Смерть мозга

Шашков Дмитрий
- Итак, коллеги, в анамнезе следующее: пациент некогда был крупным учёным, профессором. С некоторых пор перестал выходить из дома, полностью разрушив социальные связи, со временем стал полностью социально дезадаптирован. Ближайшие родственники, обеспокоенные его состоянием, обратились за помощью. В конечном итоге, пациент оказался в ПНИ. Сам признал себя недееспособным, подписал соответствующую бумагу, - заявляет, что это всё равно несущественно... Наблюдается устойчивый бред и навязчивая идея... Весьма жуткого содержания, насколько можно судить по его отрывочным словам, про чей-то там мозг... Подробно своей идеей до сих пор ни с кем не делился, но вот недавно изъявил желание предстать перед комиссией по вопросу восстановления дееспособности. Впрочем, он по-прежнему заявляет, что "это всё", - то есть, насколько можно понять, его юридический статус недееспособности, - не имеет значения. Пациент не может сформулировать, зачем ему требуется предстать перед комиссией, однако предстать всё же хочет, как он выразился, "поговорить". Мы решили пойти навстречу, так как это может быть, по мнению некоторых коллег, признаком положительной динамики... Что, впрочем, вряд ли... Итак, санитары, введите пациента.
В комнату в сопровождении двух дюжих санитаров вошёл седой старик с растрепанными волосами и отрешенным взглядом. Он сел на указанное ему место перед комиссией и уставился на пол.
- Вы нормально себя чувствуете?
- Я? - переспросил он, ни на кого не глядя, - да не очень... Мне приснился ужасный сон.
- Вы хотите рассказать свой сон?
- Ах, да... Раз пришёл... Там была старая чёрная собака, и как казалось, опасная, и при этом почти неподвижная, она просто лежала... Кто-то выстрелил в неё, чтобы добить... Но не добил... Я тогда сам взял ружьё, зарядил патрон и выстрелил ей прямо в пасть, чтобы добить, чтобы не мучилась... Но она всё равно не умерла... Она открыла пасть, чтобы, наверное, меня укусить, и мне пришлось, уже в целях самозащиты, сунуть ей в пасть ствол ружья... Прямо в окровавленное от выстрела её горло... Ей было больно, она отшатнулась от ружья и сказала человеческим голосом: "Добейте же меня наконец!"
Старик тяжело вздохнул, закончив рассказ. В комнате повисла тишина.
- Вы считаете, эта собака существует в реальности?
- Нет, конечно! Что за ерунда? Это же просто сон!..
- Совершенно верно. Вы также говорили ранее кое о чём, что вас часто беспокоит...
- Ах, да...
- Это, по-вашему, существует в реальности?
- О, да!.. Похоже, это и есть реальность... Вот что меня гнетёт!
- Расскажете нам?
- Рассказать... Попробую… Вы, наверное, слышали про Больцмановский мозг?
- Хм... Больцман - это, простите, кто?
- Физик такой 19-го столетия, да это не важно. Слушайте тогда...
- Про его мозг?
- Нет-нет... Как же вам объяснить?.. Да и надо ли?
- Уж, постарайтесь.
- Да вот уже думаю, зачем?..
- Ну, например, потому что наша комиссия может восстановить вас в правах, и вы уйдёте отсюда.
- А надо ли это? И существует ли ваша комиссия?.. – он медленно оглядел слегка опешивших людей в белых халатах, - ожидаемое ваше удивление не доказывает, что существует, - задумчиво продолжил он, как будто разговаривая с самим собой, - а если бы я увидел и что-то совершенно неожиданное, то и это ничего бы не доказало, потому что сознание контролирует только малую часть процессов мозга... Всё же в какой-то форме вы существуете, пусть даже просто в моём сознании... Или подсознании... Не важно. А значит, можно попробовать вложить в вас то, что понимаю я... Итак, вы слышали, возможно, про бритву Оккама? В двух словах, это про то, что более простая гипотеза более вероятна, чем более сложная. Вот теперь скажите мне, что более вероятно, случайное появление всего, что называется миром вокруг, - человечества с его цивилизацией, животного мира с естественным отбором, всего прошлого вселенной, всей, наконец, упорядоченной вселенной вокруг... Это какое же нарушение закона об энтропии!.. Или, всё же тоже нарушение, но намного меньшее, более вероятное, - существует, случайно возник, случайная флуктуация, только мозг, мой мозг, - в пустоте! Всё остальное - хаос! Возрастание энтропии! Существую только я, и чтобы совсем не сойти с ума, выдумываю себе вас, мир вокруг, науку, вселенную с её законами... Своё существование сомнений вызывать у меня не может - даже не потому, что мыслю, а потому, что больно... Но вот отдельное от меня существование всех остальных и всего остального - это чудовищно маловероятное событие! Кроме меня, ещё миллиарды людей вокруг, это десять в десятой, потом всё множество живых существ, начиная от простейших, - пусть они попроще, зато их ещё на многие порядки больше, плюс вселенная с "тонкой настройкой" - ещё десять в десятках порядков! Уж не говоря про мультивселенную, есть она или нет!.. Какова же результирующая вероятность существования всего этого? Исчезающе малая! Совершенно невероятно!.. Непонятно вам? Зато мне слишком понятно… Слишком очевидно, что это слишком невероятное совпадение, чтобы быть правдой! А значит, есть только я! Очевидно, я существую и, самое главное, всё ещё буду существовать - в вечном одиночестве!
Повисло тяжёлое молчание, в котором слышно было только прерывистое дыхание старика. Тогда кто-то из комиссии, пожалев его, попытался войти в его реальность и сказал следующее.
- Тогда, может быть, этот мозг, - ваш он или Больцмана, я не понял, - ну, в общем, как он образовался случайно, также случайно и распадётся? Умрёт?
- Ах, да! - воскликнул старик, - умрёт! Энтропия! Он и правда может! И слава Богу!
И с этими словами умер.