Надгробие Беатриче Дэсте и Людовико Сфорца

Алина Алексеева-Маркезин
    
       Хочу обратить ваше внимание на это прекрасное надгробие работы Кристофоро Соляри  Людовико иль Моро  Сфорца и Беатриче д'Эсте (ок 1499 г.) в картезианском монастыре Чертоза ди Павия.
   
       Кенотаф Людовико иль Моро и Беатрис д'Эсте представляет собой скульптурную группу из каррарского мрамора , состоящую из двух лежачих статуй миланских герцогов, сегодня сохранившуюся в монастыре Чертоза-ди-Павия . Работа скульптора Кристофоро Солари, известная как «иль Гоббо» и созданная в трехлетний период 1497-1499 годов, должна была служить крышкой для гробницы самих герцогов, но так и не была использована и осталась незавершенной.

       Символ вечного супружеского союза,  гробница является одним из немногих в Италии примеров двойной гробницы, специально предназначенной для супругов.
      
       С левой стороны герцог Людовико, закутанный в большой сюрко с многочисленными складками, из которых выходят рукава и воротник камзола , держит в левой руке герцогскую фуражку. Голова с типичной для того периода прической с градуированной бахромой покоится на подушке, богато украшенной подвигами Сфорца .

       С правой стороны герцогиня Беатрис носит облегающую камору с изысканной сетчатой ;;вышивкой  , из которой выходят буфы нижней рубашки. Ее руки завернуты в муфту из циветты , одну из моделей , которую она выпустила, а на ногах она носит пару тапочек . Волосы уложены в типичном стиле коаззоне с бахромой из коротких кудрей, принятой незадолго до его смерти, и двумя более длинными прядями, доходящим до груди. Именно деталь шапки, только что грубо оттесанной по бокам головы, а также подушка без украшений показывают, что скульптура осталась незавершенной.

       Имена герцога Милана  Людовико иль Моро  Сфорца и Беатриче д'Эсте   неразрывно связаны с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.
      Леонардо провел в Милане лучшие годы своей жизни. Здесь у него было столь необходимое ему свободное время. Здесь, используя свое причудливое зеркальное письмо справа налево, он написал свои лучшие книги, включая замечательный трактат о живописи. Здесь же он закончил свои величайшие художественные работы.

       Меня всегда интересуют судьбы людей, с которыми связаны произведения искусства, особенно их взаимоотношения, как и в этом случае, взаимоотношения   герцога Милана  Людовико иль Моро  Сфорца и Беатриче д'Эсте

       Беатриче  д’Эсте была одной  из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса.      Дочь Эрколе I д'Эсте и младшая сестра Изабеллы д’Эсте и Альфонсо I д’Эсте.  Дома Эсте и Сфорца всегда находились в дружеских отношениях, и в 1480 году, чтобы укрепить союз, Лодовико Сфорца через своего посла, Габриеле Тассино, просил у Эрколе д’Эсте руки его старшей дочери Изабеллы. Однако она уже была обещана Франческо Гонзага, поэтому невестой Лодовико стала Беатриче.

       Беатриче  д’Эсте, была хорошо образована, ее окружение составляли знаменитые деятели искусства эпохи Возрождения, такие как живописец Леонардо да Винчи и скульптор Донато Браманте.
      
       Сестры д'Эсте занимались латынью и немного греческим и с ранних лет умели танцевать и петь. Более того, они унаследовали или с детства приобрели вкус к лучшим образцам ренессансной поэзии и искусства, поэтому любой замеченный ими талант мог рассчитывать на их признание и поддержку. Их мать, герцогиня Элеонора, разделяла их увлечения, а возможно, и способствовала их развитию.

      Беатриче исполнилось только пятнадцать лет, она еще не вполне развита, и в ее внешности есть нечто почти детское. Ее округлые щеки и полные губы достались ей от арагонской династии, вернее, от матери. Весьма характерной ее чертой был маленький, заостренный нос. Своим очарованием Беатриче была обязана не своей внешности, а живости своей натуры, своему духу и энергии, той жизненной силе, которая сквозит во всем, что мы знаем о ней.

      Церемонию планировалось провести в июле 1490 года в виде двойной свадьбы: Беатриче и Лодовико и Изабеллы и Франческо. Но герцог Бари неоднократно откладывал бракосочетание, ссылаясь на политические и экономические сложности, что вызвало серьёзное недовольство герцога и герцогини. Истинной причиной нерешительности Лодовико была его привязанность к любовнице, Чечилии Галлерани, она нам знакома  на  портрете Леонардо. «Дама с горностаем». Ок. 1490.  Одно время Моро  думал жениться на ней, но политические соображения перевесили личные.

      Венчание Лодовико Сфорца и Беатриче д’Эсте состоялось 17 января 1491 года в часовне павийской резиденции Висконти в достаточно тесном, почти семейном кругу.   
 
     Первые годы  брака    Беатриче окружена вниманием и совершенно счастлива. Ее супруг заботится о ней, устраивает празднества в ее честь и угождает ей всеми возможными способами. Ей известно, что он испытывает к ней «сердечную любовь и благожелательность; дай Бог, чтобы это продолжалось долго». Согласно Галеаццо да Сансеверино, «между ними возникла такая любовь, что мне кажется, едва ли два человека могут любить друг друга сильнее».

     Несмотря на свою молодость, Беатриче стала для Людовико другом, у которого тот мог спросить совета и на которого мог положиться. Мужчина с его характером инстинктивно ищет в женщине симпатии и поддержки. В письме от 12 марта 1494 года Моро пишет, что так скучает по ее обществу, «что мы признаемся в том, и кажется нам, словно мы теряем часть самих себя, когда она прощается с нами до завтра».

     Ее безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила ее умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором ее темперамента. Из них двоих она была определенно сильнее, во времена опасности брала на себя лидерство и оказывала, вероятно, немалое влияние на государственные дела.

      Но  было и другое. Осенью 1496 года у герцога появилась новая фаворитка — придворная дама его жены, Лукреция Кривелли .( Она нам знакома по портрету Леонардо "Прекрасная Ферроньера")  По сообщению хроникёра Феррары Муральти, измена Лодовико причиняла боль Беатриче, не перестававшей любить мужа.  В 1497 году Лукреция родила Людовико  сына, что, естественно, вызвало большое недовольство герцогини, которая безуспешно пыталась удалить её от двора.

      Судьба Беатриче была прервана смертью во время родов, 3 января 1497 года в возрасте 22 лет.
 Беатриче была уже на довольно позднем сроке беременности, но на здоровье не жаловалась.
   
     Чтобы ее развлечь 2 января 1497 года в комнатах замка устроили танцы, которые пришлось внезапно прервать, так как герцогине стало плохо. Вскоре она родила мертвого сына, а потом и сама скончалась. Медицина того времени была бессильна.

     Убитый горем Лодовико написал отцу Беатриче, герцогу Феррары Эрколе I:

      "Моя жена вчера в восемь часов вечера почувствовала внезапную боль. В одиннадцать вечера она родила мертвого сына, в половине первого душа ее улетела к Богу. Этот ужасный безвременный конец наполнил меня горечью и невыразимой тоской. Я предпочел бы умереть сам, нежели потерять самое любимое и драгоценное существо на свете".

      ЛЮДОВИКО МОРО СОЗДАЛ НАСТОЯЩИЙ КУЛЬТ ПОЧИТАНИЯ УМЕРШЕЙ ЖЕНЫ.

        В августе 1497 года Марино Санудо свидетельствовал, что после смерти жены Лодовико переменился: «Он очень религиозен, ежедневно читает молитвы, соблюдает посты и живёт целомудренно и благочестиво. Его комнаты по-прежнему завешаны чёрным, он все время ест стоя и носит длинный чёрный плащ. Он каждый день ходит в церковь, где похоронена его жена, …, и большую часть своего времени проводит с монахами монастыря».

         По словам историка-доминиканца падре Ровеньятино, в течение года после смерти Беатриче герцог бывал в монастыре два раза в неделю — во вторник, день недели, в который умерла герцогиня он неизменно постился, а в субботу обедал с приором Чертозы.

      У него была монета , отчеканенная с изображением Беатрис на реверсе и его собственным на аверсе;  весьма необычная вещь, так как до этого никогда не случалось, чтобы лицо жены сопровождало лицо господина при чеканке.

     Изображение Беатриче было воспроизведено на сердолике перстня, который он носил на пальце

      Целый год он поклялся есть стоя, на подносе, который держал слуга, и навязал при дворе пост каждый вторник, в день смерти жены.
      
      В замке у него была комната, полностью отделанная черным цветом, которая позже стала известна как Салетта Негра , своего рода святилище , где он уединялся, чтобы оплакивать свою жену в одиночестве,  и куда бы он ни переезжал, он хотел, чтобы его покои были оформлены в черном цвете.

      Каждый день он посещал могилу жены по крайней мере дважды, так что послы, желавшие поговорить с ним, чаще находили его в Санта-Мария-делле-Грацие , чем в замке.  Здесь он иногда собирался с советом,   однажды приказал, чтобы он собирался в покоях Беатриче.

       Столь усердное проявления траура поражали всех современников, хотя впоследствии они были истолкованы некоторыми историками как искусно срежиссированный фарс,в связи с тем, что Лодовико, хотя и кажется, что поначалу прервал отношения с Лукрецией Кривелли, однако в 1500 г. женщина снова оказалась беременной.