Дом с обременением

Полина Олехнович
На мой юбилей сын сделал неожиданный подарок. Поднявшись из-за  стола, он произнес душевный тост  и торжественно вручил мне электронную карту.
- Надеюсь, этих средств хватит, чтобы купить домик в Болгарии, а мы, - он кивнул в сторону невестки с внучкой,  - будем  приезжать к вам на каникулы.
Гости одобрительно захлопали, а я немного опешила. Я хорошо знала своего сына и понимала, что он не шутит.  Он любил щедрые подарки и мог это себе позволить. В свои тридцать пять  сумел организовать и успешно руководил  IT- компанией. Когда-то я плакала, что он бросил институт, а теперь  гордилась им и, что греха таить, хвасталась.
Вот так получилось, что мы с мужем оказались в Болгарии с целью приобрести жилье. Болгарскую дачу, так сказать. Сами бы  мы никогда на такое не решились , но мысль, что мы делаем что-то на благо детей,  помогала пережить бюрократические сложности, языковой барьер и акклиматизацию.
Нам приглянулся городишко в горах. Не на самом побережье, но зато в экологически чистом месте, окруженный дубами и соснами, источниками с родниковой водой. В советские времена здесь располагался легочный санаторий. Целебный воздух был очень важен для моего мужа астматика. Подкупало и то, что городок старинный, аутентичный, сохранивший болгарский колорит и традиции.
Мы долго изучали местную недвижимость , и наконец, остановили выбор на небольшом, двухэтажном домике с маленьким двором, типичном представителе болгарской архитектуры. Толстые каменные, беленные изнутри стены, отделка почерневшим от времени дубом. Крыльцо выложенное местным мрамором, навес из виноградника. Я сразу влюбилась в этот дом. Радовало и то, что стоит он относительно недорого. Правда, было одно условие.
Хозяйка, женщина наших лет, Димитрина, улыбаясь с болгарским радушием, попросила оставить пожить некоторое время престарелую мать, пока они не подготовят все для ее переезда в новый дом в туристическом городе Бургасе.
- А домик-то с обременением, - иронизировал мой муж.  Но если мне что втемяшится, меня уже не напугать и не остановить. Мы согласились. Бабулька была древняя, сидела безвылазно на нижнем этаже. Там был отдельный санузел и летняя кухня, так что практически не пересекались, но, конечно, испытывали определенные неудобства. Боялись шуметь по вечерам, так  как бабулька рано засыпала, боялись менять что-то во дворе, так как она наблюдала за всем из окна, и становилось как-то не по себе. Мы даже груду хлама боялись выбросить – старушка начинала громко охать и вздыхать. В общем, хозяевами мы себя не чувствовали.
Наконец, в одно прекрасное утро. Димитрина и ее муж Пламен приехали за матерью. Это были душераздирающие моменты, бабушку, обливающуюся беззвучными слезами усадили в машину. Димитрина поблагодарила нас за понимание и терпение. Болгары уехали в новый дом.
А мы вздохнули с облегчением.  Теперь дом был стопроцентно наш.  Каким счастьем было ни н кого не оглядываться и делать все, что вздумается. Мы первым делом избавились от рухляди, с воодушевлением принялись за ремонт.
Через некоторое время, встретившись с Димитриной для оформления последних бумаг на дом, мы узнали, что  бабушка умерла.
Однажды я проснулась среди ночи.  Наша спальня находилась на втором этаже, но я отчетливо в услышала в ночной тишине странные звуки, идущие с первого этажа. Я долго прислушивалась и пришла к выводу, что это скрип деревянной двери туалета.
Я встала, осторожно спустилась по лестнице. В это время редкие уличные фонари выключили. И тут мне стало по-настоящему жутко. Я не могла избавиться от стойкого ощущения, что кто-то стоит в темноте нижнего этажа. Это было даже не ощущение, а уверенность.
Вам знакомо чувство досады и недоумения, когда пытаешься нащупать в темноте выключатель?  Кажется, что он точно был на этом самом месте, но рука скользит по пустой стене. Выключатель словно бы безвозвратно растворился в непроглядной темноте болгарской ночи. В густой, обволакивающей тишине едва слышно поскрипывали старые дубовые половицы.
Мурашки поползли по коже. Я  уже готова была сломя голову взлететь по лестнице наверх и спрятаться к мужу под одеяло. Но сильная часть меня, продолжила поиски выключателя, и, вуаля! свет загорелся.
Внизу никого не было. Никого, кроме выпрыгнувшей из-под ступенек кошки.
 - Жулька, это ты тут хозяйничаешь? – неуверенно спросила я.
Не то, чтобы я суеверный человек, но ходить ночью на первый этаж я зареклась. Даже днем мне становилось там не по себе.
Вскоре к нам приехали погостить знакомые. Оба врачи-стоматологи. Вера и Игорь.  Они остановились  в отеле у моря, но планировали провести у нас пару дней. Гостей разместили в свободной комнате на первом этаже. Мы замечательно провели время. Показали им город, сходили в местный музей, съездили на водопад в лесу, поужинали в местном кафе и закончили вечер у нас на веранде, попивая вкусное болгарское вино с маслинами, брынзой и арбузом.
Неудивительно, что ночью я проснулась по малой нужде.  На первом  этаже горел свет, видимо друзья забыли его выключить . Стыдно признаться, но спуститься и выключить я не решилась, не взирая на дорогой тариф за электричество.
Утром, как любезная хозяйка я спросила, как спалось гостям. Их ответ был предсказуем. Спали тревожно, мучали кошмары.  Вера рассказала, что видела во сне какую-то бабку и ей стало так страшно, что она включила свет, и остаток ночи они спали со светом.  Представляете, что я почувствовала?
Изначально планировалось, что гости проведут у нас две ночи, но они сослались на срочные дела и уехали раньше.
 Предаваться суеверным догадкам не было времени. Сын сообщил, что собирается прилететь с семьей на недельку.  Меня захватили хлопы, связанные с их приездом.
Детям очень понравился дом и городок. Они похвалили наш выбор и жалели, что выбрались ненадолго. Наша четырехлетняя лапочка-внучка счастливая носилась по двору, сбивая горшки с цветами. Взрослые наслаждались вкусной болгарской едой.
Однако в первую же ночь мы проснулись от детского крика. Внучке приснился кошмар. Я снова вспомнила про свои страхи.
Перед отъездом невестка, скромная, тихая девушка, призналась, что ночью оставляла настольную лампу, и ей было очень страшно.
- Наверное, мы не привыкли к такой кромешной тьме по ночам, - оправдывалась она, - У нас в мегаполисе ночью светло как днем.
Может это и редкость, но я любила свою невестку, и она в свою очередь относилась ко мне хорошо, поэтому считать ее слова капризами или вредностью, я не могла.
Когда я рассказала мужу о своих страхах, он только посмеялся.
- Ты что, хочешь сказать, что у нас живет призрак?!
Средь бела дня из уст моего мужа, это предположение звучало действительно смешно.
Болгары оказались приветливыми, жизнерадостными людьми. Мы здоровались с соседями, завели друзей среди местных. Объяснялись на смеси из русских и болгарских слов и жестами.  И конечно, не пропустили праздник в честь дня города. Вернулись домой счастливые, усталые и подвыпившие. На этот раз не спалось мужу.
Как он рассказывал потом, он услышал странные звуки на первом этаже, словно бы кто-то вздыхал. Спустился вниз и увидел, как в темноте метнулось нечто белое, словно бы кто-то прошел в ночной рубашке.
Муж внимательно  следил за моей реакцией.
- Что, напугалась? – засмеялся он, - да это был просто лунный свет, глупышка моя. Он до сих пор обращался ко мне как к маленькой девочке. Но никакие слова и нарочитый смех не могли меня обмануть, я видела, что он тоже занервничал.
Эта история стала последней каплей. Я поехала в Бургас к Димитрине. По болгарской традиции портрет умершей бабушки висел на воротах дома. «Что же тебе не дает покоя?», - мысленно спросила я старуху.
Димитрина гостеприимно встретила меня, накормила болгарской банницей , салатом и запеченными баклажанами.  Я осторожно начала разговор на волнующую тему:
-Мне кажется, ваша бабушка все еще  живет в нашем доме. Может она умерла  в обиде на что-то? – осторожно спросила я.
К счастью Димитрина не высмеяла меня, и даже отнеслась с пониманием. Она рассказала, что за несколько дней до смерти, старушка уже перестала понимать, где находится. Она считала, что все еще живет в старом доме и все просила посадить куст розы.
- Ты же видела какой у нас здесь двор? Сплошной камень. Несколько кадушек под цветы и клочок земли для пары грядок. А бабушка все ныла и ныла про розы. Я уже собралась выкопать  кусты помидор, чтобы посадить на их место розу, но бабушка умерла…
По дороге домой я купила саженец розы. В углу двора как раз освободилось место, после того, как мы вывезли кучу гнилых досок.  Там я и посадила розу.
После этого зашла на первый этаж и громко спросила:
- Ну что ты теперь довольна? Успокоилась?
-  Что ты там говоришь? – раздался голос мужа сверху.
- Я не тебе, - пробурчала я, вглядываясь в сумрак полуподвального этажа.
Возможно, вы скажете, что это самовнушение, но с того дня я перестала бояться. И ни я, ни муж, ни наши частые гости не слышали никаких странных звуков. Разве что Жулька хулиганила иногда.