Меч начальника

Шашков Дмитрий
"...ибо он не напрасно носит меч"
(Рим.13:4)

Должно быть, самый "про;клятый" вопрос истории человечества, истории государств, историософии, - вопрос о праве и необходимости государства, власти, применять насилие к своим гражданам (или, честнее, тогда уж - к подданным?). Вопрос о, хотя бы, мере этого права на насилие, какую следует поставить государству через различные писанные или неписаные законы, - соответственно, конституции или моральные нормы, - но и здесь государство лишь само себе может эти ограничения поставить... А также, неутешительные выводы о падшести человеческого существа, неспособного к жизни в обществе без насильственного принуждения к добродетели и порядку.
А ведь древнейшие, первобытные общества обходились как будто без каких-либо общественных институтов контроля и принуждения - не знали ещё полиции, чиновников или хотя бы какой-нибудь вооруженной стражи, следящей за порядком. Нормы общественной жизни поддерживались традицией, нарушители наказывались общественным осуждением. Нарушитель мог быть изгнан, - похоже, единственная мера наказания глубокой древности. "Первобытная демократия", как назовут это явление их потомки.
Однако первобытные общества неизбежно проигрывали централизованным государствам. Воображение рисует яркую картину этого многовекового и повсеместного столкновения миров: вот, свободные охотники видят первых земледельцев, возделывающих целый день мотыгами землю. Конечно, превозносятся над ними, - а может быть, даже жалеют их, - и, уж точно, сторонятся! Свободные охотники не станут никогда такими! Но вот приходят профессиональные воины - те, кто собирал дань (или, позже, налоги) с этих земледельцев - приходят и легко, играючи, отбирают земли свободных охотников, их самих либо убивают, либо обращают в рабство, либо изгоняют прочь с родных земель, на страшную для тех чужбину, где только нужда и лишения... А их охотничьи угодья теперь - угодья князей - тех, чья военная сила зиждется на воинах (от дружины до профессиональной армии...), а экономика - на сборе денег с крестьян (от дани до налогов...).
Современное человечество знает множество попыток "восстановить справедливость" - все эти коммунизмы, социализмы, либерализмы, демократии - но знает также и тщету этих попыток: всегда, в любом государстве, существует правящий класс (назовут ли его аристократией, олигархией или парт. номенклатурой), всегда распределение материальных благ подразумевает неравенство, всегда существует иерархия и существуют кары за её нарушение.
"Люди неравны, ибо так говорит справедливость"?.. Во всяком случае, справедливость и равенство ("уравниловка") - не одно и то же. Но и неравенство - несправедливо.
А в борцах за социальную справедливость, увы, слишком часто видна банальная зависть - это так заметно, когда вместо помощи тем, кто беднее их, возмущаются излишествами тех, кто богаче их. Мог бы казаться привлекательным социализм, если бы не социалисты... Также и в борцах за права и свободы слишком часто видна банальная зависть к тем, у кого больше прав и свобод, - когда вместо реальной помощи тем, у кого их объективно меньше, лишь крики возмущения теми, у кого их больше. Мог бы казаться привлекательным либерализм, если бы не либералы...
И все революции приводят вновь лишь к новой форме централизованного государства - со всеми его старыми и обязательными признаками: аппаратом принуждения (полицией, спецслужбами, армией), аппаратом управления (чиновничеством, бюрократией).
Общество без централизованного государства неизбежно поглощается соседями, обладающими централизованным государством. "Если народ не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую", - добавим, не только армию, но государство в целом, все государственные институты. Только государство организует народный хаос в нацию. Только благодаря государству народ занимает своё место в истории человечества. Только благодаря государству расцветают науки и искусства, развивается техника, промышленность, общественное благосостояние, внешняя и внутренняя безопасность.
Смиряться под меч начальника для всякого "гражданина"-подданного - есть долг и необходимое требование разума. Анархии может желать либо безответственный глупец, либо человек совершенно отчаявшийся, ждущий фактически собственной погибели; желающий обществу погибели, а себе - суицида...
Разрешение же самого "про;клятого" вопроса, этой всемирной несправедливости, возможно лишь сверхприродным путём - после Второго славного и страшного пришествия Господа Бога нашего Иисуса Христа.