Крик

Галина Дейнега
Начнём с притчи.
— Хочешь, я крикну на всю Вселенную, что я тебя люблю?
— Хочу!
Парень наклонился и прошептал девушке на ушко: «Я тебя люблю».
— Ну, — разочарованно молвила та. — Обещал на всю Вселенную…
— А ты и есть для меня Вселенная.
И это правда. У влюблённых сердце вмещает Вселенную,  а души их так близки друг к другу, что общаться можно и шёпотом.

Но это о влюблённых. А как обстоит дело в нашем мире? Многим приходится слышать крики, раздающиеся на улице; они слышны и из квартир. Родители кричат на детей, взрослые и дети — друг на друга. Почему же некоторые люди кричат даже находясь рядом? На этот вопрос и попытаемся найти ответ.

У людей крик является физиологической реакцией организма на стресс, дискомфорт, а также формой выражения эмоций. Он используется болельщиками, актёрами, военными. Крик может быть радостный, призывающий, ободряющий. Это нормально. Не нормально, когда люди разговаривают на повышенных тонах.

Я не кричу. Нет такого желания и необходимости. Но однажды не сдержалась. Дело было так. Защищать диссертацию приехала в Ленинград. В стране уже началась перестройка, но город ещё не был переименован. Меня поселили в общежитие гидрометеорологического института. Как-то вечером я услышала крик, ругань, доносящиеся из коридора. Вышла из комнаты и увидела такую картину. Впятером ребята, окружив парня, избивали его  ногами. Из носа избиваемого текла кровь. И тут я закричала во весь голос: «Прекратите!» Возможно, меня приняли за преподавателя. Все тут же разбежались.

Как правило, крик можно остановить криком, если участники боятся успокаивающего. Иначе ссора, может перерасти в рукоприкладство.

Ленинград  — культурная столица! Я была удивлена не только этой дракой, но и грязью, наплёванными всюду семечками. На мои замечания мне отвечали: «Теперь у нас свобода!» Глядя на эту "свободу", я вспоминала общежития в нашем городе, где в вестибюле — кадки с цветами, журнальные столики со свежей прессой. Перестройка в стране начиналась со столиц и до нас в то время ещё не дошла.

Бывают ситуации, когда человек неожиданно сталкивается с криком в свой адрес. Кто-то считает, что лучшая защита — это нападение и начинает кричать в ответ; кто-то впадает в ступор и не знает, как поступить. Психологи советуют оставаться с холодной головой и не выходить на эмоции. На вас кричат не потому что вы плохой, а потому что человек так отреагировал на какую-то ситуацию, на какой-то внешний фактор. Часто после своего крика человек осознаёт, что его поступок не уместен, сожалеет о своём поступке. Предлагается следующий приём: сказать кричащему спокойно, без эмоций, фразу: «Я тебя/вас услышал(а)». Это не означает согласие. Главное снять напряжение, для дальнейшего диалога. Спокойно сказанные слова лучше воспринимаются. Спокойствие — величайшее проявление силы, оно сильнее эмоций. Не нужно принимать спокойствие за бездействие. Лучше говорите себе каждое утро: «Спокойствие, только спокойствие» и идите радовать мир.

Самое неприятное, когда родители кричат на детей. Психолог Екатеринай Буслова проводит с родителями семинары, на которых те выполняют упражнение, позволяющее понять, что чувствует ребёнок, когда на него кричат взрослые. Один из родителей должен присесть на корточки, чтобы стать намного меньше ростом. Как только другой родитель начинает кричать по какому-то поводу на «маленького» родителя, тот должен повторять фразу: «Я маленький, я просто хочу, чтобы меня любили». Примерно на третьем повторении этой фразы «маленький» родитель начинает плакать. Слёзы льются без остановки. Приходят очень сильные чувства. Часто это воспоминания из собственного детства. Все родители говорят, что глубоко почувствовали, ощутили, как переживает в такой момент ребёнок. После этого упражнения кричать на детей становится практически невозможно.

Взрослые люди должны понять истину: когда они ругаются, на самом деле они не против друг друга, они вдвоём против возникшей проблемы. А её надо разрешать сообща.

Человек, который кричит, выражая своё недовольства, не красив. Вспомните картину норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик». Истинная леди никогда кричать не будет. Она лишь поднимет бровь. Умная женщина не повышает голос на мужчину. Она отдаёт приказы спокойно, чётко, ясно. И денег на покупку чего-либо просит не как милостыню, а спокойно, уверенно, будто разрешает дать их. А мужчинам кричать на женщин разрешается только одним словом: «Куплю!»