бесплатную демонстрацию-мойку ковра в их доме.

Меня тут же перебивали вопросом: сколько эта сухая пена стоит? Я отвечал, что на большую комнату хватает одной литровой бутылки за $3.
Мне тотчас же предлагали «деньги в лапу» за то, чтоб у них не одну комнату,  а весь дом вычистили.  И часто обещали «русский водка» за то, чтоб не ждать месяц.

Короче, завалил я работников этого отделения компании работой. Меня произвели в «полевые менеджеры», напечатали обо мне статью специально на английском (чтоб я мог прочесть) в их журнале, выходящем на местном, голландском языке. А мой начальник, чтобы сэкономить на налогах, стал выдавать мне часть моей зарплаты то своим 3х-летним шикарным «Мерседесом - 230», то новыми машинами, которые я рекламировал, то бизнес-поездками на лучшие курорты мира, и т.п.

Ну а в ходе демонстраций «сухой пены» невзначай выяснялось, что и обыкновенное посудное мыло из собственной кухни хозяев дома ничуть не хуже «сухой пены» работает.  Да вот только хрен ты так вычистишь ковер еще чем-нибудь на свете, кроме как нашей машиной.  Ну а когда ковер в гостиной или в коридоре уже сверкает  чистотой и свежестью красок, то уж все гости непременно начнут спрашивать хозяев дома: «А что это у вас случилось с точно таким же ковром в другой комнате?»

Специально для меня запланировали открытие нового отделения компании, и у меня, скорее всего, больше не было бы финансовых проблем в обозримом будущем. Но тут внезапно проснулось консульство Канады после моей жалобы на «их нравы»,  примененные ко мне их консульством в Москве аж целых семь лет назад. Мне (прямо как Стрелкову в Донецке) сделали «предложение из тех,  от  которых не отказываются».  И я должен был в десятидневный срок продать свой дом, автомобили, рояли, мебель и пр. ради того,  чтобы стать гражданином страны с океаном возможностей для музыканта, которым я оставался в душе, торгуя «сухой пеной».

Я даже договорился за эти «10 дней, которые потрясли (мой) мир» по Интернету о покупке «Консерватории Музыки» города Гримсби на берегу озера Онтарио, и уже обдумывал свои первоочередные шаги в качестве ее ректора.

Забегая вперед, скажу, что эта «Консерватория Музыки» оказалось на самом деле ночлежкой для наркоманов и бездомных.  Никаких студентов и даже пианино в ней давно уже не было.  А все умопомрачительные,  безграничные возможности для музыканта на Американском континенте существуют лишь в виде очень красивых журналов этой отрасли.  Люди «страны, созданной пиратами, ворами и разбойниками» умеют защищать свои интересы не хуже провинциальных  ЮАРовцев.

Оглядываясь назад на свой «опыт в большом бизнесе»,  вижу, что и здесь все его участники  находятся в одном шаге от счастья, который однако же никогда не будет сделан из-за «рокового слова», о котором я пишу этот рассказ.

Ведь  людям с чувствительностью или с аллергией к пыли, эта машина просто необходима,  как и вообще любому, кто не хочет жить в грязи.  А компания запросто могла бы продавать эту машину в 10 раз дешевле, если бы не тратилась на огромную армию «телефонных обзвонщиков», демонстраторов и таких вот «наводчиков» вроде меня с кучей начальства над ними.

И еще одна история в ту же колоду.  Недавно моя студентка по университету в Потшефструме (это как Оксфорд для ЮАРовцев) нашла меня на Интернете и рассказала о своей печальной судьбе.  После моего увольнения (все мои студенты играли на госэкзамене наизусть и без ошибок,  и этим я якобы «обесценил работу и знания других профессоров») она уехала доучиваться в Германию,  вышла замуж за «нарцисса».  И теперь,  после развода сидит без работы и, соответственно, без денег, с таким же бедолагой-«бойфрендом»,  который уже несколько лет не может найти никакой работы.

Я тотчас сообщил ей об открытой мною в свое время в ЮАР возможности заработать не только на кусок хлеба, но и на толстый слой масла на нем.  Предложил дать все адреса и рекомендовать той компании,  в которой чуть было не начал делать свою карьеру в бизнесе. Пригласил их обоих встретиться на Скайпе, чтобы я мог дать  им все необходимые установки для этой простой, но крайне прибыльной работы.

Но в этом примере моя студентка вместо «рокового слова» просто оборвала нашу переписку и больше не отвечает на мои звонки с предложением помочь.

                -  3  -

Моя близкая родственница тоже вышла замуж за «нарцисса»,  видимо, это сейчас модно, и стала с ним воевать при разводе.  А у того любовница в верхах власти.
Довоевалась,  что без всего осталась.  Ни денег, ни дома, ни работы.  Куда бы ни устроилась - через несколько дней увольняют.

Предложил ей переехать в Канаду.  Пообещал жилье, еду и автомашину с горючим на три года, чтобы могла найти работу или переучиться.  Мне бы кто-нибудь такое когда-нибудь предложил.
Но у нее нет денег на эмиграцию.  О кей,  я заплатил за  эту процедуру сам.  Но тут она узнала из телевизора,  что в Канаде теперь уже небезопасно, а ходить с оружием не разрешают. 

Так и сидит по сей день без работы на нищенское пособие в развалюхе под дырявой крышей.  За 20 лет не смогла починить.


                - 4 -


Мог бы написать еще несколько глав о знакомых и родственниках,  которые испортили себе жизнь этим «роковым словом».  Но «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться»?
 
Во время урока физкультуры в консерватории в спортзал заглянул старшекурсник, в будущем - руководитель известного оркестра.  А у меня из кармана в раздевалке исчезли 20 рублей - целое состояние для студента.
Через два дня ко мне подошли две девушки, чтобы отдать мне 20 рублей, собранные для меня всем курсом.

Случись такое сегодня, я бы пошел с этими 20 рублями в буфет и купил бы на них для всех гору пирожных или сочников. И всем было бы приятно и радостно в этой ситуации.  Но я же по-идиотски уперся.  Не возьму и все тут.   И пришлось бедным сборщицам раздавать деньги назад,  вспоминая,  кто дал 50, а кто 20 копеек.  А ко мне никто никаких хороших чувств при этом не испытал.


                - 5 -


Пригласившая меня из Москвы в ЮАР женщина (подробности в

http://proza.ru/2016/09/10/1504   )

стала всем ее гостям на Рождество раздавать подарки.  Неожиданно вызвала к столу раздачи меня и вручила мне шесть пар прекрасных новых брюк (мои за 13 рублей ей очень не нравились).  Вместо спасибо и ответного подарка на следующий день я и тут уперся,  считая, что на глазах у мужа дарить другому мужику брюки нельзя,  да и вообще это слишком дорогой подарок.   Отказался я взять эти брюки, и ей пришлось ездить по магазинам - возвращать.

Позже-то я понял, что она купила брюки на Рождественской распродаже,  может быть, за 20% цены. А мне-то дураку впоследствии пришлось покупать себе эти же брюки, но уже за полную цену.

Если кто-то хочет сделать для вас что-то хорошее,  сто раз подумайте, прежде чем сказать это «роковое слово», убивающее счастье.  И счастья на земле станет больше.