Об организации выборов в Молдавии и России

Андрей Витальевич Антонов
Постоянно меняющееся законодательство о выборах в России позволяет российской верхушке удерживаться в эшелонах этой самой власти. Нормой стали электронное голосование, проверить результаты которого, на мой взгляд, крайне сложно, многодневное голосование, способствующее ослаблению контроля за ходом голосования. А о самих нарушениях при голосовании в нашей стране не говорит только ленивый.
Электронное голосование, полагаю, предоставляет возможность госорганам проконтролировать, как голосовали избиратели. Ведь голосование в данном случае идёт через сайт Госуслуг, где все сообщения, их содержание контролируются или могут быть перепроверены владельцами сайта, т. е. госаппаратом. Тем самым нарушается один из основных принципов избирательного законодательства - голосование на выборах является тайным,  ст. 7  ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Уже сейчас раздаются голоса, что госслужащих, работников учреждений культуры, образования и пр. в устной форме обязывают зарегистрироваться на сайте Госуслуг и проголосовать именно в электронной форме. Так это, считаю, нарушает и принцип свободного волеизъявления гражданина, что опять же нарушает ст. 7 указанного выше закона. Можно ли признавать выборы, проведённые в таком режиме, законными?
Мы недостаточно знаем, как организован выборный процесс в других странах. В конце 2020-го познакомились с опытом США. А что в краях иных?
Возьмём Молдавию, недавнюю советскую республику. Мой товарищ – руководитель Рыкшанского отделения Союза писателей Молдовы им. А. С. Пушкина Юрий Иванов поделился молдавским опытом. Многократный участник самих выборов, был членом избирательных комиссий, наблюдателем. Так что хорошо знает местный выборный процесс.
В Молдове нет электронного голосования, используются только бумажные бюллетени. Голосуют только в течение одного дня, как правило, в выходной день с 7 до 21 часа. Избирательные комиссии формируются из представителей органов власти и парламентских партий. В ходе голосования  на избирательных участка могут присутствовать общественные наблюдатели и представители партий с правом совещательного голоса. Последние могут присутствовать и при подсчёте голосов. Каждому впоследствии выдаётся заверенная всеми членами избирательной комиссии копия протокола подсчёта голосов. Работа избирательных комиссий завершается только после утверждения названных протоколов. Так проходили и последние выборы в 2021 году.
По электронной базе избирателей проверяются паспорта пришедших на выборы граждан. Действителен ли, не утрачен паспорт, не голосовал ли данный гражданин уже на другом участке. После регистрации данные избирателя вносятся в базу, как проголосовавшего. Дважды уже не проголосуешь.
К тому же в Молдове существует реальная конкуренция между партиями. Власть там не узурпирована небольшой кучкой граждан. Это позволяет вести результативную борьбу с нарушениями с помощью правоохранительных органов и судов.
При сложившейся системе на территории Молдавии, как считает мой собеседник, совершить подтасовки при голосовании крайне трудно. Общественный контроль ослаблен на участках за границей, организованных преимущественно на территориях посольств, там сложнее контролировать его прохождение.
И эта система выборов действует в небольшой сельскохозяйственной стране, руководство которой не кичится гиперзвуком на фоне бедности населения. Не отличается большим промышленным и научным потенциалом, не претендует на статус мировой державы. В очередной раз задумаешься, что привлекательного рукамиводящие в России могут дать миру. Они всё более и более отталкивают народы планеты от нашей страны.
Но самое существенное для сравнения – отсутствие в Молдове электронного и многодневного голосования. И это характерно для других европейских стран. Так что судите сами: где в большей степени соблюдается порядок, закон и защищаются права граждан.
                август 2021 года