Василий Семёнович Лановой вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Василий Семёнович Лановой (вторая часть — окончание)

Его избранницей стала Тамара Михайловна Зяблова, умная и ироничная женщина, долгое время игравшая в театре имени Пушкина (профессионалы утверждали, что она была великолепна на сцене). Они поженились в 1961 году. Несмотря на то, что Тамара Михайловна была старше супруга на пять лет, В.С.Лановой обожал свою жену, буквально носил ее на руках. Это был очень трогательный и счастливый брак, продлившийся десять лет.  В 1971 году Т.М.Зяблова, работавшая в это время уже на телевидении режиссером в редакции литературно-просветительских программ, отправилась вместе со съемочной группой в музей-заповедник  А.С.Пушкина «Михайловское», находившийся в Пушкиногорском районе Псковской области, где они снимали сюжет для Центрального телевидения о пушкинских вечерах. На обратном пути автомобиль со съемочной группой попал в автомобильную катастрофу. Тамара Михайловна погибла на месте происшествия от полученных травм. Она была беременна, поэтому в одно мгновение В.С.Лановой лишился и любимой супруги, и долгожданного нерожденного ребенка. По словам коллег, в таком страшном горе они не видели его больше никогда. Василий Семёнович, понимая, что такие раны чрезвычайно долго не заживают, с головой ушел в работу.

Училище при театре имени Е.Б.Вахтангова В.С.Лановой окончил с красным дипломом в 1957 году, после чего стал актером этого прославленного «храма Мельпомены». Первые годы работы пришлось довольствоваться незначительными ролями, массовкой, но театр сразу же стал его родным домом, и он всю свою последующую жизнь был верен ему до самозабвения, терпеливо ожидая своего часа. И этот час настал: в 1963 году Василий Семёнович сыграл свою фирменную роль принца Калафа в легендарной «Принцессе Турандот» в постановке главного режиссера театра Рубена Николаевича Симонова, после чего он стал ведущим актером этого театра, исполнив множество ролей в самых различных спектаклях: «Гамлет» по трагедии Уильяма Шекспира, одной из самых знаменитых пьес в мировой драматургии, «Каменный гость» по пьесе А.С.Пушкина из цикла «Маленькие трагедии», «Филумена Мартурано» по бессмертной комедии Эдуардо де Филиппо, «Дети солнца» по пьесе Алексея Максимовича Горького, «Фронт» по военной пьесе А.Е.Корнейчука и др. Василий Семёнович считал 1963 год своим годом рождения как актера. 

А в кинематографе он с самого начала стал играть главные роли, чему в немалой степени помогли его незаурядная внешность и амплуа романтического героя. Это особенно ярко проявилось в 1971 году, когда на киноэкраны нашей страны вышел фильм «Офицеры», поставленный на Киностудии имени Максима Горького режиссером Владимиром Абрамовичем Роговым по сценарию Бориса Львовича Васильева и Кирилла Иосифовича Рапопорта. Этот фильм в прокате собрал 53,4 млн зрителей. По версии журнала «Советский экран», Василий Семёнович Лановой за роль Ивана Варравы в данном фильме был признан лучшим актером года. Эта роль была ему чрезвычайно близка, об этом он сам сказал следующее: «И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я все-таки романтик. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Варравы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих». 

Здесь нужно обязательно сказать и о том, что этот фильм помирил двух замечательных актеров — Василия Семёновича Ланового и Георгия Александровича Юматова, сыгравшего в нем одну из главных ролей, а именно Алексея Трофимова. Как говорится, между ними в давние времена пробежала «черная кошка», когда снимался фильм «Павел Корчагин». В то время на роль Павла Корчагина первоначально утвердили Г.А.Юматова. Этот прекрасный актер играл очень хорошо, но режиссерам не нравился создаваемый им образ бесшабашного, жизнерадостного парня, что не соответствовало режиссерскому замыслу — не получался из него «коммунистический Иисус Христос». Когда режиссеры увидели В.С.Ланового, снимавшегося на той же киностудии в фильме «Триста лет тому...», они поняли, что он сможет сыграть роль Корчагина именно так, как они задумали. Сделали кинопробы, и вместо Юматова утвердили на эту роль Ланового. В результате, Г.А.Юматов чрезвычайно сильно обиделся на В.С.Ланового.  

А пятнадцать лет спустя Судьба свела их на съемочной площадке фильма «Офицеры», где они подружились на всю оставшуюся жизнь. Мало того, они вместе снялись в еще двух прекрасных остросюжетных детективных фильмах, поставленных в 1980 году на московской киностудии имени Максима Горького режиссером Борисом Алексеевичем Григорьевым по сценариям, написанным Юлианом Семёновичем Семёновым. Первый носил название «Петровка, 38» (именно по этому адресу находился Московский уголовный розыск), а второй - «Огарева, 6» (по данному адресу находилось Управление МВД СССР).  В этих фильмах сотрудники Московского уголовного розыска полковник Алексей Павлович Садчиков (Георгий Александрович Юматов) и майор (во втором фильме уже полковник) Владислав Николаевич Костенко (Василий Семёнович Лановой) расследовали дерзкие преступления, совершаемые группами уголовников. Фильмы оказались очень успешными благодаря сильному актерскому составу, детективной интриге и прекрасным первоисточникам (книгам Юлиана Семёнова).

Здесь надо обязательно поведать о том, что период участия Василия Семёновича Ланового в этих трех фильмах оказался счастливым еще и по той причине, что в это время он вновь женился. Его супругой стала актриса Ирина Петровна Купченко, пришедшая работать в театр имени Е.Б.Вахтангова, которая покорила Василия Семеновича такими прекрасными качествами, как интеллигентность, женственность, сдержанность и благородство. Она была моложе на четырнадцать лет, за ее плечами был брак с художником Николаем Львовичем Двигубским, двоюродным братом актрисы Марины Влади, но все это не помешало их любви. Они прожили вместе почти полвека, наслаждаясь своим семейным счастьем. Это подтверждали и слова, произнесенные однажды В.С.Лановым: «Я счастлив семьей, у меня любимая жена, прекрасные дети… И если бы сегодня меня спросили, хочу ли я, чтобы жизнь сложилась по другому, твердо ответил бы: «Нет! Я не хочу иной судьбы!». У них родились два сына — Александр и Сергей. 

Вновь став семейным человеком, Василий Семёнович не снизил интенсивность работы как на сцене родного театра, так и в кинематографе. На мой взгляд, он, в какой-то степени, был трудоголиком, чрезвычайно увлеченным своей профессией и своей работой. Такому положению дел в немалой степени способствовала прекрасная физическая форма этого выдающегося актера. Вот как он сам высказывался по этому поводу: «Я всегда был человеком спортивным. Играю в волейбол, в бадминтон, люблю плавать. Спортом заниматься необходимо, потому что это даёт силы, уверенность в себе и, конечно же, здоровье».

Мало того, он обладал чрезвычайно сильной волей. Будучи курильщиком с приличным стажем, он полвека назад принял решение бросить эту пагубную привычку, и больше никогда не прикоснулся к сигарете. По его словам, это произошло совершенно спонтанно: «Я тогда снимался в «Коллегах», где играл хирурга. Режиссер посоветовал сходить в больницу на операцию. Пошел на Пироговку, к профессору Соловьеву, в тот день он оперировал легкое курильщика. И вот, когда ребра раздвинули и хирург вынул это легкое цвета асфальта с отдельными черными вкраплениями и запахом дохлой кошки, пролежавшей на солнце месяца два… Этот запах мгновенно напомнил мне войну, когда вдоль села шли раненые, несли убитых. Тогда тоже был этот запах, и я его услышал и унюхал! И так на меня это легкое сильно подействовало, что, выйдя из института, я вытащил сигареты, спички и выбросил в урну. Многие знакомые, которым я рассказывал эту историю, последовали моему примеру».

В очень многих фильмах он играл людей в военных мундирах, причем делал это настолько великолепно, как будто он сам долгие годы служил в армии. В прекрасном военно-приключенческом фильме «Приступить к ликвидации», снятом в 1983 году на киностудии имени Максима Горького режиссером Борисом Алексеевичем Григорьевым по сценарию Эдуарда Анатольевича Хруцкого о борьбе сотрудников МУРа с бандитизмом в 1943 году, В.С.Лановой убедительно сыграл роль полковника авиации Вадима Григорьевича Чистякова (Алтунина), ценой своей жизни искупившего вину перед Родиной, помогая следователям МУРа ликвидировать банду. За превосходное исполнение данной роли он получил в 1984 году Премию МВД СССР.

Когда Василию Семёновичу задали вопрос, чем вызвано такое его пристальное внимание к людям военной профессии, ответ был таким: «Я — дитя войны. Три с половиной года был в оккупации, видел отступление наших, наступление немцев, отступление немцев, наступление наших. Навсегда хватило впечатлений. Поэтому все, связанное с войной, для меня свято. Я уверен, лучшие песни - о войне, лучшие книги — о войне. Записал четыре военных диска, пою почти все военные песни, читаю военные стихи. Это сидит во мне и будет сидеть до конца дней моих».

В его творческой биографии более семидесяти кинообразов, столько же радиопостановок и ролей на театральной сцене. Но в ней нашлось место только для одной комедийной роли «короля пляжа» в фильме «Полосатый рейс», поставленном в 1961 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Владимиром Александровичем Фетиным. Несмотря на то, что эпизод с участием Василия Семёновича длился на экране всего несколько секунд, эта его роль, где он произносит фразу: «Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках...», не прошла незамеченной, стала для него особенно дорогой. По признанию актера, режиссер В.А.Фетин с огромным трудом уговорил его сняться: на возражения, что он давно уже играет главные роли, тот заметил, что иногда эпизод делает человеку карьеру. «Сейчас я понимаю что он прав, и благодарен ему за эту маленькую комедийную роль», сказал Василий Семёнович.

В.С.Лановой с удовольствием вспоминал этот комедийный эпизод еще и по той причине, что он очень любил и понимал юмор, а также сам мог прекрасно пошутить. В обоснование такого моего утверждения привожу ниже забавную информацию режиссера Сергея Олеговича Снежкина, снявшего в 2005 году телесериал, посвященный биографии советского лидера Леонида Ильича Брежнева, в котором В.С.Лановой исполнил роль Юрия Владимировича Андропова: «Работая над «Брежневым», мы снимали в Министерстве иностранных дел на Смоленской площади. Там есть мемориальный кабинет заместителя Громыко по внешней торговле, где сохранена в целостности вся мебель, сделанная по спецзаказу из карельской березы, телефонные аппараты того времени. Пока мы переставляли свет, Леонид Ильич-Шакуров, Андропов-Лановой и еще ряд товарищей с многочисленными звездами Героев Советского Союза и Соцтруда вышли на Смоленскую площадь прямо перед Министерством иностранных дел и начали приветствовать толпу. Это был цирк на конной тяге! Не исключено, что там произошло несколько автомобильных аварий. Наши актеры устроили такой сеанс спиритизма! Ужас! Абсолютное хулиганство. Еле загнали их обратно. Выбежала охрана. Был скандал. Все-таки Министерство иностранных дел».

Очень немногие люди могут порадоваться в связи с тем, что им при жизни был поставлен памятник. Василию Семёновичу Лановому в этом плане повезло: 9 декабря 2013 года рядом с комплексом зданий Министерства обороны Российской Федерации на Фрунзенской набережной, дом 22, был установлен памятник, посвященный героям фильма «Офицеры», воспроизводящий одну из сцен данного фильма, а именно момент встречи после долгой разлуки двух боевых друзей, а также супруги и внука одного из них. Автором этой композиции является скульптор Алексей Игоревич Игнатов, работающий в Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Аналогичный памятник был открыт 22 февраля 2022 года у входа в Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации. 

И это совершенно неудивительно, если вспомнить о поистине всенародной любви по отношению к выдающемуся актеру Василию Семёновичу Лановому. Недаром его коллега по профессии, знаменитый актер, режиссер, сценарист, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР Сергей Фёдорович Бондарчук сказал в свое время о нем весьма проникновенные слова:  «Совершенно убежден, Василий Лановой- незаурядный, искренний и честный человек, и артист, не обиженный талантом от Бога. Осознание собственного признания, стремление развить и реализовать заложенные творческие возможности, неустанное продвижение по пути глубокого овладения классическим наследием, претворение индивидуального опыта на актёрском поприще сформировали мощный фундамент, на котором взросла яркая и неповторимая Личность».

Очень жаль, что такие Личности не живут вечно. Период 2020-2021 годов оказался очень страшным для нашего искусства, поскольку оно понесло тогда тяжелейшие утраты, скончались такие выдающиеся люди, как «Дежурный по стране» Михаил Михайлович Жванецкий, Армен Борисович Джигарханян, в фильмографии которого было более 250 работ, Ирина Александровна Антонова, легенда музейного мира, многолетний директор Пушкинского музея, Валентин Иосифович Гафт, звезда театра и кинематографа, автор неповторимых эпиграмм, Борис Владимирович Клюев, замечательный актер и театральный педагог. 

Василий Семёнович Лановой, к величайшему сожалению, не щадил себя даже в тот страшный период времени, когда во всем мире бушевала эпидемия коронавируса, ездил на гастроли, встречался со зрителями. 2 января 2021 года он был госпитализирован с пневмонией. 28 января состояние В.С.Ланового ухудшилось, его перевели в реанимацию, он пережил клиническую смерть, и спасти его не удалось. Василий Семёнович скончался в тот же день на 88-м году жизни от коронавируса. 1 февраля 2021 года в его родном театре имени Е.Б.Вахтангова состоялась церемония прощания, и в тот же день он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.   


Борис Пономарев